Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная экология

  • Основной задачей

  • Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


    Скачать 1.03 Mb.
    Название1. Теория элит в социологии В. Парето
    АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
    Дата27.09.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
    ТипДокументы
    #700838
    страница7 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24

    8. Предпосылки становления Чикагской социологической школы.


    С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим цен­тром социологической науки в США стал социологический фа­культет Чикагского университета. Это был первый в мире соци­ологический факультет, основанный еще в 1892 г. А. Смоллом. За четверть века здесь сформировались устойчивые традиции препо­давания социологии и подготовки социологов-профессионалов, был издан первый американский учебник социологии («Введение в изучение общества» А. Смолла и Э. Винсента, 1894), основан первый американский социологический журнал («American Journal of Sociology», начавший выходить в 1895 г. и с момента основа­ния до 1925 г. редактируемый А. Смоллом). Смолл, получивший образование в Германии и находившийся под сильным влиянием европейских социологов и экономистов (Г. Шмоллера, А. Вагнера, А. Шеффле, а также К. Маркса), бьш страстным пропагандистом европейской социологии и всячески содействовал переводу и пуб­ликации трудов европейских ученых в США. Сам Смолл, повли­явший на общий интеллектуальный климат социологического фа­культета в Чикаго, настойчиво требовал сосредоточить внимание на «социальном процессе», подчеркивал первоочередное значение интересов и конфликтов между ними в обществе, считал главной задачей социологии — научную поддержку социальных реформ. Ориентация чикагских социологов на участие в реформах обеспе­чила им поддержку городских властей, которые столкнулись в на­чале века со множеством острейших социальных проблем и ждали от социологии практических рецептов их решения. В Чикаго, этом городе иммигрантов и столице американских гангстеров, который был в некотором смысле идеальным местом для проведения со­циальных исследований, на быстро развивающуюся социологию возлагались большие надежды.

    Помимо этих объективных условий, расцвету социологии в Чикагском университете способствовала уникальная интеллекту­альная атмосфера, которая сложилась там благодаря небывалому сосредоточению выдающихся личностей (не только на социоло­гическом, но и на других факультетах). Среди них следует назвать Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мида, Дж. Дьюи, У. Томаса. Влияние прагматизма и интеракционизма — как косвенное, связанное с естест­венной пространственной близостью, так и прямое (в частности, Мид читал студентам-социологам курс социальной психологии, входивший в число обязательных для них учебных дисциплин) — обусловило включение в сферу внимания чикагских социологов таких нехарактерных для позитивистской науки тем, как природа социального взаимодействия, механизмы социального поведения, человеческое Я. В работах У. Томаса получила развитие концепция установки и социальной ситуации; при этом в ситуацию включа­лось определение ситуации действующим лицом. Такая переори­ентация на интерпретативный подход к человеческому поведению имела следствием важные методологические новации, среди кото­рых в первую очередь необходимо назвать использование биогра­фических документов. Новые методы были успешно опробованы в исследовании У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», опубликованном в 1918—1920 гг.

    Уникальное сочетание условий — крепкая институциональ­ная база, рост авторитета социологии в американском обществе, финансовая и моральная поддержка социальных исследований, атмосфера научного поиска, нахождение в точке пересечения мно­жества интеллектуальных влияний — способствовало развертыва­нию в Чикаго обширной программы городских исследований, на базе которой сложилась группа ученых, вошедшая в историю под именем Чикагской школы.

    9. Социальная экология как перспективное направление в социальных науках.


    Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения социальных групп в сфере природопользования.

    Виды социальной экологии

    • экономическая

    • демографическая

    • урбанистическая

    • футурологическая

    • правовая

    Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

    Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

    • планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

    • регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

    • микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

    Теоретические концепции и социальное движение

    Социальная экология развивается и позиционируется как академическая область, а также как социальное движение. В последнем случае она также является критической социальной теорией.

    В понимании зелёного активиста Мюррея Букчина, а также продолжателей его идей, например, Джанет Биэль, социальная экология направлена на критику текущих социальных, политических и антиэкологических трендов, и представляет собой перестраивающий (реконструирующий), экологический, коммунитарный (общинный) и этический подход к обществу, в котором живут люди, на основе продвижения прямой демократии и конфедеративной политики.

    Как совокупность идей, социальная экология предусматривает моральную экономику, которая предлагает выйти за рамки дефицита и иерархий, к новой гармонии отношений сообществ людей с миром природы, где признаются ценности разнообразия, творчества и свободы. М. Букчин полагает, что корни нынешних экологических и социальных проблем могут быть прослежены к иерархическим (или, в его терминах — «кирархических» (kyriarchical)) режимам общественной организации.

    Социальные экологи утверждают, что системной проблеме иерархии не могут быть противопоставлены действия отдельных людей, «действия в одиночку», и в частности — этичное потребление (этичный консьюмеризм); этой проблеме в больших нюансах соответствует этическое мышление и коллективная деятельность, основанная на радикальных демократических идеалах.[1]

    В эссе «Что такое социальная экология?» Букчин суммирует смысл социальной экологии следующим образом:

    Социальная экология базируется на убеждении, что почти все наши современные экологические проблемы происходят из укоренившихся социальных проблем. Из этого следует, с этой точки зрения, что эти экологические проблемы не могут быть поняты, уже не говоря об их решении, без осторожного понимания нашего современного общества и нелогичности, которая доминирует над ним. Уточним данный момент: экономическийэтническийкультурный и гендерный конфликты, среди прочих, лежат в центре самых серьезных экологических неурядиц, перед которыми мы оказываемся сегодня порознь, конечно, в отличие от тех, которые создаются стихийными бедствиями[2].

    Представители: Мюррей Букчин,Джанет Биэль.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


    написать администратору сайта