Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето
Скачать 1.03 Mb.
|
2.Теория действия В. Парето: теория осадков и деривацийСоциологию Парето определил как науку об обществе в целом. Социология синтезирует данные, предоставленные другими социальными науками: правовой наукой, политической экономией, политической историей, религиоведением и т.д. Исходным отношением в «общей социологии» Парето выступила оппозиция логичных и нелогичных действий. При протекании логичных действий цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъективно. Нелогичными — их не следует путать с алогичными, на чем категорично настаивал Парето, — являются все иные действия. Примером логичного действия могут послужить гребля или манипулирование парусами для осуществления мореплавания, приме ром нелогичного действия — принесение жертв древнегреческими моряками и вознесение молитв богу моря Посейдону для тех же целей. В обществе, как доказывал Парето, преобладают нелогичные действия. Нелогичные действия подразделяются на четыре рода: 1) не логичные субъективно и объективно; 2) нелогичные объективно, но логичные субъективно; 3) логичные объективно, но нелогичные субъективно и 4) логичные объективно и субъективно. К нелогичным действиям 1-го рода относятся традиционные действия, действия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были рационально обоснованны, 3-го рода — инстинктоподобные действия; 4-го рода — все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д. Политическая экономия, следовательно, является наукой о логичных действиях,о логичном поведении. Наибольшую роль в общественной жизни играют нелогичные действия 2-го рода. Теория осадков Логичные действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичных, как указывал Парето, лежат психические явления: чувства, инстинкты и подсознательное. Они непосредственно недоступны для постижения; о них можно судить только по их проявлениям в поступках человека — осадкам, которые и являются непосредственной причиной нелогичных действий. Итальянский мыслитель указывал на отличие осадков от того, что стоит за ними: «Необходимо строго обратить внимание на недопустимость смешения осадков с чувствами или инстинктами, которые им соответствуют», но иногда сам отступал от этого требования. Осадки, подобно столбику термометра, писал Парето, они показывают температуру, но не являются тождественными состоянию среды. Осадки указывают на сущность, но сущностью не являются. Остатки – это не чувства или психическое состояние. Они посредники между чувством, неведомым нам непосредственно и, может быть, даже опосредованно, и проявлениями чувств или поступками. Остатки относятся к инстинктам человека, но не охватывают всех инстинктов, т.к. используемый метод позволяет обнаружить лишь те из них, которые порождают рассудочную деятельность. Очень важно никогда не упускать из виду, что остатки – не конкретные реальности, а аналитические понятия, созданные наблюдателем для объяснения феноменов. Парето отделяет их от чувств и инстинктов, определяя как проявления этих чувств и инстинктов, но это отграничение не очень получается. Они мотивируют человека на совершение поступков как часть его чувственной природы, и у них логика чувств, скрытая от человеческого разума. Таким образом, остатки – это своего рода энергетический источник социального действия и поведения. Они приводят в движение социальные механизмы. Поэтому остатки являются предметом исследования для социологов, а не психологов. Устанавливая связь между остатками и человеческим поведением, социологи постигают процесс жизнедеятельности общества. Парето разделил осадки на шесть классов: I. Осадки инстинкта комбинаций (они определяют склонность людей сочетать, соединять различные явления окружающего социального и природного мира. Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни); П. Осадки постоянства агрегатов (Они объясняют стабильность и устойчивость отношения людей к различным явлениям, например отношения человека с другими людьми, социальными классами, местностями, живых к мертвым, персонификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Осадки II класса являются прямой противоположностью осадков I класса); III. Осадки потребности проявлять чувства внешними действиями (они соответствуют «сильным чувствам, связанным с определенными действиями, которые могут не иметь никакого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать». Действия в свою очередь усиливают исходные чувства. Осадки этого класса про являются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях); IV. Осадки социальности (Этот класс осадков включает стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной иерархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде проявляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д.); V. Осадки целостности индивидуума и его отношений (Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия нарушению равновесия, равенства низшим и т.д.); VI. Осадки сексуальности (Они обусловлены сексуальными потребностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются в очень многих социальных феноменах, особенно у современных народов.). По Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные субъекты же различаются пропорциями различных осадков. Наиболее важными из всей системы осадков являются осадки инстинкта комбинаций и постоянства агрегатов. Их анализу Парето посвящает в «Трактате по общей социологии» наибольшее внимание. Теория дериваций Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» люди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являются деривации, т.е. логические и, в еще большей степени, псевдологические построения, маскирующие деятельность осадков (и интересов). Поскольку остатки, истинные мотивы нелогических поступков не осознаются, а люди полагают себя рациональными существами, то они придумывают рациональные объяснения, создают их. Отсюда поведение человека не поведение рационалиста, а поведение резонера, который придумывает рациональные объяснения для поступков, которые мотивируются на самом деле его чувством. Эти объяснения Парето называет деривациями. Деривации – это своего рода средства псевдологичного, псевдорациональные лингвистического оформления человеческих интересов и чувств, одним словом, формы вербальных действий убеждения, верования, теории. Остатки, поскольку это часть природы человека, неизменны, а деривации меняются. Парето выделил 4 класса дериваций: I. «Утверждения» (это простые утверждения, представляющие собой выражение чувств, описания действительных или вымышленных фактов и смесь фактов и чувств. Например, таков императив «делай так, потому что нужно (или должно) делать так (все делают так)»); П. «Власть» («авторитет» (предполагают апелляцию к авторитету и некритическое следование ему, восприятие исходящих от него положений как абсолютной и непререкаемой догмы. Например, по Парето, «очень немногие немецкие социалисты читали «Капитал» Маркса, редки как белые мухи те из них, кто понял его», но общепринятым в их среде стало восхищаться этим произведением и ссылаться на него как на высшую инстанцию знания)); III. «Соответствие чувствам или принципам»; IV. «Словесные доказательства», т.е. разного рода псевдоказательства, софизмы, логические диверсии. Поскольку между реальными мотивами поступков и объяснениями нет прямой связи, то деривации нельзя оценивать с точки зрения истинности или ложности, это бессмысленно. Они являются либо успешными, если помогают достигнуть цели, либо безуспешными, если цели не достигаются. Если мы повторяем ребенку: «Учиться, учиться и учиться! Так говорил великий Ленин!» – а он все равно не учится, значит, это плохая деривация, вне зависимости от того, прав был на самом деле Ленин или не прав. Вопрос об истинности здесь вообще неуместен. Парето говорит, что истинность и полезность непосредственно не связаны. То есть, с точки зрения успеха, логическое поведение во многих сферах не лучше нелогического, поэтому человечество руководствуется как чувствами, так и разумом. |