Главная страница
Навигация по странице:

  • Как складывается первое впечатление о человеке

  • Влияние стиля одежды на восприятие человека

  • Рис. 2. Примеры фигур разных типов (шаржи Б.Ливанова): А — эндоморфы; Б — мезоморфы; В — эктоморфы

  • Черты лица человека и его характер

  • Глаза и язык взгляда

  • Исследование почерка как метод психодиагностики

  • Признак Объяснение

  • Контрольная работа психология Степанова. 1. Теоретические основы, концептуальные положения 3 1 Основные понятия психодиагностики 3


    Скачать 0.82 Mb.
    Название1. Теоретические основы, концептуальные положения 3 1 Основные понятия психодиагностики 3
    Дата16.08.2018
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа психология Степанова.docx
    ТипРеферат
    #49207
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1.3.2 Психология самоподачи. Восприятие психологических качеств человека по его внешности и поведению: личный имидж (Р.Баумейстер, Е.А.Петрова, М.Шнайдер, Э.Гоффман и др.)


    Источниками информации о психике человека могут служить его внешность и любые проявления поведения. Важнейшая информация о личности содержится в произвольных действиях и речи.

    Рассмотрим особенности внешности и поведения человека, которые указывают на те или иные свойства его психики и характеризуют его состояние.

    Внешность человека – его фигура, черты лица, прическа, манера одеваться, а также стиль поведения создают у наблюдателя целостный образ этого человека. Такой образ называется личным имиджем.

    Имидж является неотъемлемой частью культуры делового общения. Имидж (образ, ореол) – это эмоционально окрашенный образ кого-либо (чего-либо), который складывается в массовом сознании и имеет характер стереотипа. Понятие имиджа включает как естественные свойства личности, так и специально создаваемые ею [8,14,16].

    Необходимо отметить, что обретение профессионального имиджа не является самоцелью. Тем не менее, обладание им имеет глубокий практический смысл, так как составляет личную и профессиональную характеристику.

    Наиболее важные слагаемые имиджа работника сервиса следующие [14]:

    1. Профессионализм и компетентность в области профессиональной деятельности.

    2. Нравственная надёжность. Нравственный человек старается жить по моральным заповедям, проверенным многовековым опытом. Безнравственный человек находится в плену собственных страстей и эмоций, его идеалом является вседозволенность. Нравственно надежный человек, столь необходимый нашему обществу, всегда способен на самосовершенствование и, прежде всего, духовное. Его внимание должно быть направлено на богатство человеческой культуры.

    3. Гуманитарная образованность. Гуманитарная культура человека позволяет ему пропускать через себя различную информацию, подвергая её рациональной и чувственной обработке. Например, Ф.М. Достоевский считал, что успешному освоению любой профессии способствует гуманитарная развитость человека, которая облегчает этот процесс. Мировоззрение работника сервиса должно включать следующие ценности: социальная защищенность людей, здоровье, духовное богатство, экологическая безопасность. Гуманизация образования во всем мире не приемлет подготовку специалистов сервиса, игнорирующих ценность жизни каждого человека, его уникальность.

    4. Образование специалиста в области психотехнологии. Психотехнология – наука о практическом использовании психологических техник воздействия на людей. Объектом психотехнологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой. В процессе делового общения реализуется психическая деятельность его участников, представляющая систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок у личности, на которую направлено воздействие. Изучая психотехнологию, работник сервиса осваивает систему практических действий, оказывающих целенаправленное влияние на окружающих.

    Желательность того или иного личного имиджа зависит от среды, в которой живет и действует человек. С имиджем в значительной степени связано признание человека окружающими его людьми и оценочное отношение к нему. Однако человеку, который сознательно создает свой имидж, нельзя терять голову и идти за окружением. Конечно, надо считаться с мнением других людей, но не «растворяться» в нем, а постоянно совершенствовать свои личные качества, развивать эрудицию и профессионализм. Проявление этих качество всегда впечатляюще действует на людей.

