Главная страница
Навигация по странице:

  • Луман

  • - господство парадигмы «часть — целое»

  • - господство парадигмы «система — окружающая среда»

  • - развитие парадигмы аутопойэтической («самореферентной») системы

  • Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


    Скачать 1.03 Mb.
    Название1. Теория элит в социологии В. Парето
    АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
    Дата27.09.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
    ТипДокументы
    #700838
    страница24 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    38. Анализ Н. Лумана идеологической критики структурного функционализма.



    39. Теория системного анализа Н. Лумана


    Никлас Луман рассматривает общество как системуили "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесисбифуркациябиологическая эволюцияхаоссистема и функцияинформация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.Луман  рассматривает социальные системы с позиции трех уровней — интеракцииорганизации и общества.

                Коммуникация в представлении Лумана является главной и элементарной операцией, отвечающей за образование общества. При этом каждый коммуникативный акт, происходящий в мире, принадлежит обществу, которое определяется именно через коммуникацию: вне коммуникации общества не существует.

                Важным теоретическим решением Лумана является рассмотрение социальных систем по аналогии с биологическими системами в терминах «аутопойезиса», т.е. самовоспроизводства. Термин «аутопойезис» Луман заимствовал у нейробиологов, полагая, что система (и в этом социальные системы, по мнению Лумана, аналогичны биологическим) способна производить и воспроизводить все свои части из себя самой.

                В данном смысле социальные системы существуют до тех пор, пока они продолжают оперировать, по окончании операций система исчезает. Это то же, что в биологических системах понимается под смертью. Это означает, что существование общества, как и других социальных систем, конечно. Подобной конечной точкой жизни общества будет прекращение коммуникации.

                Концепция Лумана отличается чрезвычайно высокой степенью абстракции, системно-теоретическим подходом к социологии. Помимо социологии, в сферу научных интересов Н. Лумана входят право, политика, искусство и религия. Н. Луман выделяет три этапа в развитии системно-теоретического подхода:

    - господство парадигмы «часть — целое», т.е. представления о том, что целое больше суммы своих частей, благодаря соединению которых у системы возникают новые свойства (Э. Дюркгейм);

    - господство парадигмы «система — окружающая среда», т. е. понимания того, что система возникает путем отграничения от окружающей среды, в силу чего внимание исследователя должно быть направлено на взаимодействие системы со средой (Т. Парсонс);

    - развитие парадигмы аутопойэтической («самореферентной») системы (Н. Луман). При разработке этой парадигмы Луман опирался на достижения нейробиологии (Ф. Валера, X. Матурана), перенеся общесистемные свойства живых организмов в область социальных наук.

    Согласно Луману, социальные системы представляют собой системы смысловой коммуникации, причем коммуникация воспроизводит саму себя. Понимая общество как систему, которая описывает саму себя.

                 Луман предлагает «положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящих коммуникации из коммуникации... Лишь с помощью понятия коммуникации социальную систему можно мыслить как аутопойэтическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций».

    40. Анализ мировых систем (И. Валлерстайн).


    Теория систем Лумана представляет собой разновидность теории систем немецкого социолога Никласа Лумана , в которой мир как фундаментально состоит из автопоэтических систем (по его мнению, состоящих из тех, которые четко отделены от окружающей среды, называемой различием ). Это оказало особое влияние на теорию социологических систем как социологическую теорию, в которой общество описывается и объясняется как «всеобъемлющая социальная система , включающая все другие социальные системы». Он описывает, как социальные проблемы возникают в этих условиях и как разные социальные системы отличаются функциональной дифференциацией . Теория полностью отделена от традиционных способов мышления и отправных точек. Луман отвергает онтологические и трансцендентальные философские предпосылки, а также концепцию субъекта . Исключением является исходный тезис «Существуют системы» / «Существуют самореферентные системы», который Луманн не связывает с какими-либо эпистемологическими сомнениями. Теория Луманна, помимо других причин, является особенно сложной, потому что она рассматривает самоуважение как субъект и в то же время относится к самому себе. Развитие теории социологических систем как основной работы Лумана в монографиях состоит в закладке основ терминов и различий ( Social Systems , 1984), в последующих описаниях различных дифференцированных социальных систем и, наконец, в объяснении общества как всеобъемлющего социальная система - https://deru.xcv.wiki/wiki/Systemtheorie_(Luhmann)

    Ключевым понятием данного подхода является понятие «мир-система», понимаемая как ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - со-обществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. По мнению И. Валлерстайна, мир-система - это альтернативная возможность организации материального мира: не общество, не национальное государство, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами и, в целом, между историко-географическими регионами, этносами, экономиками.

    Мир-система имеет иерархическую структуру из концентрически расположенных зон «центра», «полупериферии» и «периферии».

    Центр (ядро) - зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания в системе. Удерживая ряд важнейших монополий, центр концентрирует материальные блага, лидирует в политико-идеологической сфере, в значительной мере перераспределяет ресурсы внутри системы и транслирует на нее свои культурные образцы.

    Периферия - преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и социальной организации. Периферия является сосредоточением основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда. Она находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации; в то же время, периферия является потенциальным источником угроз для центра в период утраты гегемонии.

    Полупериферия формируется из экономик и сообществ, занимающих промежуточное положение. Состоит из динамично развивающихся и экспансионистски настроенных акторов, поднявшихся с периферии, а также из бывших лидеров, утративших гегемонию. Полупериферия занимает важное место в региональной геополитической структуре, в системном перераспределении ресурсов и труда, выполняет компенсирующую и амортизирующую роль. Она нередко является источником различных иннованционных изменений.

    Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем: 1) «мини-системы» (объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях реципрокного обмена и культурно-технологической общности; 2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (с логикой централизованной власти для взимания и редистрибуции дани с самостоятельных производящих провинций);

    3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального разделения труда, с логикой неравного обмена по осям трансграничных товарных потоков в условиях политической децентрализации. 

    И. Валлерстайн сформулировал гипотезу о том, что до 1500 года развитие исторических систем происходило как чередование «мир-империй» и «мир-экономик», а после 1500 года приобрело капиталистическую логику. В исследованиях И. Валлерстайна окончательно сформировались основные категории мир-системного подхода.

    Мир-империи - тип исторических систем, организованных как широкие централизованные политические структуры, объединяющие данническо-перераспределительными отношениями социально и культурно разнородные провинции. Устойчивость мир-империи зависит от эффективности выполнения следующих ключевых функций: а) территориальная, преимущественно военная, экспансия с целью захвата новых даннических провинций, территорий со стратегическими ресурсами, богатыми торговыми путями и т. д, удержание захваченных провинций от держав-конкурентов; б) регулярный сбор дани (в любом виде) с провинций; в) перераспределение дани через централизованную пирамиду чиновников; г) утверждение легитимности имперской власти (как правило, через распространение массовой религии, морального учения, идеологии); д) пресечение сепаратизма провинций и подавление внутренних волнений.

    41. Понятие «мини- и миросистема»: принципиальные отличия (И. Валлерстайн).


    Концепции зависимости были исходным пунктом для мир-системного подхода в том его варианте, который был создан И. Валлерстайном.

    Единственной социальной реальностью И. Валлерстайн считает "социальные системы", которые подразделяются им на мини-системы и миры-системы. В свою очередь, миры-системы делятся на миры-империи и миры-экономики. Три основных вида социальных систем основаны на трех различных способах производства (mode of production).

    Мини-системы - относительно небольшие, высоко автономные единицы с четким внутренним разделением труда и единой культурой. Они не входят в какие-либо системы более высокого уровня и не платят регулярной дани. Основаны мини-системы на способе производства, который И. Валлерстайн называет реципрокально-линиджным (reciprocal-lineage). Будучи единственными в эпоху охоты и собирательства, мини-системы впоследствии сосуществовали с мирами-системами затем были вытеснены ими и к настоящему времени исчезли. Мини-системы Валлерстайна не интересуют. Все его внимание отдано мирам - системам.

    “Мир-система - социальная система, имеющая границы, структуру, правила легитимации и согласованность (соherence)” (5). Это - организм, чья жизнь определяется конфликтующими силами; организм, имеющий жизненное пространство (life-span), сверх которого его характеристики меняются в одном отношении и не меняются в другом. Критерий мира-системы - самодостаточность (self-contained) его существования. “Мир - система" - не "мировая система", а "система", являющаяся "миром". Самодостаточность - теоретический абсолют (как вакуум), не существующий в реальности, но делающий измеримыми явления реальности.

    Наиболее устойчивые миры-системы - “миры-империи” (Китай, Рим и т. д) Способ производства, явпяющийся их основой, – редистрибутивно-даннический (redistributive-tributary) или просто даннический (tributary).

    “Лейтмотив (key-note) этого способа производства - политическое единство экономики, которое существует не только при наличии относительно высокой административной централизации (“имперская” форма), но и при ее отсутствии (“феодальная” форма)” (6).

    Практически И. Валлерстайн в первом случае имеет в виду способ производства, который обычно называют “азиатским” (более верным представляется термин “политарный”, предложенный Ю.И.Семёновым (7)), во втором - феодальный. Но в теоретическом плане, никаких способов производства, кроме изобретенных им самим, И. Валлерстайн не признает. Сами по себе миры-империи И. Валлерстайн также не рассматривает.

    Наряду с мирами-империями возникают иные миры-системы - миры-экономики.

    Мир-экономика - это система, принципиально отличная и от мини-системы, и от мира-империи. В мире-экономике нет социальных ограничений для развития производства, что становится возможным, по Валлерстайну, при освобождении экономики из-под диктата политической власти. Такой диктат - сущность мира-империи. Его упразднение это победа нового “способа производства” - капиталистического.

    Непрочные миры-экономики прошлого быстро гибли, трансформируясь в миры-империи. Такова судьба миров-экономик Китая, Персии, Рима и других. Они также находятся вне поля зрения И. Валлерстайна - он исследует один и только один мир-систему: современный мир-систему (СМС), он же - капиталистический мир-экономика (КМЭ), единственный из миров-экономик, не только выживший, но и победивший остальные социальные системы, "втянув" их в себя (8).

    Возникновение КМЭ относится к XVI веку. Капиталистический мир-экономика базируется на обширном (extensive) разделении труда (в меньшей степени обусловленном географически, в большей - социально). Его составные части - ядро, полупериферия и периферия.

    42. Структура мировой капиталистической системы в социологии И. Валлерстайна


    Капиталистическая миро-система представляет собой совокупность миро-хозяйства, определяемого отношениями центра и периферии, и политической структуры, состоящей из входящих в международную систему суверенных государств»[2].

    Валлерстайн считает, что для миро-системы характерно цикличное развитие. В череде циклических ритмов проявляются противоречия миро-системы. Наиболее крупными циклами развития миро-системы являются циклы за гегемонию и экономические циклы Кондратьева, состоящие из понижательной и повышательной фазы.

    Каждый цикл за гегемонию в миро-системе включает три стадии: война за гегемонию, гегемония победившей в войне державы, ослабление гегемона, которое сопровождается появлением новых претендентов на гегемонию и подготовкой к войне.

    Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир).

    По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра — те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта