Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето
Скачать 1.03 Mb.
|
29. Основы социометрии Я. МореноСоциометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива. В качестве основополагающего принципа общества Морено предлагает взять принцип социального и органического единства человечества. Допущение единства связано с равнонаправленными тенденциями. Помимо существования такого единства Морено ставит вопрос о генезисе этого единства отмечая, что психоорганический уровень предшествовал психосоциальному. В своей работе « Кто выживет? Основы социометрии, групповой теории и социодраммы.» Морено предлагает рассматривать проблему естественного отбора на социальном уровне. По его мнению именно социограммы позволяют фиксировать микросоциальные процессы и явления в соц. системе. Социометрия занимается «внутренней структурой общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки». Она «изучает сложные образования, которые возникают из сил притяжения и отталкивания между отдельными людьми определенной группы». Ее основное внимание направлено не только на различные процессы, из которых возникают социальные образования, например «отношения» и «интеракции» между людьми и группами, но первую очередь на сами возникающие образования. Как бы то ни было, социальные целостности можно правильно описать только с помощью социометрических методов. Для социометрии было важно определение механизмов адаптации явлений групп. В этой связи Морено разрабатывает доктрину взаимокореляции спонтанности и творчества. S-фактор спонтанности в универсальной теории спонтанности сравнивает её с психологической энергией. Функциональность пары спонтанность и творчество в соц. системе по мнению Морено привела в движение социометрию. Спонтанность-творчество-культурное наследие Этапы: 1)произведение творчества спонтанностью 2)реакция творчества на спонтанность 3)культурное наследие как результат 4)возрождение культурного наследия Спонтанность представляет собой разновидность энергии и одна из ее задач состоит в том, чтобы научить человека этой энергии. Задачей социологии он считает изучение микропроцессов. Структура распадается на: 1) динамическую (соц. изменения) 2) диагностическую 3) математическую (измерение) В свою очередь малая социальная структура есть социальный атом. Социометрическими сетями являются сложные цепочки взаимодействий соц. атомов. Соц. атом > социометр. Сеть > социометр. География общества > социометрическая тотальность общества. Различия между социометрическими и несициометр. Подходами: 1) одно- и двухсторонние отношения между акторами 2) разграничение одно-и двухсторонних ролевых отношений между акторами 3)акцентирование внимания на психосоциальные организации группы и способе ее функционирования 4) акцентное измерение межличностных и межгрупповых отношений 5) акцент социометрии на спонтанность акторов и процессе вдохновения между ними 30. Социальная трихотомия (Я. Морено).Я. Морено предлагает дифференцировать общество на 3 измерения: 1)внешние изменения общества Наблюдаемая непосредственно часть соц. процессов и явлений 2) Социометрическая матрица Представляет собой все социометрические структуры, недоступные для макро социологического анализа 3) Социальная реальность В свою очередь представляет динамический синтез экстернальности и соц. микроскопии. Причиной дифференциации является постоянное взаимодействия макро- и микроуровней. Микро социальные явления постоянно сталкиваются с внешними макро социологическими 31. Понятие творческой революции Я. Морено.Психодраматическая концепция Дж. Морено (1892-1974) центральным моментом включала в себя понятие игры как важного способа реализации внутренней сущности человека, выражения спонтанности и креативности (порождающей способности) человеческого духа. Он представляет мир как «игру бытия», в которой происходят встречи людей и разыгрывание ими своих ролей на разных уровнях социальной жизни, которая уподобляется драматическим ситуациям и действиям. Это дает возможность отождествлять сценические (театральные) действия и социальную жизнь, также состоящую из действий и взаимодействий - интерактивной групповой динамики. Социальная организация общества, по мнению Морено, произрастает из интеракций его членов, что формирует образ общества как дpaмы, состоящей из представлений, действий участников групповых процессов, изображающей некое событие. В них человек спонтанно проживает свои роли и непоследовательно переживает реальные чувства, мысли своего восприятия жизненных ситуаций. Это обусловливает примат внутренних психологических событий над внешними проявлениями. Поэтому Морено скептически относился к эмпирическим методам наблюдения, эксперимента и описания, раскрывающим лишь поверхностные явления существования социальных объектов. Как опытный врач-клиницист, он хорошо владел психологической культурой и предложил новый метод групповой психотерапии- психодраму. Этот метод в корне отличался от фрейдистского психоанализа, направленного на пассивного (лежащего на кушетке) индивида, избегающего интереции. Психодрама - это терапевтический театр как терапевтический метод предоставления личной свободы самовыражения для освобождения индивида от напряженности современной жизни. Ее основой выступает организация сценического действия, в рамках которого действуют режиссер, актеры (пациенты), терапевтические помощники и публика. Ситуация психодрамы - это модель социального мира: а) мир, в который вступает актер, - интрига; б) действующие лица, среди которых каждый шаг актера определяется шагами других, но и их шаги частично определяются его шагами. В силу этого в терапевтических целях можно разыгрывать сцены значимых событий в континууме от экзистенциальных бытовых до социетальных, как если бы они происходили в данный момент. Актер, разыгрывая различные ситуации в психодраматическом действии, получает возможность (необходимость) обучения человеческим отношениям. Данный метод психодрамы (социодрамы) отличался от театрального действия тем, что предполагал спонтанное проживание в групповом действии и непосредственное переживание человеком реального восприятия значимых событий своей жизни в условном пространстве сцены. На ней протагонист (клиент) при помощи актеров и при участии психотерапевта, без предварительного сценария и с элементом импровизации разыгрывал сцены из собственной жизни, которые вызывали у него жизненно-психологические проблемы. В ходе драматического действия участники получали возможность обмениваться ролями, переживать и прорабатывать набор типичных, стандартизованных(стереотипных) образов поведения - «культурных консервов» и различных эмоциональных состояний. При этом с помощью специальных техник групповой психотерапии достигался катарсис, инсайт, прояснялась конкретная жизненная проблема, происходил а реорганизация старых установок и реализация соответствующих коррекций социального поведения. В результате пересматривания и переделывания событий своей жизни человек обеспечивал новое видение психотравмирующих ситуаций и своих возможностей конструктивного социального участия, поиска более эффективных путей для решения жизненно-психологических проблем, достижения нового социального порядка. А психотерапевт - социальный инженер - получал возможность изучения взаимоотношений стереотипности и спонтанности в каждой культурной модели, совершенствования лечения неврозов, подавленных состояний, межличностных тупиков повседневной жизни. Таким образом, в своем подходе Морено соединил понятие игры как театрального действия с символическо-интеракционистским видением мира, что обусловило «нерациональный» способ постижения человеческой реальности. Человек не способен подчинить созданные в ходе эволюции как технику, так и культурные ценности, нормы, традиции. Морено подчеркивает что преодоление конфликта между техникой и человеком, человеком и культурой будет заключаться не в героическим противостоянии этим сферам, а в гибкости спонтанной личности, позволяющей выжить человеку творческому. |