Главная страница

Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


Скачать 1.03 Mb.
Название1. Теория элит в социологии В. Парето
АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
Дата27.09.2022
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
ТипДокументы
#700838
страница23 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

36. Социальные нормы как деонтологические основания социального обмена (П. Блау).


Связующими механизмами в непрямых (обобщенных) обменах, по мнению П. Блау, выступают нормы и ценности.

Нормы регулируют социальный обмен по типу коллектив — индивид.

Так, в современном обществе представители бизнес- элиты создают фонды спонсорства науки, культуры, спорта, опосредованно занимающиеся благотворительностью, чтобы соответствовать нормам своей социальной группы, заслужить престиж и одобрение среди равных. Бизнес-элиту, как правило, не интересует, какому конкретно ученому или спортсмену будет оказана помощь, испытают ли последние уважение к дарителю средств.

Ценности же регулируют социальный обмен на социе- тальном уровне, между коллективами. Оно опосредуют связи между формальными организациями. Причем в зависимости от своего типа ценности выполняют различные функции.

П. Блау выделяет четыре типы ценностей.

  1. Партикуляристские ценности способствуют интеграции и солидарности членов коллектива, особенно вокруг таких символов, как доброе имя компании, профессионализм фирмы. Они упрочивают интегративные связи за пределами межличностных симпатий.

  2. Универсалистские ценности, являющиеся представлениями об общественной значимости тех или иных деяний, позволяют вознаграждать вклад индивида или группы во благо общества.

  3. Легитимный авторитет как определенный тип ценности предоставляет больше власти и полномочий одним членам организации по сравнению с другими, что позволяет первым осуществлять функцию организованного социального контроля.

  4. Наконец, оппозиционные или революционные ценности способствуют социальным изменениям, включая перемены в институциональных структурах общества



37. Введение в системную теорию (Н. Луман)


Никлас Луман (1927-1998) - один из выдающихся социологов прошлого столетия. Его важнейшим достижением является включение социологической теории в контекст современной системной теории, а также разработка теории общества.

Никлас Луман (1927--1998) -- немецкий социолог.

В начальный период своего творчества Луман создавал научные труды, на которые наложило отпечаток его юридическое образование и соответствующая ему профессиональная деятельность. К ним относятся: "Функции и следствия формальной организации" (1964), "Понятие цели и рациональность системы" (1968), "Легитимация посредством действия" (1969).

Основная работа социолога, в которой развернуто изложены идеи его теории самореферентной системы и общей теории общества -- "Социальные системы: очерк общей теории" (1984). Целый ряд его трудов был посвящен исследованию как общества в целом, так и его отдельных функциональных систем. Это: двухтомник "Структура общества и семантика" (1981--1982), трехтомник "Социологическое просвещение" (вобравший в себя статьи, написанные в период 1970--1984 гг.), "Общественная экономика" (1988), "Общественная наука" (1990), "Очерки самореференции" (1990), "Экологическая коммуникация" (1992), "Общественное право" (1993) и др.
Основными причинами появления новой теории социальных систем Лумана, которая превратилась в одну из наиболее популярных теорий общества в конце 1980-х--1990-е гг., были, по меньшей мере, две. Одна из них заключалась в резко возросшей сложности социального организма и неспособности объяснить новые процессы, происходящие в нем, со старых, "классических" позиций.

Луман в данном случае говорит о существовании в социологии трех предубеждений в отношении общества, которые следует преодолеть. Первое касается допущения того, что общество состоит из людей или из отношений между ними. На самом деле оно имеет совершенно иную структуру и иные системные характеристики. Второе предубеждение заключается в допущении территориального многообразия обществ, означающего отграничение каждой страны от другой (Китай -- это одно общество, Бразилия -- другое и т.д.) и признание того, что общества суть региональные, территориально ограниченные единства. Реально же понятие территориальных границ обществ становится излишним в силу нового понимания социальной системы, базирующейся на взаимосвязи коммуникаций. Третье предубеждение имеет теоретико-познавательный характер и следует из различения и даже противопоставления субъекта и объекта. Между тем в последнее время оно теряет смысл в условиях появления новых объединительных теорий и парадигм. Существование таких подходов к трактовке общества не позволяет дать его строгое описание и самоописание.

В том случае, считает Луман, когда "понятие общества сопрягается с человеком, в него включается слишком много; в случае территориального понятия общества -- слишком мало. В обоих случаях за непригодные понятия такого рода держатся, видимо, потому, что об обществе хотели бы думать как о чем-то, что возможно наблюдать извне". Но именно это и блокирует познание общества, которое должно осуществляться из "себя самого". Указанные выше характеристики (предубеждения) социолог отказывается рассматривать в качестве критериев для дефиниции понятия общества и определения границ его теории. Между тем, считает социолог, понятие общества должно быть образовано тавтологичны (в переводе с греческого "тавтология" означает употребление слова в его собственном, прямом значении) и содержать "само себя".

Другая причина появления теории социальных систем Лумана состоит в необходимости перехода к новому этапу системного анализа. Первый этап заключался в господстве социологического представления времен Э. Дюркгейма, определяемого как соотношение "целое -- часть". Это представление означало, что целое выявляло качественно новые свойства системы, не равные сумме его частей. Второй этап развития системно-теоретического мышления в социологии (его Луман связывает с господством идей Т. Парсонса) предполагал доминанту иного представления -- "система -- окружающая среда". Оно означало возникновение системы путем ее отграничения от окружающей среды. Поэтому главным признавалось отношение между системой и окружающей средой.

Новые открытия в науке (в частности, достижения в биологии и нейрофизиологии чилийских ученых X. Матураны и Ф. Варелы, успехи в области теории информационных систем) поставили проблему системно-теоретического мышления в иную плоскость. Было введено в научный оборот понятие аутопойесиса. Буквально оно означает самопроизводство, самотворение. Отвечая на вопрос о теоретической роли этого понятия в его социологической теории, Луман говорил: "Понятие аутопойесиса первоначально было найдено в биологии и опиралось на эмпирическую основу биохимии, т.е. применялось к клеткам, затем к нейрофизиологической системе, компонентам клетки или мозга, которые сами производят компоненты этих целостностей. Химические условия жизни постоянно обновляются в самой клетке, а не вносятся извне. Электрические сигналы мозга создаются самим мозгом, а не вносятся из окружающей среды через органы зрения или слуха. Внешние контакты находятся на другом уровне реальности. Такова была биологическая концепция. Я лишь полагаю, что то же самое можно сказать и о коммуникации, т.е. что коммуникация всегда предполагает, что была предшествующая коммуникация и что всегда возможна дальнейшая коммуникация, иначе говоря, коммуникативная система сама воспроизводит себя при помощи слов, языка, постоянной активности, постоянной коммуникации».
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта