Главная страница

Контрольная работа психология Степанова. 1. Теоретические основы, концептуальные положения 3 1 Основные понятия психодиагностики 3


Скачать 0.82 Mb.
Название1. Теоретические основы, концептуальные положения 3 1 Основные понятия психодиагностики 3
Дата16.08.2018
Размер0.82 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа психология Степанова.docx
ТипРеферат
#49207
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

2.7 Диагностика невербального общения

Мимика


Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Автор методики. ЛабунскаяВ.А.[2]

Один из основных параметров оценки мимика - подвижность.

  • Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

  • Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

  • Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов.

Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности.

Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.

Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.

Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.

Позы и жесты


Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Визуальная психодиагностика— новая и относительно самостоятельная отрасль психологии, задача которой состоит в изучении важных характеристик поведения и облика человека в целях проникновения во внутреннее психологическое содержание личности и оптимизации использования возможностей и индивидуальных особенностей каждого человека. Источниками информации о психике человека могут служить его внешность и любые проявления поведения. Важнейшая информация о личности содержится в произвольных действиях и речи.

Внешность человека – его фигура, черты лица, прическа, манера одеваться, а также стиль поведения создают у наблюдателя целостный образ этого человека. Такой образ называется личным имиджем.

Чтобы добиться поставленной цели при реализации делового общения, необходимо применять в комплексе принципы воздействия. Секрет воздействия имиджа заключается в обращении к бессознательной сфере личности. Имидж привлекает внимание людей, направляет их активность в нужном направлении, а затем осуществляет управление их поведением.

Первое впечатление возникает, когда люди видят друг друга впервые. Оно складывается в течение нескольких минут и мало изменяется при дальнейшем общении (известно, что у нас никогда не бывает другого шанса произвести первое впечатление). Именно в этот момент формируется образ партнера по общению. Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что люди в первую очередь обычно обращают внимание на следующие пять факторов (приводятся в убывающем порядке в соответствии с их значимостью):

Замечено воздействие одежды на поведение носящего ее человека. Особенности кроя и посадки изделия на фигуре не только «задают» осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктуют определенную манеру держать себя в обществе. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и как бы определяет стиль своего поведения.

С первого взгляда практически одновременно с одеждой и прической человек воспринимает фигуру партнера по общению. При знакомстве с человеком сознательное, произвольное внимание наиболее долго концентрируется на его лице. Трудно найти другую область, в которой были бы переплетены реальные научные данные и обыденные, житейские знания. В процессе общения очень важную роль играют глаза. По данным психологов, собеседники, находясь на расстоянии одного-двух метров, смотрят друг на друга не менее 50 – 70% времени общения при продолжительности взгляда от 1 до 8 с.

Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания, проникновения во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 2006 г.

  2. Душков Б.А. Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

  3. Колесникова Г.И. Психодиагностика личности от А до Я, Феникс, 2009 г.

  4. Кречмер Э.Строение тела и арактер/Пер. с нем. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  5. Люшер М.Сигналы личности.Воронеж: РУДН, 1993.-190 с.

  6. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. М.: Наука, 1986.

  7. Панферов В.Н.Классификация социально-психологической интрпретации личности.М: 1992 г.

  8. Петрова Е.А., Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.М: Из-во РГСУ, 2004 г.

  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, Бахрах-М, 2006 г.,

  10. Ратанова Т. Шляхта Н. Психодиагностические методы изучения личности, Флинта – МПСИ, 2008 г.,

  11. Тараненко В.И. История лица, или Мастерская физиогматического анализа, Ника-Центр, 2008 г.,

  12. Тараненко В.И. Полевые заметки визуального психодиагностика,Ника-Центр, 2006 г.,

  13. Тараненко В.И. Почерк, портрет, характер: Скрытая психодиагностика в практическом изложении, Ника-Центр, 2001 г.,

  14. Тараненко В.И. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Тесты для отбора персонала, Ника-Центр, 2002 г.,

  15. Тихонов А.П. Соционика, ментология и психология личности, №6, 2000 г.,

  16. Щёголев И.В. Покажи мне свою сумочку - и я скажу, кто ты. 32 фокуса визуальной психодиагностики, Питер, 2009 г..

  17. Щёголев И.В. Чернов Ю.Г. Графология XXI века, Питер, 2008 г.,

  18. Щёкин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению, МАУП, 2007 г.

  19. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Ростов ун-та.2009 г.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта