Главная страница

монография. экзамен Воронцова Монография. 1. Внешний облик человека в контексте психологии социального познания и социальноперцептивного подхода


Скачать 0.51 Mb.
Название1. Внешний облик человека в контексте психологии социального познания и социальноперцептивного подхода
Анкормонография
Дата31.03.2021
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен Воронцова Монография.docx
ТипДокументы
#190140
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

18. Преобразование внешнего облика на телевидении в формате makeover-shows


Исследователями медиа отмечается, что увеличение популярности различных шоу по изменению образа жизни на телевидении можно рассматривать как одно из проявлений сдвига в телевизионной культуре, как стремление телевидения к освещению «повседневных условий жизни» (Corner, 2004).

Как констатирует австралийская исследовательница медиа T. Льюис программирование образа жизни давно стало характерной чертой для многих телевизионных передач во всем мире.

Ключевым в ее работах является тот факт, что формат «преобразования» хоть и стал международным феноменом, в то же время, историческое развитие формы, а также ее современное воплощение по-прежнему определяются национальными, культурными и телевизионными традициями.

Ссылаясь на исследование М. Кроули (2006), Т. Льюис обращает внимание на то, что британские трансформационные шоу чаще обнажают классовые проблемы и проблемы вкуса, в то время как, американские шоу основываются на фантазиях об индивидуальном совершенстве. Для них характерно обращение к хирургическим трансформациям (пластическая хирургия), использование американского убеждения о силе перерождения (Lewis, 2008).

Для современных западных makeover-shows характерно смягчение диктата экспертного вмешательства и выстраивание комфортного пространства в отношениях с участниками. Через убеждение, что женщина тогда счастлива, когда она привлекательна (Brucculieri, 2018) смягчается диктат экспертов. Возвеличивание значимости внешнего облика в жизни женщины — есть не что иное, как способ усиления власти над женщинами в патриархальном обществе (Вульф, 1990).

В России ярким примером телесегмента makeover является телепередача «Модный приговор», которая долгие годы притягивает к себе внимание многомиллионной аудитории телезрителей. В основе сценария данной телепередачи лежат фундаментальные механизмы: соотношения «реального внешнего Я» и «идеального внешнего Я»; соответствия внешнего облика человека определенным жизненным ситуациям; самостоятельного или же с помощью воздействия извне преобразования внешнего об-лика.

Как следствие, «Модный приговор» стал объектом критики со стороны зарубежной прессы за возложение семейных проблем на женщину и ее внешний облик. Так, финская журналистка K. Kronvall (2018) обвинила телепередачу в женоненавистничестве, поскольку она ставит женщин в «унизительное положение».

Отдельный вопрос вызывает отношение к внешнему облику участников makeover-shows в связи с их стремлением к публичности, ведь преобразование внешнего облика происходит на глазах миллионов телезрителей. Как отмечает В.А. Лабунская: «очевидно, что человек, отрицательно оценивающий свою жизнь, негативно относящийся к своему внешнему облику, не желает видеть себя «со стороны», «глазами другого», фиксировать свой образ, заниматься конструированием своей невербальной само-презентации, а вместе с этим и изменением своей жизни» (Ла-бунская, 2010, с. 150).

19. Самопрезентации молодых людей внешнего облика в интернет – пространстве: эмпирическое исследование (Рожко)


Самопрезентации молодыми людьми их внешнего облика в интернет-пространстве: эмпирическое исследование

В исследовании была поставлена цель определения особенностей самопрезентации молодых людей, отличающихся отношением к своему отраженному внешнему облику, в интернет-пространстве посредством аватара (главной фотографии аккаунта), Эмпирическим объектом исследования выступили пользователи социальной сети Vk.com, в количестве 61 человека в возрасте 18–35 лет (М возраст = 23 года. была использована анкета-фильтр «Самопрезентация в социальном пространстве» (Д.В. Погонцевой). В анкету включены вопросы, уточняющие выбор аватара, например, «Почему Вы выбрали именно это фото?». В нее входит блок утверждений, касающихся отношения к своему отраженному внешнему облику, которые взяты из методики В.А. Лабунской «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика» (2009). С целью сравнения подгрупп участников исследования применялся t-критерий Стьюдента. Было выявлено, что 56 респондентов использовали как аватар свою фотографию, остальные 5 респондентов — фотографии актеров, героев мультфильмов, животных. Мы обращались только к первым 56 респондентам. Мы разделили их на подгруппы на основе ответов на вопрос: «Почему Вы выбрали именно это фото?». В первую подгруппу вошли те, кто объяснял выбор фотографии, исходя из желания презентации времени/места. Вторая подгруппа объясняла выбор фотографии ее качеством и композицией Третья подгруппа посредством аватара подчеркивала принадлежность к какой-либо группе. Четвертая подгруппа акцентировала внимание на привлекательности своего внешнего облика. В пятую подгруппу вошли те респонденты, которые стремились посредством аватара скрыть свою эмоциональность. Для нас наибольший интерес представляют ответы респондентов из 4 (20 человек) и 5 (12 человек) подгрупп. В этих подгруппах самопрезентация осуществляется с помощью выбранного аватара и объясняется особенностями отношения к своему отраженному внешнему облику. Результаты сравнения двух групп демонстрируют наличие статистически значимых различий по трем параметрам отношения к своему отраженному внешнему облику. Респонденты из 4 подгруппы демонстрируют более позитивное отношение к процессу фотографирования «Я люблю фотографировать- ся» по сравнению с респондентами из 5 подгруппы У них значимо выше показатели такого аспекта отношения к своему отраженному внешнему облику, как: «Я люблю смотреть на себя в витрины» «Я люблю смотреть на себя в зеркале» ,чем у респондентов из 5 подгруппы. Респонденты, у которых выражено более позитивное отношение к своему отраженному внешнему облику, предпочитают такие аватары, которые подчеркивают его, позволяют продемонстрировать определенные части тела. Респонденты, у которых менее позитивное отношения к своему отраженному внешнему облику, предпочитают презентировать себя в интернет-пространстве посредством аватаров, которые скрывают их лицо, или используют нейтральные, несколько масковидные изобра- жения лица, скрывающие их эмоции. Далее мы провели исследование, определяющее особенности отношения к внешнему облику молодых людей, отличающихся частотой смены аватара. В этой части эмпирического исследования мы рассмотрели данные респондентов, которые использовали личные фото в качестве аватара (56 человек). Со- гласно ответам, полученным на вопрос о частоте смены аватара, респонденты были поделены на подгруппы: 1) «редко изменяющие аватар» 43 человека; 2) «часто изменяющие аватар»— 13 человек. Ответы респондентов 1 и 2 групп были сопоставлены с показателями отношения к своему отраженному внешнему облику. Результаты сравнения двух групп демонстрируют наличие различий. Респонденты из 2 подгруппы более позитивно относятся к фотографированию по сравнению с респондентами 1 подгруппы и видеосъемке, по сравнению с респондентами 1 подгруппы , а также по такому показателю отношения к отраженному внешнему облику, как: «Я люблю смотреть о себе видео- фильмы. Таким образом, молодые люди с разной визуальной самопрезентацией имеют выраженные особенности отношения к внеш- нему облику. Частая смена аватара наиболее характерна для тех молодых людей, которые позитивно относятся к своему отраженному внешнему облику.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта