Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето
Скачать 1.03 Mb.
|
18. Действие как самоорганизующаяся система в структурно-функциональном анализе Т. Парсонса.Для полного осознания теории Парсонса следует ввести некоторые определения и понятия, подразумеваемые создателем теории: Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение. Социальное действие — это нечто ограниченное временем и пространством, как бы клетка, ячейка или даже точка, оказывающаяся, однако, центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как общество, личность и культура. Толкотт Парсонс (1902-1979), вошел в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц. действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации ценностно-нормативных предписаний как условий действия. Социальное действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью и волюнтаристичностью. Различаются три уровня абстракции в анализе социального действия: социальная система, культура и личность. Культура, которая задает предельно общую ориентацию действия, представляет собой взаимосвязанную систему общих ценностей, символов и т. п. данной общности. Личность есть система мотивов, эмоций и идей, интернализируемых каждым индивидом. Собственно субъективные элементы действия Парсонс игнорирует полностью. Кроме того, среди систем, с которыми обменивается и взаимопересекается социальная система, Парсонс называет еще «физическую» систему. В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы: социальная система (общество); культура, личность которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности. Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц. систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой набора функций: адаптация к окружающей среде (выполняет экономическая подсистема); целедостижения (выполняет политическая подсистема); интеграция и координация деятельности структурных элементов системы (выполняет правовые институты и обычаи); поддержание ценностного образца (выполняет система верований, мораль и органы социализации). Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности. 19. Институциональная интеграция элементов системы действия. Типы институциализации (Т. Парсонс).Институциализация – способ организации системы действия оценочным явлением. Концепция теории действия и социального порядка Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. Порядок по Парсонсу — это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе: 1. Социализация — общественные ценности передаются от поколения к поколению. Индивид производит какие-то услуги, в результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. 2. Создания разнообразных механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над человеком и его поведением. Исследователь исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях. Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Типы институциализации. Социальная система, как сети взаимодействия, в своём функционировании и развитии находится в прямой зависимости от институтов, формирующих эти взаимодействия статуса и роли, а также определяющих статусно-ролевые функции. В зависимости от сферы действий, функций, социальные институты делятся на: Реляционные институты - определяют ролевую структуру общества по различным признакам: полу, возрасту, образованию, виду занятий, способностям. Регулятивные институты определяют границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы. Культурные институты – идеологические, религиозные, связанные с искусством, образованием, духовным развитием общества и личности. Интегративные институты – связаны с социальными ролями, ответственными за удовлетворение интересов и потребностей социальной общности. Традиционные институты – держатся вековых традиций, ритуалов, родственных отношений, обрядов, обычаев, сформированных исторически. |