Главная страница

тгп гос. 1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука


Скачать 265.9 Kb.
Название1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука
Анкортгп гос.docx
Дата28.01.2017
Размер265.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп гос.docx
ТипДокументы
#774
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Часть 1. (мой вариант).

Гос-воединая политическая организация общества,которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,располологает для этого специ. Аппаратом управления и обладает суверенитетом Основные признаки гос-ва 1. Территория (без которой гос-во не может существовать); 2. Наличие особой категории людей (аппарат гос-ва); 3. Аппарат принуждения (силовые структуры МВД, ФСБ и т.д.); 4. Взимание налогов (без налогов гос-ву не на что существовать). Однако помимо основных признаков существуют также и факультативные.

В науке нет однозначного подхода к определению государства. Это связано прежде всего с применением различных методов в исследовании понятия государства. Так, применяя исторический метод, государство можно определить как продукт развития общества на определенном его этапе; с позиций социологического подхода - это организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории; с точки зрения психологического метода государство - это авторитет, подчиняющий своей воле волю других лиц и организаций.

При традиционном подходе выделяют следующие основные признаки государства:

  1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Осуществление государственной власти по административно-государственному принципу позволяет четко определить ее пространственные пределы и выявить основания для формирования ее центральных и местных органов. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна (это находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства), исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством.

  2. Наличие публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет - такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Свойства государственного суверенитета:

  • универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации страны;

  • наличие прерогатив власти (возможность отменить, признать ничтожным проявление любой другой власти, если последняя нарушает закон);

  • наличие у государства таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьмы).

Кроме государственного суверенитета, следует выделять:

  • суверенитет народа - верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти;

  • национальный суверенитет - право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

4. Тесная связь государства с правом. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легальными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Сущность государства определяется рядом существенных черт: политическая власть, суверенитет, политический режим.

Существование государства в качестве политической организации в обществе связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти.

Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной властью. Политический характер государства обусловлен тем, что оно регулирует отношения между всеми индивидами, социальными группами, классами. Политическая власть - реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях. Государственная власть - это важнейший вид политической власти, которая располагает исключительным правом устанавливать общеобязательные веления и опирается на специальный аппарат управления и органы принуждения.

Государство по своей сущности - основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.
7.Исторические предпосылки возникновения государства

Экономические:

  1. Разделение труда

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Пастушеские племена не только производили больше, но и производимый продукт был другим, не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства (шкуры, шерсть).

С развитием производства труд человека стал давать больше, чем это было необходимо для поддержания его жизни. Появляется, следовательно, некий избыточный продукт. Это дает возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать прибавочный продукт.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело не только к совершенствованию орудий труда и производства, но и к совершенствованию оружия и повысило ценность человеческой рабочей силы, и теперь рабов гонят десятками в мастерские, на рудники и на поля.

Третье крупное общественное разделение труда, связанное с обменом, появлением металлических денег, выразилось в выделении купечества. Появилась новая возможность концентрации имущества в руках немногочисленного класса

  1. Появление частной собственности

Более совершенное производство, накопленный опыт позволяли заниматься производством и небольшой обособленной от рода группе – семье. Обособленный труд, обособленная собственность создают предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов семьи, семейной общины, отличных от интересов общества.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность как средство эксплуатации соплеменников и чужаков. Большие богатства рассматриваются как ненормальные. Поэтому в период развитой родовой организации наблюдаются насильственное перераспределение накопленных богатств, их «добровольные» раздачи соплеменникам, фактическая ликвидация богатства в случае смерти его владельца путем раздачи участникам ритуала похорон. Однако неумолимый ход истории, развитие производительных сил все более укрепляют отношения частной собственности.

Социальные:

  1. Моногамия, формирование устойчивых разрозненных семей

Всякое производство предполагает производство и воспроизводство самого работника, которое осуществляется в определенных общественных формах. Здесь также наблюдаются существенные изменения, беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками); из полового общения исключаются родители и дети, затем родные братья и сестры, что ведет к улучшению человеческой природы..

Политические:

  1. Формирование управленческих структур

Общественное производство и воспроизводство человека нуждаются в определенных общественных функциях по управлению общественными делами и упорядочиванию отношений. Эти функции все больше переходят от старейшин, военачальников, лиц религиозного культа и др. в руки отдельных аристократических семей. Исполнение общественных функций, в частности распределение общественных работ, общественного добра, дает новый источник обогащения. Оно все больше приобретает характер наследования. Это ведет к выделению определенного слоя людей, существование которых основывается на разделении труда, выделении управленческого труда.

Одним из вариантов институциализации зарождающейся новой власти, отделения ее от общества, была сакрализация вождя. Вождь наделяется особыми, сверхъестественными качествами, от которых зависит и благополучие соплеменников. Вождь как бы представляет соплеменников перед сверхъестественным миром. Зачастую сакральный вождь одновременно выполняет и жреческие функции. Наследование власти вождя способствует все большему ее отделению от народа, ее самостоятельности. Традиционные подношения вождю все более принимают характер постоянных податей, постепенно превращающихся в налоги. Подати и дань с покоренных народов укрепляют эту власть и экономически. Появляется возможность содержания определенного аппарата, в том числе принудительного, для осуществления власти.

  1. Осуществление управления за плату

  2. В целях подавления сопротивления создается механизм принуждения

Географические

  1. Благоприятные условия жизни



8.Общая характеристика теорий происхождения государства.

Договорная теория.

Рассматривая предпосылки возникновения государства, следует учитывать многообразие подходов к этому вопросу. Имеются различные теории о том, что было основной причиной возникновения государства (частная собственность, необходимость противостояния силам природы, увеличение численности людей, воля Бога). Следует обратить внимание на стадии перехода от первобытного общества к раннему государству.
Существовало переходное состояние - вождество, которое можно опреде
лить как социальный организм, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).

Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Б. Спиноза, А.Н. Радищев, П.И. Пестель).
По мнению этих мыслителей государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания.
Они отмечали, что было время, когда не существовало государства и права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Руссо) или «войны против всех» (Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого положения люди объединились и заключили между собой договори о том, что часть своих прав (Локк) или все права (Гоббс), присущие им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их
общие интересы, а государство, в свою очередь, будет эти права защищать. Если власть нарушила условия договора, то народ получает право на ее свержение.
Классовая теория.

Данная теория наиболее логически завершённую форму получила в XIXXX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи: 1. право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счёте определяется хар-ром материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держание в своих руках государственную власть; 3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются гос-вом. Достоинсва: 1. в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определённый нормативный акт), они выделяли чёткие критерии правомерного и противоправного; 2. показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; 3. обратили внимание на тесную связь права с гос-вом, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: 1. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; 2. слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерменизмом.
Теологическая и патриархальная теория.

Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен).

Это учение считается одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения.
Согласно этой теории государство является результатом проявления божественной воли и практическим воплощением власти Бога на земле. Любая светская власть является производной от власти духовной, т.е. церкви.

Особенность: ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский). Возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Необходимость теории в том, чтобы показать, что власть монарха, какой бы она ни была, является священной, так же как власть отца. Данная теория обосновывает законность власти абсолютной монархии (получение власти от бога, затем передача ее своему сыну патриарху, а затем уже своим потомкам). Являясь внешне привлекательной данная теория вряд ли может быть признана научной.
Психологическая теория и теория насилия.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники данной теории утверждали, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мнению Л. Гумпловича, заложены основы появления государства. После завоевания создаются классы и сословия. Государство более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Являясь инструментом организации и
управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других, более сильных племен. При дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория подтверждается конкретными историческими фактами (германские племена завоевав часть римской империи превратили ее в германское государство). В то же время данную теорию нельзя считать универсальной, т.к. не все государства возникли в результате акта насилия, не на любом этапе акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным стадом другого не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.

Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, З. Фрейд). Данная теория объясняет возникновение государства свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ – соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общности интересов.

По мнению Коркунова государство возникает в результате осознания массой своей зависимости от власти.

Один из основных представителей теории Петражитский считал, что в основе государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека.

Те или иные свойства психики человека, безусловно, оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права, но они не являются решающими в вопросах происхождения государства и права.

Ирригационная и органическая теории.

Ирригационная теория происхождения государства (гидравлическая теория) (К. Витфогель). В соответствии с этой теорией обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и других странах.

Необходимость возникновения государства обуславливалась необходимостью объединить большие массы людей для строительства и поддержания каналов, плотин, которые впоследствии обеспечивали урожаем всё общество и тем самым сохраняли баланс в обществе. Данная теория вполне может быть признана научной, т.к. исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль в возникновении государств и правовых систем в названных странах сыграла обозначенная выше потребность. Понятно, что ее нельзя рассматривать в качестве единственной, но то, что она была ведущей – неоспоримо.

Органическая теория (Г. Спенсер, И. Блюнчли, Вормс). Эта теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низших форм к высшим. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.
Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечение жизнедеятельности), а господствующие классы - внешние (оборона, завоевание соседних государств).

Несмотря на действительно существующие сходства между органической и общественной жизнью, данная теория не может быть признана научной. Биологические законы необходимо учитывать при изучении общества, государства и права, но их нельзя абсолютизировать.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта