Главная страница

тгп гос. 1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука


Скачать 265.9 Kb.
Название1. тгп как юридическая наука. Место и роль тгп в системе юридических наук. Наука
Анкортгп гос.docx
Дата28.01.2017
Размер265.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп гос.docx
ТипДокументы
#774
страница3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Расовая – Ницше, Габино.

Инцеста – Клод Леви-Строс
9.Понятие и признаки современного государства. Содержание государства.
Государство – единая политическая организация общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, располагающее при этом специальным аппаратом управления и создающая обязательные для всех веления, обладает суверенитетом.

Выделяют три основных подхода к пониманию государства:

Географический - государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.

Социологический - государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).

Политико-правовой - государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.

С позиции формально-юридического подхода необходимо выделять признаки, присущие этому социальному феномену:

  1. Территория

  2. Население (граждане и не граждане: апатриды, бипатриды, иностранцы. Принцип гражданской прерогативы, гражданство)

  3. Суверенитет

  4. Публичная политическая власть

Территория

1 – часть земной поверхности, которая находится под юрисдикцией государства;

2 – пространственная сфера, на законных основаниях принадлежащая государству.

представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.).

Территория государства включает:

  • Сушу

  • Недра

  • Воздушное пространство

  • Водное пространство.

Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах определенных государственными границами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории, посольства, консульства, суда.
Суверенитет

1 - верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета),

2 - о право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).

Признаки суеренитета:

  1. тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

  2. характеризует верховенство власти. Собственно термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т.е. верховный.

  3. характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

  4. Неделим – носитель все государство, а не его части.

  5. Неотчуждаем

  6. Един

Народный суверенитет – исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Публичная политическая власть- ЗАКОНОТВ-ВО,ГОС ПРИНУЖДЕНИЕ,ПРАВОСУДИЕ

Заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда.

Аппарат государственной власти обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду, меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Легальность - установление, признание, поддержка власти законом, опора власти на закон.

Легитимность – положительное отношение к власти.

Традиционная - опирается на традицию, на некогда установленный порядок.

Харизматическая - основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм.

Рациональная – признание разумными установленных норм и правил.
Содержание государства-форма правления,террит утр-во.полит режим

Содержание государства – то, что выражает сущность, внешнее выражение формы государства включают форму правления, территориального устройства, политический режим.

Порядок организации высших органов (законодательная, исполнительная, судебная), внутреннее деление государства (федерация, унитарное), принципы взаимоотношения населения с властью (демократия, антидемократия).
10.Типология государства. Общая характеристика.



Типология государства – специфическая классификация государств, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формационный подход основывается на выделении категории «формация», под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Создателями данного
подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс
. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке общества. Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип государства.
Под историческим типом государства понимается совокупность существенных признаков и свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации. В данном подходе выделяются следующие типы государства:


  1. Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства - защита собственности
    рабовладельцев на средства производства.


  2. Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство является орудием классового господства феодалов, с его помощью за ними закрепляются многочисленные привилегии. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

  3. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на частной собственности на средства
    производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
    По утверждениям марксистов, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции и переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией.


  4. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственность. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Следующий подход к типологии государства называется цивилизационным. Его представителями в России были Н.Я. Данилевский и Л.Н., Гумилев, а на Западе - О. Шпенглер и А. Тойнби.

Государства классифицируются на типы в зависимости от их принадлежности к различным цивилизациям. Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Цивилизации определяются общностью черт: язык, религия, история, обычаи, социальные и политические институты, правовые системы. В современном мире можно выделить следующие виды цивилизаций: 1) западная (европейская, североамериканская); 2) конфуцианская (Китай, Монголия, Корея); 3) японская; 4) исламская; 5) индусская; 6) православно-славянская; 7) латиноамериканская; 8) африканская.
11. Формационный подход к типологии государства: сущность и значение.

Формационный подход (К. Маркс и Ф. Энгельс) основывается на выделении категории «формация», под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке общества. Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип государства. Под историческим типом государства понимается совокупность существенных признаков и свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации. В данном подходе выделяются следующие типы государства:

1. Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. Это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства - защита собственности рабовладельцев на средства производства.

2. Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство является орудием классового господства феодалов.

3. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. По утверждениям марксистов, буржуазный тип государства - последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции и переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией.

4. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственность. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.
12.Цивилизационный подход к типологии государства: сущность и значение.

Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, природно-климатических, религиозных, психологических и других факторов, влияющих на формирование особого типа общественного и государственного устройства.

Основоположниками идеи о существовании различных цивилизаций, имеющих свою специфику и оказывающих влияние на развитие государства и права, были учёные А.Дж.Тойнби и О.Шпенглер. Они считали, что в истории человечества существовало несколько десятков цивилизаций, имевших замкнутый, локальный характер и обладавших собственными социальными, культурными, национальными, религиозными и иными ценностями. Эти цивилизации возникали и отмирали, сменяя друг друга. Вместе с ними возникали и отмирали государства этих цивилизаций.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Цивилизации определяются общностью черт: язык, религия, история, обычаи, социальные и политические институты, правовые системы. В современном мире можно выделить следующие виды цивилизаций: 1) западная (европейская, североамериканская); 2) конфуцианская (Китай, Монголия, Корея); 3) японская; 4) исламская; 5) индусская; 6) православно-славянская; 7) латиноамериканская; 8) африканская.

А.Тойнби первоначально выделял в общей истории человечества до 100 самостоятельных цивилизаций, однако со временем сократил их число до 21, выделяя и такое же число типов государства. Шкала критериев классификации цивилизаций у А.Тойнби является подвижной, однако два признака остаются стабильными: наличие «вселенской» церкви и форма её организации, а также «степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

В цивилизационном подходе сегодня выделяется так называемое «технологическое направление», в соответствии с которым тип государства определяется той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (коэффициент потребления и оказания услуг), на которой находится конкретное государственное образование.

Основной идеей технологического направления является предположения о замене социальной революции научно-технической революцией, при этом последняя выступает в роли двигателя развития общества, государства.

«Теория стадий экономического роста» Уолта Ростоу: все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  • традиционное общество;

  • переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

  • общество, переживающее процесс сдвига;

  • созревающее общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Концепция Н.Я. Данилевского:

  • 1. Египетская

  • 2. Китайская

  • 3. Ассирийско-вавилонская, халдейская или древнесемитская

  • 4. Индийская

  • 5. Иранская

  • 6. Еврейская

  • 7. Греческая

  • 8. Римская

  • 9. Новосемитская (аравийская)

  • 10. Германо-романская (европейская)

Согласно теории этногенеза российского ученого Л.Н. Гумилева фазы развития этносов, как и у человека, нормально прожившего свой век, - детство, юность, зрелость и старость.

Этническая концепция А.Н.Гумилева:

1) фаза подъема (резкий рост всех в((дов активности, «завоевание места под солнцем»);

2) фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов);

3) фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы);

4) фаза инерции (укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей);

5) фаза обскурации (формирование общества погребения, предшествующего гибели этнической системы);

6) фаза регенерации – возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин.

Изъяны, которые ставят под сомнение саму возможность, а главное, эффективность его использования. Это, во-первых, весьма существенная неопределенность и аморфность понятия «цивилизация», используемого в качестве критерия классификации государств и правовых систем. А во-вторых, изначальная направленность «цивилизации» на характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств и правовых систем.
13. Понятие формы государства. Общая характеристика структурных элементов формы государства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта