Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый тип - общество универсального образца достижения

  • Второй тип - общество универсального образца предписания

  • Третий тип - общество партикуляристского образца достижения

  • Четвертый тип - общество партикуляристского образца предписани

  • Билеты по истории социологии 1 курс. Пиздецный пиздец история социологии. 1. Теория элит в социологии В. Парето


    Скачать 1.03 Mb.
    Название1. Теория элит в социологии В. Парето
    АнкорБилеты по истории социологии 1 курс
    Дата27.09.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПиздецный пиздец история социологии.docx
    ТипДокументы
    #700838
    страница13 из 24
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24

    20. Типология обществ Т. Парсонса.


    Типологию общества Т. Парсонс строит в соответствии с такими образцами установок социальных взаимодействий, как универсализм и партикуляризм, достигнутое и предписанное. Соединение этих двух пар критериев позволило ему выделить четыре типа общества.

    Первый тип - общество универсального образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижению успеха. Функционирование такого типа общества определяется инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Образцом такого типа общества провозглашается США.

    Второй тип - общество универсального образца предписания, которому свойственны тенденция к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих населению ценности и нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности, и жесткий социальный контроль. Статусные и ролевые характеристики людей определяются в зависимости от результатов коллективных действий. В качестве примера такого типа общества американский социолог приводил Советский Союз и фашистскую Германию.

    Третий тип - общество партикуляристского образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижениям в некоторых сферах жизнедеятельности. Экономика такого тина общества является, как правило, монокультурной. Статусные и ролевые характеристики людей определяются семейными и общинными связями. Историческим примером такого типа общества может служить Древний Китай.

    Четвертый тип - общество партикуляристского образца предписания, в котором отсутствует ориентация на достижения, предписания имеют ограниченный характер, а населению свойственно пассивное и даже негативное отношение к труду. Статусные и ролевые характеристики людей определяются традиционным образом жизни и установившимся режимом диктатуры. Типичным примером такого типа общества являются страны Латинской Америки.

    21. Функциональная типология систем действия (Т. Парсонс).


    Как уже было сказано, действие имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимых системы действия, каждая из которых выполняет определенную функцию. Однако, при таком подходе поле выбора оказывается слишком широким. Эту неопределенность выбора Т. Парсонс пытается преодолеть введением нескольких осей координат, конструирующих многомерное пространство выбора действующего лица. Каждая ось представлена крайними значениями, образующими пары переменных, и в реальности, по мнению Т. Парсонса, можно говорить лишь о степени отклонения выбора в ту или иную сторону.

    1. Универсализм – партикуляризм. Объект рассматривается как нечто универсальное или как проявление общего. Эта пара характеризует критерии, применяемые при принятии решения в конкретной ситуации, описывая, используются при этом согласованные или субъективные стандарты.

    2. Эмоциональность – эмоциональная нейтральность. Степень эмоциональной окрашенности взаимодействия, количество, интенсивность чувств, проявляемых актором в определенной ситуации.

    3. Достижение – приписывание. Оценка субъекта как такового или с точки зрения его потенциальной инструментальности (использования). Данная пара описывает критерии принятия конкретного решения от оценивания другого лица на основе его природных свойств (расы, пола, возраста и т.д.) до оценивания его с точки зрения качества исполнения им роли. Она показывает, строит ли актор свои отношения с другими лицами на основании их достижений или же на основании приписываемых им качеств, не связанных с исполняемыми ими ролями.

    4. Диффузность – специфичность. Характеризует отношение актора к другому человеку (группе), многосторонность или односторонность его взаимодействия с объектом. Показатель степени вовлеченности в конкретное взаимодействие, определяющий уровень обязанностей актора: от узких (специфичных) до широких (расплывчатых, или диффузных). Если отношения характеризуются как конкретные (специфичные), то существует определенная сфера обязанностей, которые берет на себя актор по отношению к другому социальному объекту. Если отношения описываются как диффузные, то актор выполняет все просьбы социального объекта, если это не противоречит другим его обязательствам.

    На перекрестье первых двух пар образуются четыре типа обществ:

    1) общества универсалистского образца достижения;

    2) общества универсалистского образца приписывания;

    3) общества партикуляристского образца достижения;

    4) общества партикуляристского образца приписывания.

    Первый тип (общества универсалистского образца достижения) характеризуется стремлением большей части населения к достижению и успеху. Характер деятельности общества такого типа определяется прежде всего инструментальными ценностями и действия¬ми людей, преследующих получение конкретной пользы. Система социальной стратификации такого общества обусловлена результатами деятельности людей, реальными достижениями и успехами. Ими же определя¬ются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвиже¬ние и карьеру. Образцом такой страны Т. Парсонс считает США.

    Второй тип (общества универсалистского образца предписа¬ния) характеризуются тенденцией к уста¬новлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих (предписы¬вающих) населению нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности. Эти режимы строятся на основе системы жесткого социаль¬ного контроля. Статусно-ролевые характеристики общества этого типа ба¬зируются не на признании индивидуальных заслуг и успехов, а на увязывании результатов деятельности отдельных людей с их коллективами. Все члены этого общества делятся на «тех, кто с нами» и «тех, кто против нас». Отнесение людей к той и другой группе может иметь достаточно произвольный характер, что предполагает возможность постоянного нарушения и даже извращения системы право¬вых и моральных норм. Наиболее яркими примера¬ми стран, относящихся к этому типу обществ, являются для Т. Парсонса Со¬ветский Союз и фашистская Германия.

    Если в обществах предшествующих двух типов всеобщий, уни¬версальный характер приобретали достижения (в первом случае) и пред¬писания (во втором случае), то в странах третьего типа (общества партикуляристского образца до¬стижения) имеет смысл говорить о достижениях в каких-то ограниченных сферах жизни. Это мо¬гут быть также общества, экономика которых имеет монокультурный ха¬рактер. В качестве примера такого типа общества социолог приводил Древний Китай, в котором семейные и общинные связи имели определяющее значение для жизни всей страны, поскольку пронизывали всю структуру и иерархию социальных взаимодействий (вплоть до влас¬ти императора). Господствовала строгая субординация отношений, не принимавшая в расчет ориентацию отдельных людей на достижения и ус¬пех в конкретных видах деятельности.

    В четвертом типе обществ (общества партикулярист¬ского образца предписания) отсутствует ори¬ентация на достижения, а предписания имеют ограниченный характер. Для населения особенно характерно пассивное и даже негативное отношение к труду. Традиционный образ жизни приводит к недостаточной выраженности социальной структуры и ее мед¬ленному, нединамичному изменению. В таких условиях, считает социолог, возможны узурпация власти и установление диктатуры отдельных режи¬мов. Поскольку они не обладают широкой социальной базой и массовой поддержкой населения, являясь к тому же коррумпированными по своей сути, на смену им могут приходить через незначительный промежуток вре¬мени другие аналогичные диктаторские режимы. Типичным примером об¬ществ такого типа Т. Парсонс считал многие страны Латинской Америки.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    написать администратору сайта