Главная страница

Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


Скачать 1.03 Mb.
Название1. Теория элит в социологии В. Парето
АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
Дата27.09.2022
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
ТипДокументы
#700838
страница22 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

34. Критика Д. Хоманса генеральных положений структурного функционализма.


Хоманс раскритиковал структурных функционалистов. В отличие от Э. Дюркгейма он считал, что социальный феномен следует объяснять через психологическое, а не социальное, нельзя исключать психологию, как это делал Дюркгейм. Социальные факты вызывают индивидуальные реакции, которые, в свою очередь, ведут к появлению новых фактов. Решающим же фактором является поведение, а не социальный факт.

Во-первых, Э. Дюркгейм трактует объяснение как простое выявление причин. По мнению Хоманса, этого недостаточно. Нужно также объяснять связь между причиной и следствием и обязательно учитывать психологический фактор. Хоманс критикует также и последователей Дюркгейма, например, К. Леви-Стросса — за пренебрежение индивидуального и психологического в организации социального действия. Во-вторых, структурализм, по мнению Хоманса, подменяет анализ обмена между индивидами различными формами обобществлённого обмена, лишая понятие обмена всякого смысла. В-третьих, он критикует точку зрения, согласно которой различные формы обмена символически воссоздают социальные институты.

Структурных функционалистов, в частности Т. Парсонса, Хоманс критиковал за их объяснение институтов. Во-первых, он отрицал функциональное объяснение институтов: то, что институт взаимосвязан с другими институтами ещё не значит, что он существует. Во-вторых, он не соглашался с их структурным объяснением: что институты существуют, поскольку без них не могло бы существовать общество. По Хомансу, все человеческие институты являются продуктами процессов исторического изменения. Имея достаточно фактической информации и пытаясь использовать предпосылки нашей слабой дедуктивной системы, мы находим постулаты не о взаимоотношении институтов, как в структурном типе объяснения, и не об условиях выживания общества, как в объяснении функционального типа, а постулаты о поведении человека как человека. То есть психологические постулаты: история и психология, — по сутповедени. Социальная структура в понимании Хоманса состоит из элементарных форм поведения и постоянно меняется в ответ на изменения этого поведения в агрегации. Он доказывал, что подобные поведения достаточно большого числа людей могут трансформировать существующие социальные структуры и институты. «Иногда крупные восстания и революции ломали институциональные рамки, разбивали правила социального поведения»

35. Концепция социального обмена П. Блау: адаптация теории социального поведения (обмена) Хоманса к социетальному уровню.


П. Блау (1918-2002) - австро-американский социолог, ученик Дж. Хоманса, автор работ  "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть социальной жизни" (1964).
Однако в отличии от своего учителя Дж. Хоманса, социолог акцентировал внимание не на психических мотивах поведния, а на социологических взаимодействиях  в разных типах социальных структур.

Основным отличием теории Блау от теории Хоманса является то, что у П. Блау отношения обмена сразу институализируются.

Обмен, по Блау ,представляет собой действия, которые зависят  от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием получения этих вознаграждений. 

Социальная жизнь – это «базар», на котором акторы взаимодействуют между собой для того, чтобы получить наибольшую выгоду.

П. Блау определил следующие законы обмена:

  1. Чем большую выгоду ждет человек, тем больше возрастает вероятность осуществления определенной деятельности.

  2. Чем большим количеством вознаграждений люди обменялись между собой, тем больше вероятность следующих актов обмена.

  3. Чем чаще нарушаются взаимные обязательства при обмене, тем меньше становится роль негативных  санкций (наказаний).

  4. При приближении момента вознаграждения ценность деятельности падает, а вероятность ее осуществления значительно снижается.

  5. Чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность того, что обмен будет управляться нормами "справедливого обмена".

Блау экстраполировал законы обмена на взаимодействия между организациями и иными социальными структурами. В их отношениях обмен косвенный, поэтому носит опосредованный характер. В него активно "вмешиваются" факторы нормативности и контроля.  Такая интерпретация предоставила возможность Блау перевести трактование обмена с микроуровня на мезоуровень.

П. Блау определил следующие виды вознаграждений:

  • деньги;

  • социальное одобрение;

  •  уважение;

  • уступки. 

Самое высокое вознаграждение получают те, кто имеет власть. Именно поэтому социальные группы структурированы  по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и т.д. 

Властные отношения формируют в группе две силы: с одной стороны -  стремление к интеграции, с другой стороны -  тяготение к оппозиции и конфликту.  Основным источником конфликта выступает дисбаланс в отношениях обмена, вытекающий из неравного отношения различных  ассоциаций к обладанию ресурсами.  
Конфликт, по П. Блау, -  источник изменений, уточнения нормативности и ценностей. 

Блау пытался  интегрировать теорию обмена и социальной структуры в контексте социального взаимодействия.
Теория обмена сама по себе не может объяснить сложные социальные структуры.  Так же и теория социальной структуры в отдельности не в состоянии объяснить многие отношения и процессы в обществе, т.к. она лишена аналитических возможностей характеристики поведения людей.

П. Блау очертил  две "картины" социального анализа. 

  1. Первая  картина - результат использования теории обмена для анализа микропроцессов, которые связаны с межличностным взаимодействием.

  2.  Вторая картина –активное применение теории социальной структуры для  характеристики макропроцессов общества. Здесь основной проблемой является  глубина и плотность связи между названными уровнями анализа.

Подводя итог, важно отметить, что теоретический и практический ресурс теории социального обмена на сегодняшний день полностью не исчерпан. Социальный обмен пронизывает повседневную социальную жизнь людей. Социальный обмен 
определяет различные уровни социального взаимодействия, выступает в качестве реальных и идеальных моделей поведения. 
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта