Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Теория естественного права: происхождение и содержание.

  • 31. Нормативистская теория права.

  • 32. Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты.

  • 33. Понятие, сущность и социальная роль права.

  • Сущность права – это государственная воля общества.Социальное назначение права с позиций общесоциального подхода

  • Социальное назначение права

  • 34. Принципы права: определение, виды, значение.

  • 35. Норма права: определение, структура, характеристика ее элементов. Норма права

  • Структура нормы права

  • Санкция

  • Шпаргалка ТГП. Теория государства и права ответф. 1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство тгиП изучает


    Скачать 160.32 Kb.
    Название1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство тгиП изучает
    АнкорШпаргалка ТГП
    Дата20.01.2020
    Размер160.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория государства и права ответф.docx
    ТипДокументы
    #105011
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    29. Патриархальная теория происхождения государства. впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику. Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории. В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье. В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский . Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку».  На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям,  происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности  биологических единиц. С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, т.к  не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Но данная теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование есть факт проявления интереса  к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства. 
    30. Теория естественного права: происхождение и содержание. Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом. Главные черты этого учения:1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.Достоинства теории- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;- сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.Недостатки теории:- данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.31. Нормативистская теория права.основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.Позитивное значение нормативизма заключается в том, что, такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; в-четвертых, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему. 32. Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты. Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.Романо-германская (континентальная) правовая семья вклю­чает в себя национальные системы права стран континентальной Европы - Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской право­вой системы.Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопре­делило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру.Право делится на частное и публичное. Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регу­лирующего однородную совокупность общественных отношений.Такое понимание природы и характера нормы права лежит и в основе романо-германской концепции нормативно-право­вого акта, нормативно-правовой деятельности государства и со­ответствующей кодификации действующего права.Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм.Действующее право стран романо-германской семьи отли­чается большой четкостью, определенностью, простотой, обо­зримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменять в нужном направлении.Романо-германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов)Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон. Законы при­нимаются высшим представительным органом или путем референдума.Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государ­ства), которая является правовой основой для всех остальных конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подза­конных актов осуществляют специальные конституционные суды.Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифи­цированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.Значительную роль в качестве источника права романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и г. д.), как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответ­ствия подобных подзаконных актов закону.Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходи­мых случаях действующее законодательство.Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона, поэтому он не наделен правотвор­ческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права, однако суд обладает большой свободой в толковании при меняемых нормативно-правовых актов, благодаря чему су­дебная практика оказывает значительное влияние на прово-применительный процесс и развитие действующего права.Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда, но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и т. д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними – обладают приоритетом.Подобная роль обще­правовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде современных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах человека, правовых ценностях.По существу, речь идет о том, что конституционно признан­ное и закрепленное естественное право (в виде принципов есте­ственного права, естественных прав и свобод человека и т. д.) действует как приоритетный источник позитивного права

    33. Понятие, сущность и социальная роль права. Сущность любого явления – это его важнейшая глубинная черта, которая выражается в воле, лежащей в его основе .Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей.На основе волевого подхода разработаны 3 подхода к сущности права: классовый, общесоциальный, дуалистический.С точки зрения классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс), сущность права – это воля экономически господствующего класса.С точки зрения общесоциального подхода, сущность права – это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, то есть экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, географическими и другими условиями его жизни (Цыганов В.И.).Сущность права - это общая воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Однако в праве выражает себя не всякая воля гражданского общества, а только официально признанная, т. е. поддержанная государственной властью (Петров А.В.).Право обеспечивает управляемость всем обществом, способствует его сохранению и поступательному развитию. В наличии права заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. Право призвано регулировать общественные отношения.Сущностью права является именно общая воля (воля всех), а не сумма воль отдельных индивидов. Общая воля является результатом взаимодействия и борьбы частных воль за свои частные интересы. Общая воля есть результат достигнутого общественного компромисса. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы права и рассматривается обществом как несправедливость. Сущность права – это государственная воля общества.Социальное назначение права с позиций общесоциального подхода состоит в выражении и обеспечении общих интересов всего общества, согласовании потребностей различных социальных групп, в защите интересов отдельных индивидов, разрешении возникающих противоречий и конфликтов, Право - это средство достижения социального компромисса, согласия и примирения.Социальное назначение права - установить гармонию, баланс этих интересов, не допустить их столкновения друг с другом, а при возникновении противоречий - определить нормальные способы согласования интересов и разрешения конфликтов.Следует также учитывать, что сущность права, как и любого другого явления, качественно не меняется. Сторонники дуалистического подхода утверждают, что вплоть до формирования либерально-демократических политических систем, право было орудием в руках экономически господствующего класса. А в современных условиях право выражает волю всего общества. Поэтому дуалистический подход неверен.

    34. Принципы права: определение, виды, значение. Принципы права - это основополагающие идеи, лежащие в основе государственного регулирования общественных отношений, выражающие сущность права, определяющие его функции, содержание и социальное назначение.Классификация принципов права:1. Общеправовые принципы права закрепляются в конституции, действуют во всех отраслях права, определяют основные направления правовой политики государства, позволяют прогнозировать поведение любого участника правовых отношений. К ним относятся принципы демократизма, законности, гуманизма, справедливости, равенства граждан перед законом и судом, взаимной ответственности личности и государства и т.д.2. Межотраслевые принципы права действуют в нескольких смежных отраслях права, закрепляются в основных источниках отраслей права (кодексах). К ним относится, например, принцип состязательности сторон в процессуальных отраслях права (уголовный процесс, гражданский процесс). 3. Отраслевые принципы права действуют только в рамках одной отрасли права. Например, принцип презумпции виновности в гражданском процессе; принцип отсутствия преступления без указания на то в законе (уголовное право); принцип оплаты по количеству и качеству труда в трудовом праве. 4. Принципы правовых институтов используются в рамках межотраслевых или внутриотраслевых институтов права: например, принцип равной защиты всех форм собственности (институт собственности), неотвратимости наказания (институт юридической ответственности). В принципах права проявляется дух закона, поэтому правоприменитель может их рассматривать как источник права для разрешения конкретной жизненной ситуации, если отсутствует норма права, на которую можно сослаться. В романо-германской правовой системе, к которой принадлежит Россия, общие принципы права можно использовать при аналогии права для преодоления пробела в праве.Таким образом, в праве содержится комплекс принципов, которые выражают социальное назначение и сущность государства и права в целом.

    35. Норма права: определение, структура, характеристика ее элементов. Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й Структура нормы права - способ взаимосвязи ее элементов, каковыми являются гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза  (предположение) – структ. элемент нормы права, который указывает на конкрет. жизн. обст-ва, при наличие или отсутствии которых реал-ся норма (Н-р:абитуриент поступил в уч. заведение) Виды Г:Простые (1 обст-во)Сложные (2 и более) Альтернативные (ставит действия юр. нормы в зав-сть от перечисленных обст-в)Диспозиция (распоряжение) – модель поведения субъектов с помощью установленных прав и обяз-тей, возникающих при наличии указанных в Г. обст-в (Н-р: Студент обязан надлежащим образом учиться). Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права Виды Д:Простые (указ-ся модель поведения, но не разъясняется)Описательные (описывают все существующие признаки поведения)Ссылочные = бланкетные (не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления с ними к др. норме)Санкция  (взыскание) – последствия для субъекта, который реализ-ет Д (Н-р: В противном случае студента отчислят) Виды С:

    1. По степени определенности

    1. абсолютно-определённые - точно определяют условия своего действия, прав и обязанностей, меры юр. ответ-ти за нарушение прав и обязанностей (взятие под стражу);

    2. относительно-определённые – предусматривают верх. и ниж. пределы (наказание от 2 до 5);

    3. альтернативные - предусматривается несколько вариантов (или штраф или арест). 

    1. По реакции на противоправное деяние:а) карательныеб) право отрицающиев) право восстанавливающие3) По соц. последствияма) личные (лишение родит. прав)б) материальные (штраф) Только при наличии всех своих элементов норма права обретает реальный характер и влечет за собой определенные правовые последствия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта