Главная страница

тгп гос. 1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука


Скачать 265.9 Kb.
Название1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука
Анкортгп гос.docx
Дата28.01.2017
Размер265.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп гос.docx
ТипДокументы
#774
страница9 из 16
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

Основой мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине – это первый источник, «корень» правовой системы. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, Коран содержит установления, в достаточной степени, юридического характера.

Вторым источником мусульманского права является Сунна – описание поступков, поведения, высказываний Магомета. Считается, что Сунна представляет собой собрание рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Коран насчитывает 114 сур (глав), а Сунна состоит из шести канонических сборников.

Третий источник мусульманского права – иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом об обязанностях правоверного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны.

Четвертым источником мусульманского права является кияс, т.е. умозаключение по аналогии.

Правовая система современной России.

Для последнего десятилетия XX в. самым значительным в развитии основных правовых систем современности являются почти полное исчезновение с правовой карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в постсоциалистических странах – это сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с Романо-германской правовой семьей. В эволюции современной правовой системы России прослеживается две основных тенденции: 1) исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного; 2) появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.). По своим основ юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства. Возникновение частного (признании многообразия форм собственности; в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства и др.) и публичного (конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей; введение и развитие судебного конституционного контроля и др.) право в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества. Интегрирование России в европейские юридические процессы ведет к тому, что в национальном праве систематически растет число единообразных норм и стандартов. При этом законодатель обращается не только к юридическому опыту романно-германской правовой семьи, но и к англо-американским правовым моделям. Учет зарубежного юридического опыта и сближение российского права с другими правовыми семьями не тождественны приспособлению прав, восприятию зарубежных правовых моделей. Они итог развития российского права. Отсюда различная трактовка даже одноименных правовых институтов, отторжение практикой моделей, разработанных российским законодателем на основе зарубежного опыта. Поэту можно сделать вывод, что сближение российского права с романно-германской правовой семьей не означает потери самобытности, особенностей, традиций, свойственных правовой системе России. Иная точка зрения: выделить самостоятельную «славянскую правовую семью» и возвратиться, в частности, к правовой системе государств восточнославянской культуры. Согласно данной идеи российская правовая система в будущем должна идентифицироваться в качестве основы правовой семьи как восточнославянских, так и тюркских народов бывшего Советского Союза. Другие ученые считают, что внедрение в правовую систему России концепций, сформировавшихся в романно-германской и англо-саксонской системе права, не учитывающих различий духовных и нравственно-этических традиций Запада и Востока, пока преждевременно. Не смотря на это, А.В. Мицкевич отмечает, что трудно увидеть те особенные формы законодательства или иных источников права, которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать «самобытное», без ориентации на международный опыт развитие права, не рискуя снова оказаться в международной изоляции. России предстоит жить не в «особой правовой семье», а в содружестве и взаимодействии со всеми правовыми системами мира. Для этого российская правовая система должна идти своим путем, но вместе с основными правовыми системами современности. Романо-германская правовая семья дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России. Все эти аргументы свидетельствуют о том, что романно-германская правовая семья в XXI столетии в основном остается правильным для России выбором.

39.Правосознание: понятие и структура. Правовая идеология и правовая психология.

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, правовых представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности

Правосознание предполагает:

  • осмысление сущности права;

  • соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.);

  • оценку права с точки зрения его социальной значимости;

  • осознание необходимости правомерного поведения;

  • восприятие результатов реализации права.

Структуру правосознания составляют:

  • правовая идеология;

  • правовая психология.

  • Правовая идеология - совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.

  • Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, привычек, настроений, переживаний, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Имеются различные основания деления правосознания на виды.

1. По субъектному составу правосознание можно классифицировать на:

  • Общественное правосознаниеэто сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.     

  • Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие)

  • Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.).

  • Индивидуальное правосознание – совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь ввиду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

2. Уровни правового сознания

  • Обыденное правосознание – массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.     

  • Профессиональное правосознание – взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы. Выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике.

  • Научное (теоретическое) правосознание – теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках – глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.


40.Правосознание и правовая культура. Проблемы соотношения.

