Главная страница

Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


Скачать 1.03 Mb.
Название1. Теория элит в социологии В. Парето
АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
Дата27.09.2022
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
ТипДокументы
#700838
страница21 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

32. Теория социального обмена в социологии: общая характеристика


Теория социального обмена - это социологическая и психологическая теория, изучающая социальное поведение при взаимодействии двух сторон, которые проводят анализ затрат и выгод для определения рисков и выгод. Теория также включает экономические отношения - анализ затрат и выгод проводится, когда каждая сторона имеет товары, которые ценятся другими. Теория социального обмена предполагает, что эти расчеты происходят в романтических отношениях, дружбе, профессиональных и эфемерных отношениях так же просто, как обмен словами с покупателем у кассы. Теория социального обмена гласит, если в отношениях выше, чем вознаграждение, например, если в отношениях было вложено много усилий или денег, а не взаимностью, то отношения могут быть прекращены или прекращены.

Теория социального обмена распространилась преимущественно на Западе.
Эта теория акцентировала внимание на мотивах, определяющих взаимодействие людей в аспекте экономических отношений, касающихся обмена товарами.

Теоретики концепции социального обмена рассматривали в качестве предмета обмена материальные и духовные ценности. Именно обмен этими ценностями во всех сферах общества, по их мнению, образует социум.
Изучение механизмов  социального обмена способствует объяснению социальных взаимоотношений в обществе. 

Теория обмена была задумана в качестве попытки применения принципов и правил исследования бихевиористской психологии в сочетании с другими идеями к социологическим задачам познания сущности социального. При условии,  что теория обмена была артикулирована научным сообществом достаточно давно, вершина её развития и актуальности приходится на 50-60 гг ХХ века и связана с именем Джорджа Хоманса и Питера Блау.

33. Основные положения социального поведения (социального обмена) Д. Хоманса. Недостатки теории обмена (социального поведения) Д. Хоманса.


Дж. Хоманс (1910-1989) – выдающийся американский социолог, автор работ Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение и его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967) и других.
Основное влияние на него оказали взгляды В. Парето и Т. Парсонса. Хоманс критиковал теорию социального действия  и выявил закономерности в поведении людей, которым соответствуют  разные типы социальной организации. 
Концепция Хоманса представляла собой реакцию на кризис методологии, который возник в Америке после войны. 

Хоманс пытался объяснить, как поведение индивида с присущими ему психическими особенностями помогает сохранению устойчивых социальных структур.
Социолог долгое время наблюдал за непосредственными контактами между индивидами в малых группах на промышленных предприятиях. Это позволило ему выявить некоторые закономерности поведения людей в малых группах. Так, Хомансом была выявлена зависимость  взаимной симпатии в группе от частоты общения индивидов.
Универсальным стимулам, определяющим мировое движение, по мнению Хоманса, являются личные интересы.

Социолог изучал элементарные формы социального поведения. Он определил детерминирующие особенности социального поведения в психологии человека.  Так же он применял методы психологического направления бихевиоризма в социологии. 
Центральным определением социологии Хоманса является понятие социального действия.

Социальное действие, по Хомансу, – непосредственные контакты индивида, в процессе которых происходит обмен ценностями, строящийся по принципу рациональности, т.е. люди взаимодействуют, исходя из определенного интереса. Они всегда стремятся получить большую выгоду при минимальных затратах.

Предмет обмена – то, что имеет социальную ценность.
Ценность отдельной личности состоит из качеств, подлежащих обмену. 
Но в сущности равных обменов не существует, что приводит к социальному неравенству.

Согласно Дж. Хомансу, поведение человека обусловлено вознаграждениями, которые человек получал за свои поступки в прошлом. Так, социологом были определены принципы вознаграждения:

  1. Частота повторений определенного типа поведения зависит от частоты вознаграждений.  Другими словами,  чем больше вознаграждается какой-то тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

  2. При вознаграждении за определенные типы поведения при определенных условиях, личность пытается  воссоздать эти условия.

  3. Чем выше вознаграждение, тем больше усилий готов затратить человек ради получения этого вознаграждения.

  4. Если потребности человека близки к насыщению, то он будет  прилагать гораздо меньше усилия по их удовлетворению.

Таким образом, исходя из данных положений, Хоманс объясняет функционирование всех социальных процессов.
Обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социального действия, а человеческое поведение выполняет функцию платежа.

Основные недостатки теории обмена:

1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным);

2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот);

3) априорный характер исходных допущений
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта