изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
11.основ направ 80-90 годы . В 70-80-е годы постепенно складывается другой подход в обучении изобразительному искусству: художественно-эстетический (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.). Они считают необходимым побуждать детей к овладению изобразительно- выразительными средствами в процессе создания художественного образа. Однако, несмотря на прогрессивность подходов, выражающихся в повышенном внимании к художественным достоинствам детских работ, в их методике по-прежнему сохраняется доминантная роль взрослого, определяющего содержание и способы действия. V этап – начало 90-х г.г. - настоящее время. Осмысление методики обучения дошкольников изобразительной деятельности как отрасли научного педагогического знания. В настоящее время издаются пособия, направленные на организацию совместной художественной деятельности детей и взрослых, развитие творческого потенциала дошкольника, на выявление признаков одарѐнности и приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям (Гомозова С.А., Гомозова Ю.Б, Горбатова Е.В. Горунович Л.Б., Е.В. Казарина, Калошкина Е.Е., Комоед Н.И., Силивон В.А., Ясева Н.Ю. и др.). Начиная, с 80–90-х гг. XX века внимание специалистов привлечено к проблеме обогащения технической стороны детского рисования. Исследователи рекомендуют применять в детской изобразительной деятельности нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, и считают, что такое расширение художественного опыта детей является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия в совместной деятельности с другими людьми (Н. Д. Дубровская, Р. Г. Казакова, С. Д. Левин, А. А. Лукашова и др.). Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование при помощи красок, пальцев (одного или нескольких) руки или всей ладони. В процессе рисования необходимо соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким, чистым. Для работы в данной технике необходимо приобрести специальные краски, так как возможны случаи проявления у детей аллергической реакции. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «пальцевая живопись» хорошо использовать для рисования на темы: «Огоньки зажглись», «Украсим елочку разноцветными фонариками», «Дождик, дождик кап-кап-кап», «Травка выросла» и т.п. В работе со старшими дошкольниками можно рисовать предметные и тематические картины. Примерная тематика: «Украсим платье для куклы», «Узор для полотенца», «Грузовик», «Чудо-птица», «Гусеница» и т.д. (некоторые из предложенных заданий представлены на цветном развороте журнала, занятия 1–4). Техника оттиска штампами (фабричного и самодельного изготовления) и различными материалами разными по фактуре (пенопласт, винные пробки, сухие листья и т.п.) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: взять штамп (или пробку, ластик, лист) обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на неё краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа, слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование детьми с интеллектуальной недостаточностью этой техники наиболее предпочтительно в декоративном рисовании, т.к. повторение одного и того же движения формирует его ритмичность, что обусловливает совершенствование технических навыков и усиливает кинестетический контроль за качеством движений. В то же время, дети осваивают простую организацию декоративной композиции (в виде линейного орнамента), в основе которой ритмичное повторение элемента узора. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику оттиска хорошо использовать для рисования на темы: «Подарки осени», «Гирлянда шаров», «Ваза с фруктами» и т.п. В работе со старшими дошкольниками рекомендуется примерная тематика: «Укрась полотенце», «Букет цветов», «Осенью в парке» и т.д. (некоторые из предложенных заданий представлены на цветном развороте журнала, занятия 5–8). В изобразительном искусстве техника «коллаж» известна довольно давно. Эта техника состоит в наклеивании различных наклеек из плоских (фрагменты фотографий, слайдов, обоев, цветной бумаги) или объёмных (куски проволоки, дерева, металла) материалов. Рассматриваемая художественная техника предлагается для работы с детьми дошкольного возраста в нескольких вариантах: во-первых, в оригинальном представлении (изложенном выше); во-вторых, как синтез рисунка с аппликацией (вначале на фоновую основу наклеивается заготовка из бумаги, затем дорисовываются детали в технике рисования карандашом или кистью); в-третьих, представляет собой сочетание техники «пальцевая живопись» и аппликации (Н. В. Дубровская, 2002). Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «коллаж» хорошо использовать для рисования на темы: «После дождя», «Петушок – золотой гребешок», «Ежик», «Солнышко» и т.п. В работе со старшими дошкольниками можно рисовать разнообразные пейзажи, натюрморты, тематические картины. Примерная тематика: «Рыбки плавают в аквариуме», «Летом на прогулке», «Чудесные птицы» и т.д. (некоторые из предложенных заданий представлены на цветном развороте журнала, занятия 9–12). Техника «тычок жесткой кистью» требует определенного уровня развития технических умений и навыков ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваемый способ изображения во многом сходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен. Так, при традиционном рисовании кистью – инструмент удерживается тремя пальцами (между большим и указательным, с опорой на средний) с небольшим наклоном по отношению к поверхности листа, линии и мазки наносятся строго по ходу движения руки. В технике «тычок жесткой кистью» кисть рекомендуется удерживать в строго вертикальном положении к поверхности листа бумаги, причем удерживать её между большим пальцем и двумя сомкнутыми (указательным и средним) пальцами руки. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «тычок жесткой кистью» хорошо использовать для рисования на темы: «Спрячь мышек от кошки», «Проведи зверей по домикам», «Нитки размотались» и т.п. В работе со старшими дошкольниками предлагается примерная тематика: «Поставь веточку мимозы в вазу», «Зима пришла, много снега принесла», «Пушистая белочка» и т.д. (некоторые из предложенных заданий представлены на цветном развороте журнала, занятия 13–16). Для ознакомления детей с нетрадиционными художественными техниками изображения используется методика, состоящая из трех этапов. Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приёмы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам. На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети учатся держать правильно инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.) в совместной деятельности с педагогом. На третьем этапе, дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования, или их сочетанию. На протяжении трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделении их сенсорных характеристик (цвет, форма, величина), рассказывать о создаваемых ими образах. Рекомендуется предварительное самостоятельное ознакомление педагога с технологией выполнения изображения, апробация ее на отдельном листе бумаги. Более точно: В 70-80-е годы постепенно складывается другой подход в обучении изобразительному искусству: художественно-эстетический (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.). Они считают необходимым побуждать детей к овладению изобразительно- выразительными средствами в процессе создания художественного образа. Однако, несмотря на прогрессивность подходов, выражающихся в повышенном внимании к художественным достоинствам детских работ, в их методике по-прежнему сохраняется доминантная роль взрослого, определяющего содержание и способы действия. В эти же годы в педагогической науке предпринимается попытка найти единство обучающих и творческих моментов (Т.С.Комарова). Модифицированный вариант поэтапного обучения через двадцать лет представлен Г.Г.Григорьевой (репродуктивный – вариативный - творческий). Такой подход мы связываем с технологией регламентированного творчества [32]. В белорусской «Программе» 1982 года [28] много внимания уделено изобразительной деятельности. Введен новый раздел по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства. Указывается на необходимость обучения детей всем видам декоративной деятельности. В обозначенный период защищают кандидатские диссертации белорусские исследователи: Лазарь Т.И. изучала проблему взаимосвязи искусств и разных видов художественной деятельности: соотношение разных РЕПОЗИТОРИЙ видов рисования при обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста (1980). Развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда было посвящено диссертационное исследование Горунович Е.Б. (1986). Автор разработал пути осуществления комплексного подхода к использованию декоративной деятельности и ручного художественного труда старших дошкольников, определил критерии оценки творческих проявлений детей в этих видах деятельности, представил методику руководства самостоятельной художественной деятельностью детей. В 1988 году Силивон В.А. была защищена диссертация на тему «Формирование двигательных предпосылок письма у дошкольников». Предметом диссертационного исследования был избран процесс формирования необходимых двигательных предпосылок письма. Исследование убедительно доказало, что подготовка детей к письму может осуществляться в условиях дошкольного учреждения. Формирование двигательных предпосылок письма у дошкольников наиболее эффективно начинать с 5-го года жизни, с момента интенсивного развития у них произвольных движений. Были уточнены диалектические связи письма и рисования, выяснены их единство, тождество и отличие, а также возможности последнего в подготовке детей дошкольного возраста к овладению основами письма. В исследовании обозначены два доминирующих направления подготовки детей к письму: посредством специальных графических упражнений, а также занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом. Это, по мнению исследователя, не исключает других вариантов решения проблемы. Специальные графические упражнения рассматриваются исследователем как прообраз (диалектически развивающийся и модифицирующийся по мере поступательного созревания произвольных и РЕПОЗИТОРИЙ направленных двигательных коррекций руки ребенка) уроков письма в школе, так как в них уже перспективно обозначены все основные элементы того, что характерно для последующей ступени обучения. То есть, специальные графические упражнения есть необходимая предыдущая ступень по отношению к будущей, осуществляемой в школе. Тем самым намечается конкретная и необходимая преемственность в работе двух первоначальных звеньев по подготовке и обучению детей письму в общем контексте их всестороннего развития, воспитания и образования. Педагогическая система предлагаемого обучения заключалась в применении различных моделей графических упражнений: в средней группе — преимущественно игрового характера, в старшей—с постепенным переходом к занятиям школьного типа. Силивон В.А. указывает, что подготовка детей к письму посредством графических упражнений требует выполнения целого ряда медико- педагогических требований: разнообразия разноцветных графических материалов; профилактику зрения и подготовку ребенка к продолжи- тельному зрительному труду; осуществление индивидульно- дифференцированного подхода к каждому ребенку. Исследование показало, что уровень сформированности специальных двигательных и графических умений тем выше, чем тщательнее проводится индивидуальная работа с каждым воспитанником. В качестве показателей подготовленности ребенка к овладению в школе основами правописания были определены: уровень графических и двигательных умений детей; точность восприятия и воспроизведения различных графических изображений; устойчивый интерес к специальной графической деятельности; отсутствие признаков утомления при выполнении заданий. Силивон В.А. разработала и представила в виде наглядных пособий серию графических упражнений для детей 4 и 5 лет, имеющих целью планомерное и поступательное формирование двигательных предпосылок РЕПОЗИТОРИЙ письма у дошкольников. В зависимости от цели, задач, содержания избраны определенные методы обучения: информативно-рецептивный, репродуктивный, поисковый, эвристический, игровой. IV этап – начало 90-х г.г. - настоящее время – вариативное образование, основанное на личностно-ориентированном подходе. Осмысление методики обучения дошкольников изобразительной деятельности как отрасли научного педагогического знания. С развитием методики остро ставится проблема исследования принципов и методов научного познания. Это дает сильный толчок развитию методологии методики, параллельно с ней начинает формироваться история методики. Это сосредоточивает исследователей на изучении методики, как научной области знания, а не только особом виде практики. Официальным признанием статуса методики обучения дошкольников изобразительной деятельности как научной специальности в рамках дошкольной педагогики является открытие 1995 году специальности 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования», по которой защищаются исследователи проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В 90-е годы утверждается художественное (или эстетическое) направление, в котором можно выделить три тенденции. Первая связана с поиском наиболее эффективных педагогических условий повышения выразительности детских рисунков с учетом возможностей детей в постижении изобразительно-выразительных средств (Е.Н.Дмитриева, О.Р.Лагутина, В.А. Силивон). Такая методика достаточно обширно представлена в многочисленных журнальных публикациях последних лет. Силивон В.А. разрабатывала вопросы обучения дошкольников декоративному творчеству, организации и методам руководства коллективной деятельностью детей. Вопросам психологических и художественных особенностей детского рисунка посвящена монография. Исследователь уточняет особенности творческого процесса у дошкольников, РЕПОЗИТОРИЙ сущность художественной интуиции, доказывает многофункциональность рисования как одного из видов изобразительной деятельности детей. Интересен аспект проявления художественных методов взрослых и использования дошкольниками обобщенных способов изображения. В учебно-методическом пособии «Идивидуализация обучения в изобразительной деятельности» рассматривается феномен графических построений детей и разнообразные формы, методы, приемы индивидуализированного обучения на занятиях искусством. Вторая тенденция сопряжена с чрезвычайной увлеченностью художественными техниками и материалами. С помощью игровых приемов детям предлагаются создавать необычные изображения. Это направление обусловлено разными целями: стремлением повысить интерес детей к изобразительной деятельности, побудить к творческой, экспериментальной деятельности. Последнее особенно акцентировано в системе ТРИЗ (О. Белобрыкина, Т.А.Сидорчук). Привлечение разнообразных художественных техник, доступных для дошкольников, мы рассматриваем как позитивное явление в развитии методики обучения рисованию. Однако это должно являться не самоцелью, а средством развития детского творчества, сохранения специфического детского стиля. Третья тенденция преобладает в работе детских студий, где педагоги- художники побуждают детей к созданию беспредметных живописных композиций. Содержание и своеобразие графических построений детей нередко недооценивается и на первое место выдвигаются живописные моменты. Художественные пристрастия самого руководителя нередко лишает детское творчество искренности и непосредственности. Личностно-ориентированный подход, господствующий в настоящее время в отечественной педагогике также актуализировал две взаимосвязанных проблемы, активно обсуждаемые сегодня в РЕПОЗИТОРИЙ художественной дидактике: это развитие художественных способностей и индивидуализированное обучение. Инновационные поиски, происходящие сегодная в психолого- педагогической науке и практике, учтены при разработке программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Анализ уже опубликованных программ позволяет вычленить в разделе изобразительная деятельность и ее методике наметившуюся общую тенденцию: более осторожное применение прямых методов обучения и поиск новых подходов. 12.задачи изо Цели и задачи обучения изобразительной деятельности. Цель использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте - содействие развитию личности. Задачи обучения изобразительной деятельности Одна из основных задач обучения детей – формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения – развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи – как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами – задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте – оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке – это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом. Одна из важных задач обучения изобразительному искусству – овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий – это уже изобразительная задача. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения. Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей. |