Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница4 из 52
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
принцип личностного функционирования, который означает, что на протяжении всей своей жизни человек погружен в различные виды деятельности, окрашенные собственным смыслом, и воспитание рассматривается как целенаправленное функционирующее воздействие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведения, организация деятельности.
Принцип субъективного контроля предполагает обращение личности к себе. Этот контроль может осуществляться на экстернальном и интернальном уровнях. На экстернальном уровне свои поступки люди объясняют внешними обстоятельствами и случайностями. На интернальном все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека. В данном случае для успешного действия механизма личностных функций наибольшее значение имеет развитость интернального уровня как показателя обращенности личности к себе – субъекту собственной жизни.
Существует четыре уровня субъективного контроля:
− немотивированное поведение, т.е. неосознанная мотивация действия;
− действие произведено под влиянием случайных факторов и не является обоснованным с позиции субъективных функций;

33
− поступок выбран ситуативно в связи с переживаниями личности, кризис может благополучно завершиться при ненасильственном вмешательстве педагога;
− завершение кризиса; личность делает осознанный выбор и поступает в соответствии с этим выбором.
Принцип веры в ребенка реализуется в оптимистической гипотезе, предположении о добром начале в каждом ребенке, оказание помощи и поддержке в его самоутверждении и самовыражении. Все неудачи учащихся объясняются недостатком любви и заниженной самооценкой.
Принцип сотрудничества педагога с детьми предполагает вовлечение учащихся в общую учебную деятельность, вызывающую у них радостное чувство успеха, развития, движение вперед к самосовершенствованию.
Главное в этом принципе – продуктивное взаимодействие педагога и детей в продвижении к определенным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность означает для воспитателя нахождение такого вида деятельности для учащихся, при котором каждый ученик чувствовал бы себя нужным и полезным людям как неповторимая индивидуальность. В таких условиях происходит в полной мере реализация творческого потенциала личности.
Все названные принципы относятся к общим, так называемым стратегическим принципам, определяют стратегию отношений учителя и учащихся. Вместе с тем существуют и частные (тактические) принципы, которые создают непосредственные условия для воспитания творческой личности ребенка на основе сотрудничества с учителем. Исходя из этого, принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, ориентируют на построение модели личности ученика, а не модель деятельности учителя, как это бывает в традиционной педагогике.
Все тактические принципы можно разделить на четыре группы.

34 1 группа частных принципов учитывает моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:
 принцип самосовершенствования;
 принцип самореализации в творчестве;
 принцип готовности к ответственным действиям;
 принцип самоуважения.
2 группа – это принципы социально-профессионального опыта:
принцип учета поведения;
⬧ принцип учета привычек;
⬧ принцип развитости общения;
⬧ принцип учета профессиональных умений учителя.
3 группа – принципы учета индивидуальных психических процессов: каждый ребенок – носитель разной степени решительности, упрямства, стеснительности, заносчивости, упорства и др. Это усложняет работу учителя, но в то же время делает ее более осмысленной, направленной на включение детей в разные виды деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
4 группа частных принципов – учет типологических свойств личности ребенка:
 принцип учета половых и возрастных различий;
 принцип учета особенностей характера и типа высшей нервной деятельности, т.е. темперамента.
Такая сложная классификация принципов дана С.В. Кульневичем. Другие авторы, например, Б. Битинас, называют следующие принципы гуманизма:
− гуманистическая направленность воспитания;
− воспитание деятельности на пользу других;
− групповая сплоченность воспитанников;
− систематичность воспитания;
− сотрудничество воспитателей и воспитанников;

35
− результативность воспитания.
Таким образом, принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития позиции воспитанников. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит от других, однако нарушение требований принципа может привести к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые присутствуют независимо от воли и желания педагогов и не могут быть нарушены.
Тема 3. Современные подходы к воспитанию
1. Подходы в рамках моделей воспитания.
2. Классификация современных подходов к воспитанию.
1. Подходы в рамках моделей воспитания
Подход – ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Педагог выбирает ориентиры и убежден в том, что они будут способствовать достижению успеха в работе.
Как показывает опыт и анализ различных точек зрения на личность, можно обозначить четыре основные модели воспитания и выделить четыре воспитательных подхода. Идеологической базой, питающей эти подходы, являются рассмотренные нами выше различные представления о личности, которые сложились в науке.
Подход 1. Стихийное воспитание
Этот подход характеризуется отсутствием или размытостью цели воспитания. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен

36 нечеткими представлениями о смысле жизни, размытыми представлениями о воспитании либо вообще отсутствием каких-либо представлений об этом. Л.И.
Божович отмечала, что если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда видно, что процесс превращения ребенка в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем и руководством воспитателя.
Такой подход к воспитанию сродни безответственности. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, то сама общественная среда, ее идеалы создавали благоприятные условия для воспитания. В условиях нестабильного общества воспитание может быть неосуществимо.
Подход 2. Воспитание как адаптация
Цель воспитания определена приспособлением к требованиям общественного развития. В потребительском обществе, цель которого сводится в основном к производству и потреблению различных товаров и услуг, желанию получить удовольствие, воспитание, подчиненное идее адаптации к требованиям общественного развития, породит потребителя. За рамками внимания остается личность человека. Смысл жизни сводится к материальному благополучию. Соответственно, цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это включает развитие физических и интеллектуальных возможностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, так как общество имеет свои потребности и интересы. Может ли быть оправдан
«социальный заказ», если цели общества вступают в противоречие с личностью? В.В. Зеньковский отмечал, что «...польза в смысле умения приспособиться благодаря воспитанию к окружающему миру никак не может

37 быть признана последнею целью воспитания... Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребенка... В этом смысле понятие личности является основным и центральным понятием педагогики». Таким образом, В.В. Зеньковский четко обозначил определенное место общества в деле воспитания.
Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведет к отчужденности людей друг от друга. Если внутренние потребности человека с детства «заземляются», если учителя и родители передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их духовности, воспитание прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не воспитанием, а приспособлением. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия его духовного, а значит и личностного роста.
Эти два подхода личность видят на уровне эгопотребностей и адаптации к социальным условиям как цели. Опираясь на такие представления, человек уходит в сферу эгоцентризма.
Подход 3. Воспитание как развитие. Гуманистический подход
В основе этого подхода лежит гуманистическое мировоззрение. Суть его хорошо отражена в словах С.Л. Франка: «Начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до настоящего времени, европейская духовная жизнь протекает под знаком ожесточенной, смертельной вражды между верой в Бога и верой в человека.
Фактически для духовной жизни это означает, что человек осознал себя земным богом. Потеряв и отвергнув Бога, человек уверовал в себя самого».
В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Цель воспитания в этом подходе видится в развитии имеющегося у ребенка потенциала. Распространенная сейчас в представлениях многих

38 современных людей идея развития так поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Если речь идет о развитии, то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее.
Если глубже вникнуть в сущность этого понятия, то становится ясно, что развитие предполагает, прежде всего, нечто имеющееся в наличии, данное.
Если речь идет о развитии ребенка, это значит, что у ребенка есть нечто, что должно быть развито. Но природой в человеке потенциально заложено не только добро, но и зло. Поэтому понятие развития как совершенствования имеющегося потенциала содержит некоторую двойственность: под влиянием различных факторов развиваются не только положительные, но и отрицательные качества личности.
Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Ж.-Ж. Руссо, который мыслил ребенка как существо неповрежденное, чистое, светлое. Этот позитивный на первый взгляд подход идеализирует ребенка, игнорирует другую, поврежденную его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, делает промах в главном. Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи.
Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т.п.
В научной педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, тогда мы на правильном пути. Не соразмерное развитие, а ведущая направленность определяет развитие личности. Б.И. Додонов справедливо отмечает, что «структура личности приобретает гармоничность не на основе
«соразмерного» и
«пропорционального» развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека».

39
Такой подход к воспитанию пронизан идеями гуманистической психологии, где самость и самоактуализация являются центральными в развитии личности.
Подход 4. Воспитание как преображение
Более полувека тому назад В.В. Зеньковский сформулировал главную задачу воспитания и обозначил заблуждение современной педагогики: «... тема воспитания в новейшей культуре оторвалась от темы спасения. Этот разрыв двух тем, по существу глубоко связанных одна с другой, имел самое роковое влияние на развитие педагогики. Воспитание ребенка ставилось вне темы спасения, подготовка ребенка к жизни в этом мире ставилось вне связи с подготовкой его к жизни вечной». Избежать неверного отношения к воспитанию как к развитию или адаптации помогает совсем другое представление о смысле воспитания, которое согласуется со смыслом жизни и задачами личности. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения.
Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности.
Сущность этого подхода к воспитанию сводится к созданию условий для преображения личности. Пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатью происходит в определенных условиях. Создание этих условий, а не поиск причин пробуждения и составляет содержание педагогической деятельности. Если с этих позиций мыслить воспитание, то выстраивается совершено иной подход к этой проблеме, который предполагает, во-первых, взгляд на ребенка как на существо, которое в своем потенциале имеет разные задатки: хорошие и плохие. Во-вторых, основная задача воспитания видится в создании условий для развития добрых начал в ребенке и взращивании стремления к борьбе со своим злом. В этом смысл воспитания. И чем раньше создадутся такие условия, тем успешнее будет воспитание.

40
Важность этой темы для самих детей была показана в докладе М.И.
Воловиковой «Результаты исследований представлений о совести учащихся из
Москвы и Казани», прозвучавшем на 18-х Рождественских чтениях в Москве.
Оказалось, что детям интересна тема совести и они хотят говорить об этом.
Значит, существует невостребованный пласт, который нуждается в раскрытии, понимании, осознании. Детям нужна поддержка, разъяснение взрослыми того, что отягощает их совесть, с чем они хотели бы разобраться и чем поделиться.
Отсюда правило для воспитателя: надо пробудить в ребенке как можно раньше духовное начало любви, совести, вкус к совершенству и способность бескорыстно радоваться и наслаждаться им.
Итак, мы рассмотрели основные современные подходы к воспитанию, которые исходят из различных представлений о целях воспитания. Если соотнести эти подходы с тем, что наработано отечественной наукой, то можно утверждать, что наиболее верный подход – это подход к воспитанию как к преображению или спасению, так как именно в нем отражается смысл жизни человека и находит решение вопрос о цели воспитания. Игнорировать связь смысла жизни и смысла воспитания – значит совершить промах мимо цели, который называется грехом. Последний подход вполне согласуются с представлениями классиков отечественной психологии о смысле личностного развития как воспитании иерархической системы мотивов и потребностей, где высшие мотивы становятся главными и преобладают над низшими.
3. Классификация современных подходов к воспитанию
В условиях углубления расслоения российского общества, социально- экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся наиболее актуальными и важными.
Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в

41 советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.
С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.
В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:
− системный
− деятельностный (личностно-деятельностный);
− личностно ориентированный;
− философско-антропологический подход;
− синергетический подход;
− культурологический;
− ценностный;
− гуманистический;
− человекоцентрированный.
Остановимся на них более подробно.
Системный подход.
Под системным подходом в научной литературе понимается направление методологии специально-научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем: объекты изучаются с точки зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловливающих их целостность, внутреннюю организацию и функционирование.
Система – совокупность единиц, упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию

42 личности ребенка. Например, воспитательная система характеризуется взаимосвязью:
− основных субъектов воспитательного процесса – учеников, учителей и родителей;
− всех компонентов (целевого, содержательного, организационно- деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания;
− учебной деятельности и внеучебной работы;
− учебного заведения и социума;
− прошлого, настоящего и будущего школы.
Системность – отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов. Компонент – часть системы. Элемент
– минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой. Структура – способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия.
Связь – наличие взаимной зависимости, общности между чем-нибудь. Системообразующий фактор – обстоятельство, которое создает, поддерживает целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Методы познания педагогических систем
1. Системный анализ:
− морфологический анализ позволяет рассмотреть, из каких элементов состоит система, что они представляют, каков их набор;
− структурный анализ выясняет характер связей элементов, наличие и особенности системообразующих факторов;
− функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и отдельных ее компонентов;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


написать администратору сайта