Правосознание -ВЗГЛЯДЫ совокупность представлений, чувств, оценок, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций) к действующему и желаемому праву. Элементы Правосознания: 1. правовая идеология (идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, которые выражают отношение людей к действующему и к желаемому праву. 2. правовая психология(чувства, эмоции, переживания которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права (издание норм, реализация, законность). 3. Правовая мораль. Правосознание- одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроения, чувств, привычек и установок в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Культура ЦЕННОСТИ – совокупность ценностей (духовных и материальных)созданных и создаваемых человеком. Соотношение правосознания и правовой культуры: 1. существуют различные точки зрения: а)некоторые авторы считают, что правовая культура уже чем правосознание (правовая культура = правовой идеологии) - б) правовая культура шире правосознания (т.е правовая культура в широком смысле включает правосознание) + в) Правовая культура и правосознание равны. 3. Правосознание - система мер, направленных на интеграцию в сознание людей правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культура. 4. Ещё одна точка зрения (Михеев) правовая культура и правосознание лежат в разных плоскостях и их нельзя сравнить.5. Правовая культура влияет на правосознание (наиболее близко к правильному) Правовая культура -это определение ценностей чего-либо. Культурный человек понимает значение ценностей. Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права. Проблемы.1.Правовая культура непосредственно зависит от правосознания.2.Теоретическая. Культура и сознание тесно связаны. Но как они соотносятся не понятно. То ли культура включает в себя правосознание. То ли культура это то же самое что и идеология… правильный ответ -они тесно связаны, явления это разные. Правосознание - это призма, через которую отражается правовая культура. С помощью правого воспитания.
41.Правовая культура: понятие, структура, виды.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми. Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливающих режим правопорядка в стране.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида: правовая культура общества, правовая культура личности, правовая культура социальной (профессиональной) группы.

Правовая культура общества – система ценностей, достигнутых человечеством в области права, относящихся к правовой реальности данного общества и характеризующих уровень его правового прогресса.

Показателями правовой культуры общества являются: уровень правосознания, отношение общества, государства, личности к праву; совершенство правотворческого процесса (нормопроектирования, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов); качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов личности, социальных групп, общества; состояние в сфере реализации права (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав); эффективность работы правоохранительной и судебной систем; профессионализм и высокий социальный статус юридических кадров и учреждений, правовая активность всех субъектов права; юридическая грамотность граждан, уважение надлежащих юридических процедур; состояние правовой науки и юридического образования; правовое закрепление и реальная охрана и защита прав и свобод личности; состояние законности и правопорядка и др. По ним можно судить о том, соблюдается ли в обществе принцип верховенства права, а значит, является ли оно цивилизованным, культурным.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, включает в себя систему правовых знаний, умений и навыков, определяющих степень правового развития личности.

Содержание правовой культуры личности: правосознание; правовое мышление; правомерное поведение; правовая активность.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Показателем правовой культуры личности служат также правовые суждения о праве как о социальной ценности, активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Показателем правовой культуры личности служит также правовая воспитанность, понимаемая как состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению.

Структура правовой культуры личности включает в себя:

правовую информированность (информационный аспект), предполагающую презумпцию знания закона;

уважительное отношение к праву (ценностно-ориентационный аспект), которое предполагает выработку ориентации на правовые ценности и правовые установки, на использование правовых средств удовлетворения потребностей и интересов;

подчинение своего поведения и своей деятельности требованиям юридических норм (поведенческий, деятельностный аспект).

Структура:

  1. Знания оправе

  2. Отношение к праву

  3. Навыки правового поведения

Функции правовой культуры.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную (заключается в освоении правового наследия и достижений отечественного и зарубежного права), регулятивную (направленную на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка) и нормативно-аксеологическую (состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства). Выделяется также: Правосоциализаторская функция – правовая культура проявляется через призму формирования правовых качеств личности, через организацию правового обучения населения, оказание юридической помощи, самовоспитание личности. Коммуникативная – существует через общение граждан в юридической сфере и влияет на данное правовое общение. Правовое общение в свою очередь выступает как форма межсубъектного взаимодействия. Прогностическая – проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы в целом.
42.Правовое воспитание. Понятие, форма, методы.

Правовая культура достигается путем систематического правового воспитания – общего и специального. Правовое воспитание – целенаправленный и управляемый процесс воздействия на сознание людей с помощью правовоспитательных средств и методов с целью формирования определенного уровня правосознания и правовой культуры.

Различаются несколько видов правовоспитательных форм:

  • профессиональное юридическое образование (обучение);

  • правовое просвещение населения;

  • правовое воспитание правонарушителей силами правоохранительных органов.


Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания (государственные органы, государственные служащие, политики, преподаватели), объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы), содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам), методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания), формы воспитания (правовое обучение – передача, накопление и усвоение правовых знаний в учебных заведениях; правовая пропаганда – распространение правовых идей и требований среди населения: телевидение, радио, СМИ; юридическая практика – способствует передаче юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе правоприменительной деятельности; самовоспитание – связано с личным опытом, собственным анализом правовых явлений). Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.
43. Норма права. Понятие и признаки и классификация
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


написать администратору сайта