    Люди склонны подчиняться тем, кого воспринимают как сильнейших. В былые времена такими были физически сильные люди, затем «толстосумы», а теперь приходят времена культа духовной силы и интеллекта. Сейчас в нашей стране, как может быть отмечено с некоторой долей пессимизма, авторитетом пользуются так называемые «новые русские». Однако с определенного момента социологи стали отмечать появление другой группы людей – «новейших русских». Эти люди выделяются экономической грамотностью, умением прогнозировать и управлять; это работники сервиса, которые быстро достигают высокого материального уровня благодаря своему профессионализму, духовности и психологической культуре. Как правило, они имеют хорошее образование и серьезные запросы – не только материальные, но и познавательные, и духовно-психологические, которые проявляются в разных сферах, а особенно в сфере отдыха и развлечений. Соответственно и работник сервиса, представляющий эти услуги, должен производить впечатление человека (и быть им!), обладающего не только высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, но и общей (в том числе психологической) культурой.

    В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:

    а) принцип повторения как свойство человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Чтобы сделать воспринятую информацию своей, человеку необходимо время. Многократное повторение одного и того же адаптирует психику человека;

    б) принцип непрерывного усиления воздействия, т.е. наращивание аргументированного и эмоционального обращения. В связи с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации, постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно, чем взрывное. Когда же информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающей информации;

    в) принцип «двойного вызова», т.е. свойство восприятия не только на сознательном, но и на подсознательном уровне.

    Чтобы добиться поставленной цели при реализации делового общения, необходимо применять в комплексе принципы воздействия. Секрет воздействия имиджа заключается в обращении к бессознательной сфере личности. Имидж привлекает внимание людей, направляет их активность в нужном направлении, а затем осуществляет управление их поведением.

    Как складывается первое впечатление о человеке

    Первое впечатление возникает, когда люди видят друг друга впервые. Оно складывается в течение нескольких минут и мало изменяется при дальнейшем общении (известно, что у нас никогда не бывает другого шанса произвести первое впечатление). Именно в этот момент формируется образ партнера по общению. Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что люди в первую очередь обычно обращают внимание на следующие пять факторов (приводятся в убывающем порядке в соответствии с их значимостью) [18]:

    1. характеристика внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;

    2. осанка и признаки переживаемых эмоциональных состояний;

    3. поведение;

    4. особенности общения;

    5. предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта.

    Далее сосредоточим наше внимание на внешних проявлениях индивидуальности: внешности, лице и общей телесной конституции.

    Часто случается, что при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации, которая заключается в использовании специальных приемов с целью сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» недостатки. Работнику сервиса желательно уметь распознавать такие приемы и самому владеть ими. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения; обычно эти люди обладают остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя преподнести. Такое поведение может отражать естественное желание произвести благоприятное впечатление, особенно на представителей противоположного пола, возможных клиентов или работодателей и т.п. Но за попыткой казаться лучше могут скрываться и другие намерения, которые стоит выяснить.

    В основе самопрезентации находятся эффекты фасцинации и аттракции.

    Фасцинация – это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т.д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.

    Искусная, богатая разнообразием лексики, ненавязчивая речь, сопровождающаяся особой доверительной интонацией, заинтересованным взглядом, изящным поворотом или наклоном головы, мягким движением рук, эффектными позами – все это в совокупности способно обратить на себя внимание, вызвать симпатию, надолго запечатлеть образ человека в собственном воображении. Это впечатление усиливает со вкусом подобранные одежда, прическа, тонкий аромат (трав, масел, духов), косметика (у женщин), аксессуары и т.д.

    Аттракция – это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, смех, слезы, стремительные движения навстречу и т.д.). Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.

    В поведении любого человека часто проявляются элементы психологической защиты – сознательные или бессознательные попытки не только как можно лучше выглядеть, но и скрыть свои индивидуальные особенности, которые могут осуждаться окружающими. Настойчивая демонстрация какого-либо качества, которое человек считает социально одобряемым («крутости», эрудиции, успеха у другого пола или, наоборот, аскетизма и т.п.), наводит на мысль, что именно в этой сфере у него имеются какие-либо проблемы.

    Более или менее опытный человек сразу заметит психологические защиты, и они могут произвести на него неприятное впечатление. Работнику сервиса следует обратить на это внимание и подумать, не слишком ли настойчиво он себя демонстрирует. Речь идет не о скромности, а о естественности поведения.

    Влияние стиля одежды на восприятие человека

    Разберем более подробно факторы, от которых зависит первое впечатление [7].

    Одежда – вот первое, что бросается в глаза, когда человека видят в первый раз. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

    Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят.

    Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние стиля одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь стиля одежды и таких характеристик человека, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в восприятии манеры одеваться связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий – с моральной чистотой и стойкостью, тесная, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой, свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

    Замечено воздействие одежды на поведение носящего ее человека.

    Особенности кроя и посадки изделия на фигуре не только «задают» осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктуют определенную манеру держать себя в обществе. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и как бы определяет стиль своего поведения. Так, женщина в халате или фартуке, в спортивном костюме или в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному.

    При виде человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимаемого и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидаем одного поведения, в военной форме – другого).

    Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы: военные, полицейские, прокуроры и др., – ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме, по меньшей мере, нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком.

    Обращают внимание и на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

    Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей облика человека: марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники: человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм, воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы.

    Молодежь и представители творческих профессий склонны с помощью стиля одежды подчеркивать свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

    Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро испортят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль (хиппи, панк, гранж). Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

    Остановимся несколько подробнее на так называемом деловом стиле, потому что сейчас многие люди хотели бы его использовать, но совершают ошибки при выборе одежды, тем самым, нанося вред своему образу и деловой репутации. В свою очередь, неправильное «чтение» делового «дресс-кода» мешает созданию адекватного образа партнера.

    Деловой стиль – это стиль, не идущий на острие моды, но и не противоречащий ей, подтянутый, но не чопорный. Деловой стиль исключает «особо модные», вызывающие детали одежды, яркую косметику, обилие украшений (не важно, дешевых или очень дорогих). Но также недопустима небрежность, неряшливость, неаккуратность в одежде. Строгие, официальные костюмы предназначены свидетельствовать о моральной установке, чистоте помыслов носящего, отражают его деловой настрой. Подтянутый пояс – символ дисциплинированности, застегнутые пуговицы – закрытости. Элегантная, дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани и пошива, а также единством стиля деталей. Одежда должна сидеть безупречно.

    1.3.3 Конституциональная психология. Конституция человека и его психологические особенности. Соматотип и психотип (Э.Кречмер, У.Шелдон, В.И.Куликов, Н.Н.Обозов и др.)


    С первого взгляда практически одновременно с одеждой и прической человек воспринимает фигуру партнера по общению. Если нас попросят описать какого-либо человека, то мы прежде всего отличаем, какого он роста и конституции: «большой, толстый», или «маленький, круглый», или «длинный, тощий» и т.п [4].

    Существует множество бытовых мнений о связи конституции человека с его психологическими особенностями. Некоторые из них верные, другие – предрассудки. Но несомненно, что такая связь имеется. В разные времена и в разных странах существовало множество попыток создать типологию характеров на основании внешнего строения тела.

    Самая простая и обобщенная типология строения тела и особенностей психики разработана У. Шелдоном. Он считал, что всех людей можно разделить на три соматотипа по строению тела. Соматотип является врожденным, так как он определяется еще в самом раннем периоде эмбрионального развития человека, когда эмбрион состоит из трех зародышевых листков. Позднее из одного листка развиваются внутренние органы, из другого – мышцы, из третьего – нервная система. У. Шелдон считал, что это развитие происходит неравномерно: у каждого человека одна из систем развита лучше других, и на ее основе формируется соматотип. Каждому соматотипу соответствует психотип, т.е. комплекс психологических особенностей [6].

    У человека с эндоморфным соматотипом (Рис. 2, А) наибольшее развитие получают внутренние органы. Внешне его тело рыхлое, с относительно слабой мускулатурой и избытком жировой ткани, осанка и движения, как правило, расслабленные. Его психотип характеризуется следующими особенностями:

    - замедленная реакция;

    - любовь к комфорту, способность испытывать безмятежную удовлетворенность жизнью;

    - пристрастие и требовательность к еде, умение получать удовольствие от пищеварения;

    - любовь к компаниям, жажда одобрения окружающих, ориентация на других людей, эмоциональная ровность, терпимость;

    - хороший сон;

    - отсутствие взрывных эмоций и поступков, легкость в обращении;

    - общительность и расслабленность в состоянии опьянения;

    - потребность в людях в тяжелую минуту;

    - ориентация на детей и семью.

    Рис. 2. Примеры фигур разных типов (шаржи Б.Ливанова):

    А — эндоморфы; Б — мезоморфы; В — эктоморфы
    Мезоморфный соматотип (см. Рис. 2, Б) формируется в том случае, если ведущую роль в развитии играет мышечная система. Такой человек обладает стройной, мускулистой фигурой. Его психотип отличается следующими особенностями:

    - уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них;

    - потребность в доминировании, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них;

    - потребность в доминировании, склонность к риску и игре случая, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность;

    - психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания;

    - боязнь тесных пространств и закрытых помещений;

    - громкий голос и шумное поведение;

    - спартанское безразличие к боли;

    - объективное и широкое мышление;

    - агрессивность и самодовольство;

    - потребность в действиях в тяжелую минуту;

    - ориентации на цели и занятия, присущие молодежи.

    Человек эктоморфного типа (Рис. 2, В) формируется при ведущем развитии нервной системы и мозга. Его тело хрупкое с длинными конечностями. Соответствующий психотип отличают:

    - неловкость в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность (побледнение, покраснение, дрожание голоса, нарушения координации движений при стрессе и т.п.), повышенная скорость реакции;

    - склонность к уединению, рассуждениям, внимательность к деталям жизни;

    - скрытность чувств, эмоциональная заторможенность, самоконтроль мимики;

    - боязнь открытого пространства – агорафобия;

    - тихий голос, боязнь громкой речи;

    - чрезмерная чувствительность к боли;

    - недостаточный сон, хроническая усталость;

    - избегание стандартных действий, непредсказуемость установок (поведения);

    - юношеская живость субъективного мышления, концентрированное, скрытое и субъективное, возможно, оригинальное мышление;

    - устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов;

    - потребность в уединении в тяжелую минуту;

    - ориентация на стиль поведения людей более пожилого возраста.

    Обратившись к вопросу о связи телосложения с психическими особенностями, У.Шелдон предположил, что особенности строения тела являются следствием относительного развития тканей, происходящих из трех зародышевых листков, – эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного – каждому из которых соответствует ряд психических особенностей.

    Основные выводы данной теории связаны с наличием определенной связи между определенным типом телосложения и психическими особенностями, однако механизмы, определяющие данные связи не обозначены.

    Черты лица человека и его характер

    При знакомстве с человеком сознательное, произвольное внимание наиболее долго концентрируется на его лице. Желание узнать характер человека по его лицу существует у людей очень давно. Трудно найти другую область, в которой были бы переплетены реальные научные данные и обыденные, житейские знания. Существует множество книг (и научных, и популярных), где разбирается каждая черточка лица. Из многочисленных литературных источников нами были выбраны только те описания, которые обоснованы с точки зрения антропологии и психологии. Приведенные описания относятся только к людям с европейским типом внешности.

    Эталоном считается овальное лицо. Такое идеальное лицо имеет правильные пропорции, и кажется, что его обладатель должен был бы иметь идеальных характер. В жизни такие лица встречаются крайне редко, а идеальные характеры не встречаются вообще. Пропорции большинства лиц, скорее, тяготеют к тому или иному типу, сочетая в себе и признаки других.

    Продолговатое лицо - так называемый аристократический тип. Считается, что продолговатая форма лица (особенно если она достигается за счет высокого лба) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом и ярков выраженной целеустремленностью.

    Круглое лицо традиционно ассоциируется с добродушием, миролюбием, мягкостью и обаянием. Считается, что круглолицые любят комфорт, вкусную еду и приятную компанию. Житейские обобщения порой заставляют считать круглолицего человека недалеким и простоватым. Кроме того, круглое лицо сейчас «не в моде». Наверное, поэтому многие женщины с таким лицом стремятся изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным.

    Человек с треугольным лицом, вероятно, обладает высокой чувствительностью, нередко – одаренностью, неординарностью мышления и тягой к новым впечатлениям.

    Квадратное лицо, форма которого создается квадратным подбородком и выдающимися скулами, характерно для людей, склонных во всем видеть причины материального свойства, энергичных, прямолинейных и жестких. Они могут быть очень дисциплинированными и исполнительными или, наоборот, мятежными бунтарями. Такими лицами часто обладают герои боевиков и приключенческих фильмов как образцы «суровой мужественности».

    Форма лица во многом определяется формой подбородка.Рассмотрим признаки характера, которые обычно связывают с этой частью лица.

    Широкий подбородок считается свидетельством волевых качество, склонности человека решать многие проблемы силовым путем и повышенным вниманием к материальной стороне жизни. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у него большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства.

    Закругленный подбородок указывает на то, что его обладатель – человек чувствительный и разумный.

    Острый подбородок наводит на мысль о хитрости и, возможно, хорошем потенциале предпринимательских качеств.

    Выдающийся вперед подбородок ассоциируется с волевыми качествами и уверенностью. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек хочет продемонстрировать уверенность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв, иногда, правда, это проявление заносчивости.

    Скошенный вниз подбородок воспринимается как указывающий на недостаток волевых качеств (иногда «трудный характер»).

    Раздвоенный подбородок у мужчин считается признаком страстной натуры, недаром такие мужчины часто пользуются успехом у женщин.

    «Осмотр» других деталей лица начнем сверху. Кое-что можно сказать о человеке по форме его лба. Принято считать, что высокий и широкий лоб («сократовский») свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Недаром интеллектуалов иногда называют «высоколобыми». Круглая линия волос при высоком лбе указывает на независимость характера. Но иногда бывает трудно распознать действительно высокий лоб (например, если человек начинает лысеть со лба).

    Наоборот, человек, у которого низкий, угловатый и скошенный лоб, воспринимается как имеющий низкий интеллект, и часто это действительно так. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на посредственность, даже примитивность натуры.

    Некоторую информацию о человеке несет форма его губ. Тонкие губы воспринимаются как признак эмоциональной холодности, расчетливости. Чем больше выпрямлена линия губ, тем более сух и расчетлив человек, а если они образуют прямую линию, то принято считать, что от такого рода человека можно ожидать энергичных и решительных действий.

    Толстые, выдвинутые вперед губы оцениваются как признак чувствительности и хорошего аппетита.

    Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешительности.

    Слабая и относительно плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней губе рассматривается как признак сомнения и тщеславия.

    Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это может быть свидетельством хорошего, неконфликтного характера.

    Если уголки губ приспущены, то это признак привычного плохого настроения, пессимистичного взгляда на мир. Вероятно, такому человеку свойственна эгоцентричность и капризность. Губы, слегка кривящиеся в одну сторону, являются признаком нервозности и постоянной неудовлетворенностью жизнью

    В завершение «осмотра» лица остановимся на общей подвижности мимики. По силе и скорости движений мимических мышц, по изменениям выражений лица можно судить о наличии быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, об активном восприятии происходящего. Очень подвижная мимика свидетельствует о быстрой реакции на внешние раздражители. Обычно она характерна для людей с импульсивным поведением. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов, свидетельствуя о редко изменяющемся, устойчивом настроении. Такая мимика ассоциируется со спокойствием, рассудительностью, надежностью и уравновешенностью. Мимика способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Она несет в себе до 70% информации о человеке. Кроме того, подвижность мимики зависит от национальных особенностей. У народов Северной Европы лица относительно малоподвижные, а у народов Южной Европы и Латинской Америки – более подвижные. Мимика народов Востока и тем более людей других рас вообще малопонятна большинству российских наблюдателей.

    Учитывать особенности мимики, безусловно, нужно, но при этом следует соблюдать осторожность в выводах, потому что каждый человек на протяжении всей жизни учится владеть своим лицом, произвольно регулировать его выражение.

    В целом, умение замечать, понимать и трактовать мимику людей позволяет лучше разобраться в людях и ориентироваться во внешней среде.

    Глаза и язык взгляда

    В процессе общения очень важную роль играют глаза. По данным психологов, собеседники, находясь на расстоянии одного-двух метров, смотрят друг на друга не менее 50 – 70% времени общения при продолжительности взгляда от 1 до 8 с.

    Интерес к глазам как «зеркалу души» в отечественной культуре широко известен. Например, Л. Н. Толстой сумел описать более 85 оттенков взгляда. Филологический анализ около 100 фразеологизмов русского языка выявил, что 36,3% из них содержат ключевое слово «глаза». Однако не совсем верно, что глаза – «зеркало души». В одном из исследований людям предлагалось определять особенности характера и настроения человека только по глазам (все остальное закрыто под маской). Это никому не удалось, так как сами по себе глаза, а также движение глаз и направление взгляда без учета соотношения с другими частями лица не позволяют определить настроение человека. Вообще для понимания психологического состояния человека необходимо учитывать положение глаз в сочетание с наблюдениями за другими особенностями поведения, учитывая при этом, безусловно, язык взгляда.

    Язык взгляда разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые («вытаращенные») глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза зачастую являются признаком инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, наблюдение, либо, если это взгляд сбоку, – коварство, хитрость. Взгляд сбоку, углами глаз, но не прищуренный, свидетельствует об отсутствии искренности, скепсисе, недоверии. Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувства превосходства, высокомерия, презрения, желания господства. Уклоняющийся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно, чувство вины.

    Важная социальная функция взгляда состоит в том, что мерой симпатии людей друг к другу, так же как и мерой их взаимосвязи, является количество и продолжительность взоров, которыми они обмениваются. Основой для успешного общения служит контакт глаз, точнее – взглядов. Было установлено, что, если человек нечестен или что-то скрывает, его взгляд задерживается на глазах партнера менее чем на 1/3 часть всего времени общения (отведение взгляда или «бегающие глаза»). Правда, возможно, это очень скромный человек, который просто не решается смотреть партнеру в глаза. Подсознательно такой человек все равно вызывает недоверие.

    Если взгляд человека встречается с глазами партнера в течение 2/3 времени всего общения (или еще чаще), то это может означать либо заинтересованность, увлеченность общением (тогда зрачки бывают обычного размера или слегка расширены), либо враждебность, невербальный вызов (зрачки очень расширены или сужены). Психологи советуют: для того, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом немного больше половины всего времени общения. Существует миф об «открытом, честном, прямом взгляде глаз, которые не могут солгать». Иногда он встречается, но и обманщики достаточно часто пользуются таким приемом.

    Заметим, что существует уловка, позволяющая имитировать заинтересованный взгляд, не рискуя показаться агрессивным или выдать собственную скуку. Нужно смотреть не в глаза партнеру, а в область переносицы.

    При деловых переговорах, как и при любом общении, предполагающем доверие собеседников друг к другу, не следует надевать темные очки, потому что у других появится неприятное ощущение, что человек что-то скрывает. Партнер в этом случае чувствует себя неловко, и в результате атмосфера общения будет нарушена. Обычные очки, особенно в красивой оправе, придают лицу солидность и традиционно ассоциируются с серьезностью и компетентностью. Но если линзы очень толстые и искажают форму глаз, то человек выглядит подслеповатым и даже жалким. Такие очки не годятся для тех, кто заботится о своем деловом имидже.

    Способность общаться и выражать эмоции с помощью взглядов унаследована человеком от животных, но особенности восприятия долготы взгляда в значительной степени зависят от национальных традиций. Для жителей Южной Европы характерна более высокая частота смены направления взгляда (как и вообще более быстрые движения), чем для жителей Северной Европы. Японцы вообще считают прямой взгляд неприличным и даже оскорбительным для собеседников, они смотря скорее на шею, чем на лицо.

    Существенно, что для создания хорошего впечатления и успешности общения важны не только продолжительность и частота взгляда, но и то, на какую часть лица и тела направлен взгляд. Исследования показали, что можно выделить деловой, социальный и интимный взгляд.

    Деловой взгляд направлен несколько выше переносицы, на центральную часть лба собеседника. Такой взгляд создает серьезную атмосферу, и собеседник чувствует деловой настрой говорящего. Это создает условия для того, чтобы управлять хором переговоров.

    Социальный взгляд направлен на центральную область лица (от глаз до подбородка) и задает атмосферу социального общения. Он предполагает доброжелательное, доверительное общение. Взгляд на том же уровне, но искоса воспринимается как повышенная заинтересованность или враждебность. Такой взгляд создает напряженность и может прервать общение.

    Интимный взгляд направлен ниже уровня рта, от подбородка до уровня узла галстука. У людей европейской культуры он допустим только при близком, очень доверительном общении, а при других условиях считается не совсем приличным, особенно в отношении женщин. Японцы предпочитают именно такое направление взора при деловых переговорах.

    Работа с клиентом, включая процесс продажи и оказание сервисных услуг, требует наблюдательности и умения определять его предпочтения по деталям его поведения, что позволяет работнику сервиса создавать атмосферу, удобную для клиента и благоприятную для фирмы.

    2. Визуальная психодиагностика личности


    Визуальная психодиагностика представляет собой выявление особенностей психики человека путем организованного наблюдения за его внешностью и поведением.

    Для быстрого и эффективного создания правильного образа партнера по общению человеку нужна проницательность – качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное – предвидеть.

    Проницательность, как и всякое качество личности, выражена у разных людей в различной степени, но при желании может быть развита. Для этого нужны определенные знания и тренировка. Многие необходимые сведения (хотя и не все, конечно) приводятся в этой и последующих главах. Ну а возможность тренировки есть у каждого человека.

    Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания, проникновения во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

    2.1 Графологический психоанализ


    Графологический метод психодиагностики личности - бесспорный лидер среди скрытых диагностических инструментов, используемых в прикладной психологии. Важнейшее достоинство метода в современных условиях - абсолютная конфиденциальность собственно самой психодиагностической процедуры. Надежность и достоверность получаемой информации приближается к 80-90 %. По характерным признакам изменения почерка в той или иной ситуации можно с уверенностью определить отношение индивида к ситуации [17].

    Графология — это направление в прикладной психологии, проективный метод исследования личности, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями человека. Проективный метод исследования личности характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность и неоднозначность проявлений испытуемого.

    Сообщать соискателю о том, что вы собираетесь изучать его почерк, необязательно. Во всяком случае в законодательстве нет таких требований. Чтобы получить материал для анализа, вы можете попросить кандидата написать что-то от руки. Однако следует помнить, что для получения максимально достоверной информации вы должны изучить несколько текстов, написанных кандидатом. С этой целью можно попросить его написать так же от руки небольшое эссе, например о том, каким он видит свое профессиональное будущее.

    Заранее же предупрежденный о графологическом тестировании кандидат может от него отказаться. Но отказ — это тоже своего рода результат теста, повод сделать выводы. Нежелающему проходить ту или иную проверку, скорее всего, есть что скрывать.

    Исследование почерка как метод психодиагностики

    Физиологические основы почерка по Л.Гуревич и др. Для того чтобы проанализировать личностные качества человека, в графологии используется набор признаков почерка. Каждая из составляющих этого набора характеризует то или иное свойство характера испытуемого.

    Общая схема исследования почерка (по Г.В. Щекину)[18].

    Основные признаки почерка

    Признак

    Объяснение

    Небольшой наклон вправо

    Открыто выражает свои чувства, умеет контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях, склонен к общению, не импульсивен

    Сильный наклон вправо

    Восприимчив к новым идеям и начинаниям, отличается большой жизненной энергией

    Небольшой наклон влево

    Разум контролирует эмоции. Человек скрытный, старается рационально оценивать свои поступки

    Сильный наклон влево

    Сильный контроль над эмоциями. Скрытность может сочетаться с большой чувственностью, о которой известно только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоций

    Вертикальный почерк

    Характерен баланс рациональности и эмоциональности, свойственен анализ ситуации и взвешенная позиция при принятии решений

    Горизонтальная строка

    Уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту, тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявление своих эмоций

    Строка уходит вверх

    Оптимист, целеустремленный в плане карьеры. Адаптивность к внешним обстоятельствам выше средней. Если строка сильно убегает вверх, это свидетельствует о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний

    Строка уходит вниз

    Человек, скептически оценивающий происходящие события

    Округлые буквы

    Расположен к сотрудничеству, не настойчив в утверждении своих планов и позиций, с пониманием относится к другим людям. Вряд ли готов к деятельности, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости

    Угловатые буквы

    Предрасположен к состязательности и соперничеству, активен, независим, обладает критичным умом и амбициозными притязаниями

    Мелкие буквы

    Способен к концентрации по какому-то одному направлению, сдержанный, неагрессивный человек

    Крупные буквы

    Экспансивен, в некоторых случаях может быть агрессивен, не любит находиться в подчинении, настаивает на своем

    Слишком большие

    заглавные буквы

    Человек с лидерскими задатками

    Небольшое расстояние между словами

    Бережливый, привыкший экономить человек

    Нет разрыва между буквами в слове

    Развито логическое мышление

    Многие исследователи обращают внимание не только на почерк кандидата, но и на его подпись. Она наиболее полно отражает свойства личности, так как каждый из нас сам придумывает ее для себя.

    Основные признаки подписи

    Признак

    Объяснение

    Наклон букв подписи влево

    Это указывает на несоответствие личных склонностей человека и внешних условий жизни, а также на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, контроль ума над эмоциями, иногда – скрытность и неискренность

    Наклон букв вправо

    Умеет контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях, любит общение.Также это является показателем сбалансированности черт характера человека, о способности к пониманию, компромиссам

    Прямой наклон букв

    Сдержанный, последовательный, имеющий самообладание, нередко и упрямый человек. Также это является показателем доминирующего влияния ума

    Направление подписи вниз

    Человек неуверен в себе, подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю

    Направление подписи вверх

    В характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Часто это тип личности с творческим уклоном.

    Горизонтальная подпись

    Свидетельствует об уравновешенности, сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды

    Неразборчивая подпись

    Характеризует человека более эгоистичного, так как он меньше заботится о том, поймут его другие или нет, не склонного к лидерству

    Различные петли в подписи

    Люди с подобными элементами скрытны, независимы, своенравны, властолюбивы и стараются найти себе такую работу, где они были бы свободны и никому не подчинялись бы

    Начинается с буквы имени

    Характеризует вдумчивого и ответственного человека

    Точка в подписи

    Точка является положительным признаком. Точка в начале подписи свидетельствует о стремлении человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к делу.Точка в конце свидетельствует о дисциплинированности и склонности к обязательному завершению намеченного, также это один из показателей исполнительности

    Подчеркивания

    Черта, сделанная с легким нажимом, свидетельствует о собственническом, напористом характере. Сильный нажим говорит о стремлениях к материальным целям и признанию.Те, кто подчеркивает свою подпись снизу, самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, характеризуются обидчивостью. Линия сверху – признак тщеславия, гордости и стремления к большим достижениям

    Нужно иметь в виду, что в данных таблицах перечислены лишь самые основные признаки почерка и подписи.

    То, что графология является проективным методом исследования, обусловливает не только специфические требования к его использованию, но и его ценность. У каждого из нас сложились свои навыки письма, изменить их до неузнаваемости нам очень и очень сложно. К тому же опытный графолог всегда обнаружит старания кандидата исказить свой настоящий почерк и в любом случае сможет сделать вывод об особенностях его характера. Все это, несомненно, увеличивает популярность графологического анализа. И если наша страна и дальше будет развиваться в том же направлении, что и западные страны, в ближайшее время востребованность графологической экспертизы, скорее всего, возрастет до того же уровня, что и за рубежом. Сегодня во Франции, например, исследование почерка применяется как часть кадровой политики более чем в 70 процентах компаний.

    2.2 Психология цвета. Психогеометрические и цветовые тесты


    Представляется расширенный и адаптированный к современным требованиям психоанализ цвета и цветовых оттенков (пантонов). Изначальной теоретической базой послужила методология психоанализа цвета по Максу Люшеру, второй акцент сделан на аспектах психовизуального воздействия цветовых образов в современной бизнес продукции, пи-ар технологиях, разработки товарных брендов и торговых марок.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта