Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница5 из 52
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
− генетический анализ (исторический) позволяет исследовать зарождение, становление, развитие, преобразование системы.

43 2. Системный синтез – попытка осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных срезах с этого объекта.
3. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.
Деятельностный подход.
В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.
Раскрывая все компоненты и аспекты деятельностного подхода в воспитании, следует отметить, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности, с учетом конкретно взятой личности.
Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно- личностный или личностно-деятельностный подход, как в воспитании.
Деятельностный подход предполагает оперирование следующими понятиями.
Деятельность
– особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразование самой деятельности и преобразование субъекта деятельности.
Взаимодеятельность – совместная деятельность воспитанников, их общение как условие, средство, цель и движущая сила воспитания.

44
Духовная деятельность – ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на осмысление (придание смыслов) окружающей и внутренней действительности, на установление личностных смыслов происходящих событий, явлений и т.д.
Смыслообразующая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значения своих действий, поступков и другие.
Основные идеи деятельностного подхода
1. Деятельность – средство становления и развития личности.
Деятельность непосредственно и опосредованно способствует изменениям в структуре личности; личность, в свою очередь, осуществляет выбор форм и видов деятельности, удовлетворяющей потребности личностного развития.
2. Цель реализации подхода – человек, способный превращать жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
3. Со стороны педагога использование данного подхода означает организацию и целенаправленное управление учебно-воспитательной деятельностью ученика в контексте его жизнедеятельности – направленность на создание условий для формирования его интересов, ценностных ориентаций, для понимания им смысла обучения и воспитания, становления личностного опыта, субъектности школьника.
4. Суть воспитания с позиции деятельностного подхода состоит в том, что в центре внимания должна стоять не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей.
Совместный выбор, поиск ценностей, норм, законов жизни в процессе деятельности составляет содержание воспитательного процесса.
5. Деятельностный подход предполагает:
− конструирование и создание ситуаций воспитывающей деятельности.
Например, тимуровское движение, поиски участников Великой

45
Отечественной войны под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», зеленые патрули и т.д.;
− ориентацию на сензитивные периоды развития личности, когда она более восприимчива к развитию языка, освоению способов общения, предметных и умственных действий;
− учет характера и законов смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка;
− следование идее современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из объекта образовательного процесса в его субъект. Воспитание в данном случае направлено на восхождение к субъектности.
Принципы деятельностного подхода:
− субъектность воспитания;
− учет ведущих видов деятельности;
− учет сензитивных периодов развития, определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
− амплификация (обогащения, усиления) развития ребенка;
− результативность видов деятельности и др.
Реализация деятельностного подхода в воспитании представлена в таблице 1.
Таблица 1
Реализация деятельностного подхода в воспитании
Возраст
Ведущий вид деятельности
Методы воспитательной работы
Дошкольное детство
Игра
Коллективные игры со сверстниками, игры с

46 родителями, продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование)
Младший школьный
Учебная деятельность: важна оценка учителя, ребенок оценивает самого себя, его оценивают в коллективе
Методы организации коллектива: единые требования, самоуправление, соревнование
Методы повседневного общения: уважение, педагогическое требование, убеждение, побуждение, сочувствие
Подростковый Общение со сверстниками Наличие общей, совместной деятельности ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе чего происходит становление способов взаимодействия, совместная деятельность.
Самоанализ, самокритика, самоконтроль
Юность
Учение, ориентированное на выбор профессии.
Самоопределение социальное, личностное, профессиональное
Понимание, полисубъектный диалог, гуманистическая интеракция, поддержка, совет, поручения, связанные с ответственной деятельностью; обращение к воле, интеллекту,

47 самолюбию, совести
Личностно ориентированный подход.
В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель, идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.
Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С.
Френе, школа М. Монтессори и их последователей, как в России, так и во всем мире.
Личностно ориентированный подход предполагает оперирование следующими понятиями.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность
– постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

48
Самовыражение
– процесс и результат развития и проявления субъектом присущих ему качеств и особенностей.
Субъект
индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного индивида или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Принципы личностно ориентированного подхода:
− самоактуализация: побудить детей к проявлению и развитию природных способностей и использованию социальных возможностей;
− индивидуализация: учет индивидуальных возможностей и содействие их развитию;
− субъектность: способствовать формированию и обогащению субъектного опыта, межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим;

49
− выбор;
− творчество и успех;
− доверие и поддержка: вера в ребенка, его силы, поддержка устремлений к самореализации. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминируют успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация подхода в воспитании предполагает использование технологий, включающих в себя адекватные ситуации способы педагогической деятельности:
− диалогичности;
− творческого характера деятельности;
− направленности на поддержку индивидуального развития ребенка;
− предоставления учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов.
Философско-антропологический подход.
В основе этого подхода лежат идеи К.Д. Ушинского. Он утверждал, что надо создать синтетическое учение о человеке, в котором осмысливались бы только те факты из разных наук, которые могут применяться в деле воспитания, т.е. речь идет о синтезе знаний о человеке с целью их использования в интересах обучения и воспитания. В философии есть направление – философская антропология, которое уже осмыслило знания о человеке, опираясь на источники из разных наук, и представило их в форме сущностных характеристик человеческого бытия.
В педагогике, согласно данному философскому направлению, создается педагогическая антропология. Проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования знаний о человеке, разрабатывает философско-антропологический подход. Этот подход сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанников, их духовного бытия. Он позволяет понять различные постулаты духовного бытия, такие как

50 вера, надежда, любовь, призвание, цель, смысл жизни, переживания, убеждения, мысли, чувства сознательного и бессознательного (табл. 2).
Таблица 2
Группы категорий философско-антропологического подхода
Группы категорий
Категории, составляющие группу
1. Категории, отражающие человеческое бытие
Духовность
Бытие
Жизнь
Индивид
Индивидуальность
Субъект
Человек
2. Категории, отражающие бытие как самопознание
Внутренний опыт
Диалог
Диалогическое взаимодействие
Переживание
Понимающее бытие
Смысл жизни
Ценность
3. Категории, отражающие бытие как самоопределение, самовоспитание
Воспитание
Воспитывающее понимание
Личность
Самовоспитание
Саморазвитие
Самореализация

51
Совесть
Творчество
4. Категории, отражающие бытие в мире
Благодарность
Встреча
Взаимопонимание
Доверие
Любовь
Надежда
Терпимость
Принципы философско-антропологического подхода
1. Антропологический принцип – предписывает рассмотрение понятия
«человек» как исходной базовой ценности, акцентирует внимание на актуализации, воспроизведении, самоосуществлении человеческого в человеке в рамках воспитательного процесса.
2. Онтологический принцип – предусматривает бытийное понимание человека: понимание его таким, каков он есть в жизни. Предметом понимания являются рефлексивные действия личности, а не поступки, все, что можно наблюдать посредством органов чувств и фиксировать (кризис, любовь, разочарование, пробуждение, благодарность и т.д.).
3. Принцип диалогизма – отражает субъект-субъектный характер взаимодействия, ценностно-смысловое равенство.
4. Принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания как условия гуманности и адекватности любых форм, методов воспитания.
6. Принцип креативности.
7. Принцип рассмотрения компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.
Методы философско-антропологического подхода

52 1. Метод создания «понимающего бытия». Понять человека – это значит помочь, поддержать, предостеречь, сообщить энергию успеха, вызвать доверие, заинтересовать. Это способность увидеть воспитанника вне созданной им же легенды о себе самом. Это умение видеть мир и ситуацию глазами ребенка; способность к самопониманию. Метод строится на принципах толерантности, максимальной объективности, необходимости освободить свое сознание от установок, определяемых требованиями дня, идеологией и т.д.
2. Метод диалогического взаимодействия. Синергетический подход.
От греческого слова «синергейя», что значит «действие, сотрудничество». Главное в этом подходе – процессы саморегуляции, саморазвития, которые происходят в природных и социальных системах.
В коллективах имеют место официальные и неофициальные отношения, официальные и неофициальные лидеры, действуют предписанные и неписаные правила поведения. Синергетиков интересуют неофициальные характеристики.
Синергетический подход предполагает оперирование следующими понятиями.
Самоорганизующаяся система – сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.
Бифуркация – раздвоение, ветвление путей эволюции открытой нелинейной системы.
Флуктуация – это случайное отклонение величин, характеризующих систему, от средних значений, ведущее к появлению в определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы.
Аттрактор – устойчивое состояние системы, которое притягивает к себе все множество траекторий движения системного объекта.
Основные идеи синергетического подхода:

53
 идея о нелинейности, открытости систем;
 идея о конструктивной роли хаоса;
 идея устойчивости, неустойчивости, необходимости и случайности;
 идея о невозможности очного прогноза и др.
Методы синергетического подхода:
⬧ диалог;
⬧ метод сценарного мышления и др.
Культурологический подход. Основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.
Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – все это эффективные средства воспитания личности.
Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего,

54 уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.
Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.
Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.
Ценностный подход в воспитании ориентирован на такие ценности, как стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.
Если наше воспитание будет направлено на то, чтобы в центре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы приобщим его к общечеловеческим идеалам и ценностям. Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:
− гипертрофированное представление учащейся молодежи о роли и значении денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;
− недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям;

55
− слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;
− недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека;
− потребительское отношение к природе;
− нетерпимое отношение к инакомыслящим;
− недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.
Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


написать администратору сайта