Шпаргалка ТГП. Теория государства и права ответф. 1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство тгиП изучает
Скачать 160.32 Kb.
|
21. Место и роль государства в политической системе общества. Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призмуПонятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 4) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 6) определяет главные направления развития общества. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения. Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт. Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения); 2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил; 3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.); 4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.; 5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках. Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности. Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности - самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. (В России закон о партиях пока не принят.) Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого "партийного права" ("права партий"). 22. Формационный подход к типологии государств. Данный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.Он основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.Исторический тип - взятые в единстве типичные признаки, относящиеся к одному и тому же базису государства; (или) совокупность государств, относящихся к одной и той же ОЭФ.Главным классификационным критерием служит способ производства, складывающийся из: производительных сил = люди + орудия производства производственных отношений - отношения групп людей по поводу орудий или средств производства;представляет собой экономический базис общества, который определяет надстройку общества (всё неэкономическое состояние общественной жизни: право, политика, духовность, мораль, быт, литература). Поэтому, разграничивая отдельные компоненты надстройки для их анализа, говорят о юридической надстройке, политической, идеологической.Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом ОЭФ сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства.Формации:1) первичная (первобытная, бесклассовая, догосударственная) 2) вторичная (экономическая классовая, государственная) В её рамках развиваются и формируются 4 типа государств: 1. Рабовладельческое 2. Феодальное 3. Капиталистическое 4. Коммунистическое 3) третичная (коммунистическая, бесклассовая, постгосударственная) Основные черты данной типологии государств сводятся к: зависимости типа государств от способа производства, от экономики объединение в один исторический тип государств, которые имеют в основе одну и ту же ОЭФ одинаковый характер властеотношений выявление общих и особенных черт государств одного исторического типа выявление закономерностей смены одного исторического типа государства другим Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общество. Эта революция ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и типов государств происходят синхронно. Недостатки данного подхода: ü разработана главным образом на материале европейских стран; восточные государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки данной теории положение об одномерном, однолинейном, заранее предопределенном: одна формация сменяет другую - развитии обществ и государств не всегда подтверждается социальной практикой не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии, в дальнейшем пошли разными путями и оказались на разных стадиях Особенности данного подхода: выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями 23. Цивилизационный подход к типологии государств. Основоположником данного подхода являлся английский ученый Тойнби. В основе данного подхода лежат типологии культур, и выделяется понятие цивилизации как группы культур, принадлежащих к одному и тому же культурному типу. Цивилизация - социо-культурная система, включающая не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и духовную, этически-религиозную, культурную основу. Тойнби давал такое определение цивилизации: определенный тип человеческих сообществ, которому присущи общие черты в области религии, архитектуры, живописи, обычаев, языка, т.е. культуры в целом. По мнению Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская и т.д.) Первоначально возникали древнейшие цивилизации, каждая из которых была по-своему уникальна (древнеегипетская, античная). Эти цивилизации взаимодействовали между собой, что приводит к формированию средневековых типов цивилизаций (европейская, арабская и т.д.). Каждая из средневековых цивилизаций включала несколько стран, имеющих общие черты. Позднее на основе этих цивилизаций формируется современная цивилизация с единой социо-культурной базой, включающей элементы традиционной культуры. Данный подход основан на идее единства современного мира, на приоритете общечеловеческих ценностей, цивилизация сейчас понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящихся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии Достоинства:дает возможность объяснить причины существующих различий между государствами, принадлежащими к одной ОЭФ ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу значительно богаче и многомерен, чем формационный, т.к. позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и большую ценность для общества Недостатки: термин «цивилизация» неоднозначен и противоречив приданном подходе игнорируется ведущая роль экономического базиса по отношению к надстройке 24. Марксистская теория происхождения государства и права. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Материалистична (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, которые породили раскол общества на классы с противоположными интересами. К. Маркс писал, что государство является "орган господства, орган угнетения одного класса другим". В. Ленин называл государство "машиной для поддержания господства одного класса над другим". В их трактовке государство обеспечивает преобладающие интересы экономически господствующей класса с помощью специальных средств подчинения и управления. оскольку Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения государства положили факторы внутреннего или внешнего насилия, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин руководствовались положением о том, что государство - не сила, навязана извне, а результат внутреннего прогресса общества Эта теория имеет немало положительных качеств. Экономический фактор, положенный в основу становления государства, может лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы - психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, определение сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным всех времен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбы в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмирания классов и установится общество коммунистического самоуправления. 25. Ирригационная теория происхождения государства. выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства действительно возникли в долинах крупных рек (Египет- в долине Нила, Китай- в долинах Хуанхэ и Янцзы, Вавилон, Шумер и Аккад- в долинах Тигра и Евфрата) и имели в своем появлении ирригационную основу. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т.д.). Экономическая (классовая) теория возникновения государства Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1825), В. Ленин (1870-1924). Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе · произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);· возник прибавочный продукт;· в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;· появились частная собственность и публичная власть;· для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения - государство. Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др. Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т.д.). Кроме того, вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних (экономически сильных) классов над другими.право власть государство 26. Теория насилия. получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим. 27. Договорная теория происхождения государства. получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал. 28. Теологическая теория происхождения государства и права. происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере. |