Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс
Скачать 2.62 Mb.
|
В сущности, и социализация, и воспитание как педагогический процесс должны соблюдать подвижную грань между ограничением, принуждением и свободой, автономией человека как в процессе становления, так и всей жизни. Охарактеризуем принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания в учебно-воспитательных организациях и на основе современного понимания процесса воспитания, требований времени, в свете тенденций социального развития. Хотя специалисты утверждают, что только выполнение всех законов и принципов ведет к эффективному воспитанию, однако анализ теории и опыта говорит о наличии иерархии среди принципов. Поэтому среди множества принципов можно выделить три группы. Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему. Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы. Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без которых он будет малоэффективным. 23 Отметим, что это деление в известной мере условно, но является нужным для выделения главного, для понимания сущности процесса воспитания, тем более что структурирование принципов воспитания уже есть. Напомним, что речь идет о принципах – требованиях к процессу воспитания в рамках образовательной системы страны, т.е. в учебно-воспитательных учреждениях. Но принципы в семье или в какой-нибудь негосударственной, например, конфессиональной, школе или в общественной организации могут быть другими. Перечислим принципы первой группы. Это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы. К ним относятся: − принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; − принцип направленности воспитания на освоение культуры; − ценностей общества, норм поведения; − принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Вторая группа принципов – это собственно педагогические или методические, технологические принципы. К ним относятся: − принцип воспитания в деятельности; − принцип воспитания с опорой на активность личности; − принцип воспитания в коллективе и через коллектив; − принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; − принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; − принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Третья группа принципов – социопсихологические К ним относятся: − принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; − принцип единства требований (школы, семьи и общественности). 2. Характеристика принципов воспитания 24 Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания – человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире – всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий – «человеческое измерение», «качество жизни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. Ученых, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биологов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. Не случайно также, что среди педагогических дисциплин возродилась отрасль, названная в свое время К.Д. Ушинским педагогической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики. От воспитателей и учителей это требует смены педагогической позиции, направления усилия не столько на изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноценное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л.С. Выготским было доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие. Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры – это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом 25 понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре делается акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (аксиологический) подход к определению целей и содержания воспитательного процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества. Вторая сторона этого принципа – «единство воспитания и культуры». Этот принцип состоит в том, что личность формируется не столько в поисках своей «самости», «самоценности», сколько в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры, в служении тому, что составляет ценность для общества. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом – это одно из фундаментальных положений педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется в том, что цели образования формулируются как компетенции, т.е. способности выпускника не только воспроизводить теории и правила, но и уметь получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т.д. Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности должны обсуждать с детьми жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая 26 событиями жизнь ближайшего окружения обучающихся, а также страны мира дают для этого большие возможности. Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Есть учебный труд – в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию – уборка в школе, интернате, дома; общественно полезный труд – участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, дающий продукт, товар и прибыль. Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процессом воспитания, – это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи стала распространенным явлением. Насколько это совмещается с процессом воспитания в школе и как соотносится с целями воспитания и социальными проблемами, эти вопросы должны решаться на основе принципов воспитания, исторического опыта и остроты сегодняшней ситуации. Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно- познавательную, игровую, художественно-эстетическую, общественно- трудовую, спортивно-оздоровительную, и использовать их как средства воспитания. Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания – активная, сознательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, что деятельность имеет для 27 них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях. Такое поведение говорит о внутренней работе, о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на внутренней позиции и в, свою очередь, стимулирует личностный рост. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Во-первых, необходимо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели с личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель. Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, является мощным воспитывающим средством. В- третьих, педагог должен уметь, создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Воспитание является процессом, руководящим деятельностью воспитуемых, педагог не должен быть сторонним наблюдателем, ему необходимо контролировать развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу – значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживания, игр, общественной работы. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление – участие в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Для этого в школе создаются органы ученического 28 самоуправления, постепенно вырабатываются их функции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не будет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена разнообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педагоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех. Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Этот принцип был разработан А.С. Макаренко и подтвержден его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Педагогическое требование – это метод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, отношений между людьми, принятых в обществе, и многое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодействие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Однако воспитатели иногда пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профессии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе. Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ориентирует учителей на гуманное, уважительное отношение к ребенку, на соблюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе. Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Этот принцип основан на знании психологии человека, на изучении его положительных и негативных качеств. В любом, даже очень трудном человеке, есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. 29 А.С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистическим прогнозом», верить в его возможности и желание быть нужным человеком и членом общества. Поэтому учителю не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив – хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что в нем есть. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок, но даже в неправильном поступке можно увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве – настойчивость и волю, в непоседливости – любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами. Чтобы успешно реализовать этот принцип, необходимо изучать особенности учеников, их семьи, друзей, компании. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый возрастной период имеет свои особенности деятельности, психических процессов, поведения. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т.д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, методы воспитания. В психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций характера, изучается и описывается психология одаренных, способных, а также детей, имеющих проблемы в развитии, отклонения в поведении. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом. Принцип единства требований школы, семьи, общества. Это проблема на сегодняшний день стоит особенно остро: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители отдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри 30 школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое поведение. Кроме перечисленных общепедагогических принципов, можно выделить еще и принципы гуманистического воспитания. 3. Принципы гуманистического воспитания Основой новой идеологии воспитания является гуманизация. Гуманизация – это очеловечивание воспитательных отношений, в которых ребенок признается как личность, учитываются его права на свободу, социальную защиту, счастье, развитие способностей, признание индивидуальности. Исходя из этого, Е.В. Бондаревская выделяет функции воспитания: − приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры и на этой основе воспитание духовности и нравственности; − социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания; − создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и жизнетворчества; − оказание ребенку помощи в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном и профессиональном самоопределении, полноценной самореализации. 31 Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно ориентированного образования, и называет следующие принципы: ⬧ природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков. Этот принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности; ⬧ культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение к детству как культурному феномену; к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию как к культурному процессу; к школе как к целостному культурно- образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры; ⬧ индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик и означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания; 32 ⬧ ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой; ⬧ сотрудничества, предусматривающего объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее. Кроме этого, к принципам гуманизма можно отнести: |