Главная страница
Навигация по странице:

  • Какую роль в данном стихотворении играют повторы

  • Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» с приведённым ниже

  • А.С. Пушкина «Бесы»

  • Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» утверждать, что он «восславил свободу» (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

  • Какие зрительные и звуковые образы помогают автору создать картину весенней природы


  • 3.

  • Часть 2 В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

  • Часть 1 1. В чём заключается сложность и противоречивость душевного состояния

  • С какой целью поэт использует в своём стихотворении лексические повторы

  • Часть 2 Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений каждого из поэтов по Вашему выбору.)

  • Часть1 1. Почему буря столь желанна для лирического героя приведённого стихотворения

  • такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией), потому что в первой части стихотворения «

  • материал для подготовки. 1 У калашникова могутные плечи, у Кирибеевича сильные плечи. Почему оба герояантагониста представлены у Лермонтова подобными былинным богатырям


    Скачать 0.74 Mb.
    Название1 У калашникова могутные плечи, у Кирибеевича сильные плечи. Почему оба герояантагониста представлены у Лермонтова подобными былинным богатырям
    Дата07.04.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламатериал для подготовки.doc
    ТипДокументы
    #451804
    страница12 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Часть 1

    1.
    Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»?

    Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин». В душе его тревога, смутная, неясная тоска, мрак: Во второй – четвертой строфах путь героя напоминает перемещение по замкнутому кругу: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали».

    Во второй части усиливается напряжение.  «Нет мочи» – эта фраза ямщика передает охватившее людей отчаяние. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы.

    В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне...» Здесь уже герой испытывает не просто страх, а ужас, панику.  Знаменательно выражение «надрывая сердце…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы.

    2.

    Какую роль в данном стихотворении играют повторы?

    Основной образ стихотворения, – это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, /И кружит по сторонам». Образ этот разрастается до бесконечности. Ощущение этого однообразного и страшного кружения («бес водит») создаётся при помощи различных средств выразительности. Одно из них – повтор. Повторы подчеркивают монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»). Кроме того, они нужны для усиления мистического впечатления: «вьюга злится, вьюга плачет». Интересно и использование звукоподражательного повтора: «колокольчик дин-дин-дин», что заставляет вспомнить о магической функции бубенцов и колокольчиков: они являются средством «отгона» нечистой силы.

    Композиция стихотворения – симметричная, кольцевая. Симметричность создается пейзажем, играющим роль своеобразного рефрена. Уже сам по себе рефрен изнутри построен на повторах, что прекрасно передаёт круговое движение снежных вихрей: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна». 

    3.

    Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» с приведённым ниже

    стихотворением А.А. Фета «Чудная картина...». Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях?

    Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», на первый взгляд, привязано к времени года. Это зима, зимняя буря: «снег летучий», «вьюга», «дороги занесло», «белеющие равнины». Пушкин показывает разгул стихийных сил, полный мрачной красоты. Однако читаем:

    Бесконечны, безобразны,
    В мутной месяца игре
    Закружились бесы разны,
    Будто листья в ноябре...

    Очевидно, поэту понадобилось сблизить два времени года: осень и зиму, листья и снег. Отсюда появился ноябрь как действительно переходный от осени к зиме месяц.

    Тёмная бездна ночи, ночного неба, «бесконечных, безобразных» бесов, несущихся в этом небе. Понятно, что пейзаж в этом стихотворении не основан на наблюдениях. Речь идёт о какой-то другой, внутренней буре. В стихотворении «Бесы» зимний пейзаж символичен: дорога – это жиз­ненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. 

    В стихотворении А.А. Фета перед нами действительно зимний пейзаж средней полосы России – бесконечная равнина и высокое небо – бескрайние просторы; точнее сказать, впечатления от пейзажа, от картины зимней природы. В стихотворении всего восемь строк, одно сложное предложение, но зарисовка «чудной картины» оказывается необычайно выразительной, зримой, запоминающейся. Восемь строк передали ощутимую динамику одинокого бега саней. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.

    Настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа создаётся в первых четырёх строчках:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег…

    Две первые и две последние строчки стихотворения говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство прелести родного края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной малости на земле, чувством затерянности человека в мире, чувством одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в санях большие пространства.

    Итак, пейзаж А.С. Пушкина символичен, в нём мы видим мрачную и страшную стихию, объединяющуюся с шабашем «нечистой силы». У А.А. Фета – пейзаж-впечатление, наполненный настроением «светлой грусти».

    Часть2

    Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

    Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место.

    В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Огромное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами. Высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода – ода «Вольность». В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.

    В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление «... воспеть Свободу миру, /На тронах поразить порок».

    В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: «Везде неправедная власть...» И здесь - кульминация оды:

    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон - а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.

    Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне». Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека...

    В 1818 году написано послание «К Чаадаеву».  Оно продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Их объединяет главное:

    ...в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.

    Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:

            Мы ждем с томленьем упованья
            Минуты вольности святой,
            Как ждет любовник молодой
            Минуты верного свиданья.

    Обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина 20-х годов – к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника». «Грустным товарищем» узника представлен орел. Образ орла – типичный романтический символ.  Обратим внимание: стремление к свободе у орла – врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. Орел зовет узника в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:

    Туда, где за тучей белеет гора.
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

    Мир свободной стихии - мир без людей.

    1823 год стал кризисным для поэта. Пушкин смотрит на мир более трезвым, реалистическим взглядом. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений – стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя. Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он – «сеятель свободы». Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: «Паситесь, мирные народы!»

    Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные – так как не способны восстать против собственного рабства.

    В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» – Наполе­она и Байрона. И если здесь французский император – «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт – певец, «оплаканный свободой». Море же симво­лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

    В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что «Иные, лучшие, мне дороги права; /Иная, лучшая, потребна мне свобода...» Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум», «...никому /Отчета не давать, себе лишь самому /Служить и угождать...» Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося­гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: «Я вас любил: любовь еще, быть может, /В душе моей угасла не совсем; /Но пусть она вас больше не тревожит; /Я не хочу печалить вас ничем...» Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:

    ...в мой жестокий век восславил я Свободу
     И милость к падшим призывал.

    Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку.  Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость – проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка – о «милости к падшим», о милосердии, которого лишен «жестокий век».

    13

    Часть 1

    1.

    Каким предстаёт лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»?

    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»построено как монолог лирического героя. Оно трогает искренностью и подкупает своей  простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон.  Лирический герой воспринимает мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») как воплощение идеальной светлой чистоты. Он наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…». 

    Внутренний мир героя переполнен радостью и восторгом. Герой стихотворения открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, подчёркивая природу.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    2.

    Какие зрительные и звуковые образы помогают автору создать картину весенней природы?

    Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее. Центральная картина вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идет изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчеркивает философскую мысль о том, что гроза это явление временное, что она обязательно пройдет и солнце снова воссияет на небе. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих «окраску» мира. Эти слова создают зрительный ряд, и мы явственно видим и определяем, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчеркивают яркие, цветные картины:  «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень быстрый и летучий», земля «в сиянье».
    Звуковые образы и картины создаются аллитерациями на «р», звучащими как раскаты грома: «пРогРемело, ветРа поРывы, дальний гРом, Раскаты гРомовые».

    Итак, мы видим: «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «нивы зеленеющие», «молнии струя», «вихрем пыль летит с полей».

    Слышим: «дальний гром», «за тучей прогремело», «ветра тёплого порывы», «раскаты громовые.

    3.

    Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Гроза». Чем различается

    восприятие грозы лирическими героями двух стихотворений?

    Как воспринимает грозу лирический герой М.Ю. Лермонтова? «Ревёт», «тёмная бездна», «хлещет», «тревожной молнии змея», «тревожный рой». Это всё негативно окрашенные слова. У Лермонтова мы можем отметить традиционно тревожное восприятие грозы. Лирический герой Тютчева выражает восторг, восхищение грозой: «люблю», «резвяся и играя», «раскаты молодые», «дождик», «перлы дождевые», «солнце нити золотит», «поток проворный», «вторит весело».

    При описании грозы поэты обращаются к цветописи. При этом  у М. Ю. Лермонтова на тёмном фоне вьётся «огнистая лента».  Ф. И. Тютчев избегает тёмных цветов. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру: «в небе голубом», «солнце нити золотит». Кроме того, в стихотворении встречаются слова, обозначающие свет, сияние.

    В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящённых грозе, часто используются слова, обозначающие различные звуки. При этом грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы. У М.Ю. Лермонтова гроза «ревёт».
    Часть 2
    В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

    Судьбы героев романа «Капитанская дочка» – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев романа всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится эта сюжетная линия, –  Гринёв и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство.

    Повесть написана от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни читатель узнает лишь то, что в крепость герой сослан из-за дуэли. Швабрин умен, возможно, он получил хорошее образование, имеет такой же строптивый, неуравновешенный характер, как и Гринев. Однако образ Швабрина почему-то сразу вызывает читательскую антипатию.

    Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется над своим приятелем, ведь он влюблен в эту же девушку. Между героями происходит дуэль, во время которой Швабрин чуть было, не убил Гринёва. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить.

    По-настоящему понять характер каждого из героев помогают трагические события, связанные с пугачевским восстанием. Именно в ходе этих событий каждый должен совершить нравственный выбор: что для него важнее: честь или бесчестие. На глазах у Петруши Гринева происходит казнь добрых простых офицеров: капитана Миронова, коменданта крепости Ивана Кузьмича. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Такой поступок достоин настоящего офицера. Швабрин же, испугавшись, перешел служить в пугачевское войско. Он думает лишь о спасении собственной жизни, забывая о том, что присягнул на верность отечеству, императрице. Сделал свой выбор и Пётр Гринёв: он отказывается присягнуть Пугачеву, поцеловать его руку и готов отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Он не может нарушить заповедь «Береги честь смолоду», не может, как Швабрин, изменить присяге. Гриневу присущи такие качества, как верность долгу, благородство. И судьба спасает его от страшной смерти. Пугачев вспомнил о подарке заячьем тулупе и решил помиловать Гринева. В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир, он вновь предлагает ему служить в своем войске. Но и здесь Гринев достойно отстаивает свою офицерскую честь. И тогда Пугачёв начинает понимать Петрушу и даже симпатизирует ему, так как Гринёв человек чести.

    Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Низость Швабрина проявляется не только в эпизоде, где он перешел служить на сторону восставших. Любыми средствами он готов завладеть Машей Мироновой, пытаясь принудить ее выйти за него замуж. С помощью Пугачёва, рассказав тому всю правду, Гринев освобождает Машу из плена, и этот поступок характеризует его как благородного человека и дворянина.

    После поражения пугачевского восстания в тюрьму попадают и Гринев, и Швабрин. И здесь не обошлось без доноса. Бесчестный Швабрин, спасая свою жизнь, клевещет на бывшего приятеля. Во время суда они оказываются лицом к лицу. И опять Гринев не уронил чести и достоинства настоящего офицера.

    В повести Пушкина счастливый финал. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, женился на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте.

    Два офицера российской армии – Петр Гринев и Алексей Швабрин – ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин – носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка». Сравнивая этих героев, мы можем судить о том, каким должен быть настоящий офицер и честный человек.

    №14

    Часть 1

    1.

    В чём заключается сложность и противоречивость душевного состояния

    лирического героя стихотворения А.С. Пушкина? («На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)

    Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» написано в жанре элегии. Композиционно в стихотворении мы можем выделить две части. Первая часть – это южный ночной пейзаж. Вторая часть – описание чувств лирического героя.

    На холмах Грузии лежит ночная мгла,
    Шумит Арагва предо мною…

    Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы возвышенности, поднятые к небу. Второй лежащую у ног поэта глубокую реку. Большое значение в этой картине приобретает мотив тьмы («ночная мгла»). Ночная мгла здесь свидетельница мыслей и переживаний лирического героя. Пушкин использует антитезу: если кругом стоит ночь, тьма, то чувства героя светлы и возвышенны:

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…

    Поэт прибегает к неявным оксюморонам, подчёркивая противоречивость чувств героя. (Оксюморон соединение несоединимого в общей характеристике одного объекта.) Здесь соединены грусть (негатив) и легкость (позитив), печаль (негатив) и свет (позитив).

    Следующие строки раскрывают душевное состояние лирического героя. И здесь уже интонации элегии меняются. Тихая нежность, умиротворение уступают место эмоциональности, энергии, страстности в выражении чувств:

    Так возникает противопоставление света и тьмы, даже смешение их. Ночная тьма озаряется внутренним светом («сердце вновь горит»).

    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой,
    Унынья моего ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит оттого,
    Что не любить оно не может.

    Эмоциональное напряжение, таким образом, достигает своей кульминации в финале: герой обозначает собственное душевное состояние – «любит».

    В элегии возникает метафорический образ любви-света, проливающегося на «мглу жизни».

     С какой целью поэт использует в своём стихотворении лексические повторы?

    Синтаксический параллелизм во втором предложении («печальмоя светла;печальмоя полна тобою») усиливается еще и лексическим повтором: Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль это определяющее состояние чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.

    Лексический повтор «тобою», «тобой», «одной тобой» является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия.

    В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором «любит» – «любить».

    2. 

    Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». В чём различие душевных переживаний лирических героев двух стихотворений?

    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» лирический герой одинок перед целым миром, перед вселенной.

    Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит;

    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

    И звезда с звездою говорит.

    Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Герой взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. И наоборот внутреннее состояние человека противоречиво. Мы чувствуем борьбу противоречивых мыслей и влечений. Начиная с третьей строфы, герой обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям: «Не жду, не жаль – я ищу, я б хотел». Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания «Но не тем холодным сном могилы…». Все устремлено в будущее, в мечту. Частые повторения местоимения «я», союза «чтоб» и частицы «б» придают повествованию условный характер, характер несбыточной мечты. В стихотворении отчетливы видны мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаяния.

    Душевные переживания лирических героев стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова различны. Если состояние пушкинского героя движется от умиротворения к эмоциональному напряжению («сердце горит и любит»), душа его полна чувствами к любимой («тобой, одной тобой»), то переживания лермонтовского героя развивается от отчаяния до умиротворенности, его сердце не горит: «Я ищу свободы и покоя! /Я б хотел забыться и заснуть!».
    Часть 2
    Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений каждого из поэтов по Вашему выбору.)

    Мир природы занимает важное место в лирике А.С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил родную природу, но и открыл её красоту читателям.

    Поэзия для Пушкина – это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

    В стихотворении «К морю» (1824) Пушкин рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

    Как я любил твои отзывы,

    Глухие звуки, бездны глас,

    И тишину в вечерний час,

    И своенравные порывы!

    Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной стихией», поэт дает клятву в верности ей:

    Прощай же, море! Не забуду

    Твоей торжественной красы

    И долго, долго слышать буду

    Твой гул в вечерние часы...

    В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит,

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. Стихотворение «Осень» (1833) наполнено красками звуками. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени – осени, наполнена любовью и восхищением:

    Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса...

    Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

    И забываю мир – и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне...
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута – и стихи свободно потекут.

    «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». Она «пробуждается» только тогда, когда сам поэт «жизни полон».

    Во время своего последнего приезда в Михайловское А.С. Пушкин написал стихотворение «Вновь я посетил...» (1835). Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих дум. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

    Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

    Здравствуй, племя Младое, незнакомое!..

    Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний – эту «связь времен» – грядущим поколениям.

    Стихотворение «Вновь я посетил...» пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.
    №15

    Часть1

    1.

    Почему буря столь желанна для лирического героя приведённого стихотворения?

    Слова и обороты, известные до некрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изменяют свой смысл. Примером этому может служить стихотворение «Душно! без счастья и воли… ». Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов «ночь», «буря», «чаша». 

    Слово «ночь» с определением «без счастья и воли» называет не просто время суток, оно говорит об условиях жизни в России. Слово «буря» не только обозначение бури в природе, но и образ общественного потрясения, протеста. Поэтому стихотворение имеет символический смысл. Слова поэта «чаша с краями полна» можно объяснить как невыносимость горя, предел терпения.

    Это впечатление усиливают восклицательные и вопросительные предложения, повелительное наклонение глаголов: «грянь», «засвищи», «расплещи».

    Невыносимую, душную атмосферу, по мысли Некрасова, может изменить только буря народного гнева, которая уже переполняет чашу человеческого терпения. Поэт уверен, что только буря может дать человечеству вздохнуть свободно, ощутить «счастье и волю» и расплескать, то есть опустошить, «чашу вселенского горя», которая уже переполнена.

    2.

    Каковы особенности композиции данного стихотворения Н.А. Некрасова?

    Стихотворение состоит из двух строф. В первой строфе поэт представляет образ переполненной чаши народного терпения – «душно!» во тьме ночи, невозможно жить «без счастья и воли».

    Во второй строфе звучит призыв к буре, к протесту (это близко к формуле В. Цоя: «Перемен! Мы ждём перемен!»).

    Композицию стихотворения, на мой взгляд, можно назвать зеркальной (такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией), потому что в первой части стихотворения «Чаша с краями полна!», а вторая часть завершается призывом: «Чашу вселенского горя /Всю расплещи!..».

    3.

    Сопоставьте стихотворение Н.А. Некрасова «Душно! без счастья и воли...» со стихотворением С.Я. Надсона «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...», приведённым ниже. Какие мотивы и образы сближают эти

    произведения?

    Стихотворения близки прежде всего изображением народного горя, но у Н.А. Некрасова этот образ обозначен ярким и ёмким символом – «чаша», а у С.Я. Надсона представлено пространное перечисление бедствий: «неправда и зло», «слезы», поруганный идеал, «невинная кровь», «бескрестные могилы», рабство, «беспросветная, мертвящая нужда», «позорные столбы».

    Некрасов в своём стихотворении призывает бурю для того, чтобы опустошить, «чашу вселенского горя». Надсон также мечтает о коренном изменении мира, о приходе блаженной и счастливой поры, когда

       ...не будет на свете ни слез, ни вражды…

    Надсон выступает от лица поколения, вошедшего в жизнь в годы реакции, которая повлекла за собою всеобщую растерянность, смятение и безнадежность. Он «поэт», и в своих стихотворениях отражает горечь разочарования и крушения молодых надежд, но всё же призывает преодолеть овладевшие обществом пессимистические настроения и, испытывая острое чувство гражданской скорби, хочет вызвать в безвестном «страдающем брате» дух бодрости и веры в себя и окружающих людей. Он пишет:

    Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,

    Кто б ты ни был, не падай душой!..

    Часть 2

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта