Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта

  • 1.

  • Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека

  • Плита (палетка) фараона Нармера.

  • Ансамбль пирамид в Гизе.

  • Статуи царевича Рахотепа и Нофрет

  • Скульптура

  • Бюст Аменемхета III

  • Храм в Карнаке

  • Изобразительное искусство 15в

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница3 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    Верования египтян и их отражение в искусстве.

    Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши. 

    Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.
    В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
    Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии). 
    Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире. 

    Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.
    Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта 
    Египетская цивилизация явилась создательницей:
    - великолепной монументальной каменной архитектуры
    - скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
    - прекрасных изделий художественного ремесла.

    1. Монументальность каменной архитектуры.
    2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией.
    3. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и соблюдение неких канонов.
    Причина этого заключалась в том, что памятники искусства Древнего Египта в своём подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. 

    4. Канонизация простейших приемов изображения. Это произошло из-за того, что религиозные воззрения египтян приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. 

    В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному искусству и ставших каноническими:
    - изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
    - изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); 
    - сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху; 
    Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека:
    - голова в профиль, 
    - глаз в фас, 
    - плечи в фас,
    - руки и ноги - в профиль. 
    5. Еще одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.
    Таким образом египтяне достигали обобщенности или стилизации, которая требовалась каноном. Существуют предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии. 
    http://iskusstvu.ru/images/posobie/2_1/14.jpg

    В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет…
    Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности царя (фараона). Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу. 
    Додинастический период


    Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.
    Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.

    В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.
    Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.
    Плита (палетка) фараона Нармера. 
    Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см.
    Содержание: 
    На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне. 
    На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
    В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
    - Построчное изображение
    - Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
    - Выразительность силуэтов.
    - Последовательность и симметрия в изображении фигур.
    - Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.
    Раннее царство


    С 3000 по 2800 гг. до н.э.
    Архитектура

    Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
    Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
    В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати.
    Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
    В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.
    Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).
    Древнее царство


    28 – 23 вв. до н.э.
    Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства. 
    Архитектура
    Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.
    Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.

    Ансамбль пирамид в Гизе.
    Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
    Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны. 
    Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса. 
    Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона. 
    У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр. 
    Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. - в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки. 

    К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.
    Скульптура


    Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение. 
    В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
    В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
    - симметрия и фронтальность в построении фигур
    - четкость и спокойствие поз.
    - геометризм и обобщенность формы.
    - обязательное сохранение портретных черт.
    Изображение фигуры целиком: 
    1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности.
    2. Сидящей на кубообразном троне. 3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.
    Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей. 
    Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность. 

    Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать.
    Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз.
    Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».
    Среднее царство


    21 – 18 вв. до н.э.
    С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
    Индивидуализм проявился в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии - не только фараон и вельможная знать, но и простые люди. Культ умерших очень упростился. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
    Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служили уже не каменные блоки, а кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
    С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство.
    Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений - полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. 
    Скульптура


    Статуя фараона Аменемхета III. Черный гранит. Эрмитаж. 
    На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Царственно восседает на троне. Более индивидуален, чем предшествующие скульптуры (например, статуя ф.Хефрена, Древнее царство).

    бюст аменемхета iii
    Бюст Аменемхета III. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выдают крутой нрав этого царя. 
    Новое царство


    Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
    После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи. Царь мощного тогда государства Митанни свидетельствовал о том, что в державе фараона «золото все равно, что пыль».
    Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
    Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» - Дейр-эль-Бахри напротив Фив. 
    Храм в Карнаке
    Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной. 

    Выводы

    Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
    Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
    Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
    Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.


    8.Изобразительное искусство 15век
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта