Главная страница

Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


Скачать 1.03 Mb.
Название1. Теория элит в социологии В. Парето
АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
Дата27.09.2022
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
ТипДокументы
#700838
страница14 из 24
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

22. Теория среднего уровня Р. Мертона.


В своей книге Мертон трактует " социологическую теорию" к логически взаимосвязанным множествам утверждений, из которых можно вывести эмпирические закономерности.

"Теорию среднего уровня" Мертон определяет так: "это теории, находящиеся между второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющиеся в ходе проведения исследования и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, объясняющую все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения.

Теория среднего уровня в социологии используется в основном как ориентир для эмпирического исследования. Всеобъемлющие теории социальных систем, слишком далеки от частных классов социального поведения, организации и изменения. Они не могут объяснить наблюдаемые эти явления, а так же и частности, которые не обобщаемы. Теория среднего уровня хотя и содержит отвлеченные понятия, тем не менее, эти понятия тесно связаны с наблюдаемыми данными, которые могут быть утверждены путем эмпирической их проверкой. Мертон утверждает, что социологи не могут создать всеобъемлющую социологическую теорию в настоящее время.

Перефразировав Бертрана Рассела относительно философии, можно сказать, что всеохватывающая социология не воспользовалась своим преимуществом перед частными социологическими системами, в том, что она способна решать свои проблемы одну за другой, вместо того, чтобы одним росчерком пера выдавать целостную теорию всего мира.

  Далее, он приводит причины, не позволяющие создать такую теорию. Он приводит три причины этого. Социологи в своей работе прототипом избрали развитие естественных наук, а не философию. Другой неправильной трактовкой является "что все продукты культуры, существующие в данный исторический момент, имеют одинаковую степень зрелости".(стр.74). Социологи не учитывали, что достижения физики огромны, и они принимали ее мерилом для своей молодой науки. В - третьих, социологи заблуждаются, неправильно истолковывая действительное состояние теории в естествознании, если даже физики признают, что у  них нет универсальной теории.

Мертон практически замечает, что социология пока не готова к появлению своего Эйнштейна, Кеплера, Ньютона. Заканчивая, он призывает всех социологов не ждать  всеобъемлющей системы социологической теории, в настоящее время, если даже физике, существующей целые столетия, не удалось решить эту проблему. Поэтому Мертон ратует за разработку теории среднего уровня, а не универсальных социологических систем. Необходимо: 1) разрабатывать специальные теории, на основании которых разрабатываются гипотезы, поддающиеся эмпирической проверке. 2) развивая все более общую концептуальную схему, способную объединить группы специальных теорий. Если каждый харизматический социолог будет пытаться разработать свою собственную, общую теоретическую систему, то это станет препятствием на пути  эффективным общим в социологии. Если придерживаться практики "харизматипов", то это приведет к дальнейшей "балканизации" социологии, когда каждым княжеством правит своя собственная теоретическая система .

В данной ситуации необходимо стремиться ко все более полной социологической теории, которая не являлась порождением одного ума, постепенно объединит теории среднего уровня, и они станут специальным проявлением более общих формулировок.

Что сейчас называют социологической теорией в основном представляет собой "общую ориентацию, указывающую на типы переменных, которые должны каким-то образом учитывать, а не четко сформулированные, поддающиеся проверке утверждения о взаимоотношении между точно определенными определениями".(стр.80)

Мертон не одинок среди социологов, придерживающихся теории среднего уровня в своих работах с применением эмпирических исследований. Эта теория не нова, но 20-30 лет назад социологи ею пренебрегали. А сегодня эта установка социологических теорий среднего уровня получила признание. Ею пользовались такие социологи, как Бэкон, Джон Стюарт Милль и Д. Корноулл Авюис. Монография Дюркгейма "Самоубийство" является классическим примером использования и развития теории среднего уровня. К этому ряду социологов примыкает и Ковилье. То есть очевидно, что теория среднего уровня и впредь будет развиваться социологической наукой, для этого есть все предпосылки.

Мертон отмечает, что для лучшего понимания теории среднего уровня ( ее -одни социологи принимают, другие отвергают) необходимо охарактеризовать ее свойства. Этих свойств 8. С ними можно ознакомиться непосредственно в работе Мертона "О социологических теориях среднего уровня".

Одна из важнейших тем данной книги - это кодификация наиболее существенных теорий и процедур качественного анализа в социологии. В следующей главе, посвященной функциональному анализу в качестве основы для кодификации предыдущей в этой области выдвигается определенная "парадигма",пример из истории ,взятый для доказательства).

Мертон считает, что такая парадигма имеет огромную пропедевтическую функцию. Парадигмы функционального анализа предназначены для того, чтобы помочь социологу качественно разрабатывать теорию, а не витать в облаках литературы. Мертон приводит пять функций парадигмы, тесно связанных между собой. С ними так же можно ознакомиться в оригинале работы.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


написать администратору сайта