поліологія. политология шпоры. 1. Сущность политики и её роль в развитии общества
Скачать 127.12 Kb.
|
56. Особенности формирования гражданского общества в РБГражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются: высокое сознание людей; наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); широкие связи между членами общества; наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных фупп и слоев, развитой и разветвленной демократии; Децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; Развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества - это человек, ориентированный ц9 созидание, духовность; законообеспеченность населения, то есть функционирование право, вого государства. Структура и функционирование общественной системы гражданского общества характеризуется плюрализмом, который проявляется во всех сферах: экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам. Становление гражданского общества - это процесс, в которомодновременно цивилизуется и гражданин, и государство, и общество в целом. 57. Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Этнос– совокупность людей, обладающих исторически сложившейся общностью этнической территории, хозяйственной жизни, языка, культуры и характера.Прародина славян находилась в Висло-Одерском междуречье. Первое появление славян на территории будущей Беларуси относится к VIв. (Приприпятье). Массовое заселение славянами Восточной Европы произошло в VIII – X вв., в результате чего образовались славянские союзы племён в Восточной Европе (VIII – XI вв.): поляне, древляне, северяне, кривичи (псковские, смоленские, полоцкие), дреговичи, радимичи. Кривичи-полочане, дреговичи, радимичи – восточнославянские союзы племён на территории будущей Беларуси. Белорусы и русские сохранили в своих этнонимах упоминание об этой общности.Белорусская народность– восточнославянская этническая общность, сложившаяся в условиях Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского в зоне прежнего проживания кривичей-полачан, дреговичей и радимичей в результате распада древнерусской народности. Самоназвания белорусского этноса в период формирования белорусской народности: литвины – восточнославянское население, принявшее католичество (с XVв); полешуки – жители полесья; русины – самоназвание восточнославянского православного населения ВКЛ (преобл. в Центральной и Восточной Беларуси (XIII – XVI вв)); белорусцы – самоназвание восточнославянского православного населения ВКЛ Подвинья и Поднепровья с конца XVI в. (бывшие русины).В XVII — XVIII вв. в официальных документах Русского государства для обозначения этнического состава населения Белой Руси используется слово «белорусцы», а в XIX в. оно трансформируется в «белорусы», который постепенно вытеснил «литвины», «полешуки» и «тутэйшие», распространившись на территорию древней «исторической Литвы», «Чёрной Руси» и Полесья.Белорусская нация – этническая общность, сформировавшаяся на основе белорусской народности во второй половине XIX – начале ХХвв. Главный признак – наличие национального самосознания– совокупность идей и убеждений, в которых народ осознаёт себя как самостоятельную этническую общность и исторические корни своего происхождения.Однако до начала ХХ столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало. Только провозглашение 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации. 58. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности. Термин «гуманизм» (от лат. – ‘человеческий’) имеет античное происхождение и первоначально был синоним цивилизованности, культурности, или образованности (то есть наличия необходимого круга знаний и воспитания), которые считались одними из высших добродетелей в античном мире. В настоящее время термин «гуманизм» в широком понимании имеет три значения: прогрессивное идейное течение эпохи Возрождения, которое базируется на следующих принципах: обращенность к античной философии, литературе и искусству как к источникам европейской культуры; свободное всестороннее развитие личности, понимаемое как освобождение от внешнего принуждения на основе реформирования государственных, общественных и религиозных институтов;1.мировоззрение (жизненная позиция, система идей), лежащее в основе современной западной индустриально-технологической цивилизации, опирающееся на признание уникальной человеческой личности высшей ценностью, а ее блага – сутью, смыслом, содержанием и целью общественных отношений (человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих творческих способностей);2.отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью и состраданием. При этом необходимо отметить, что Беларусь в период распространения и развития гуманизма как мировоззренческой системы и идеологии была связана с христианской традицией. Для восточноевропейского гуманизма христианство было образом жизни. Его представители полагали, что для прогресса и обеспечения свободы и всестороннего развития человеческой личности в первую очередь необходима нравственность и внутреннее совершенствование. Они не видели необходимости в коренной ломке традиционных устоев и представлений. На формирование духовных ценностей белорусов повлияло географическое положение между Востоком и Западом и осознание принадлежности к христианской цивилизации и культуре. |