Главная страница
Навигация по странице:

  • 21: «Повесть о разорении рязани Батыем»

  • 22:«Повесть о житии Александра Невского».

  • 23.Жанр хождения. «Хождение игумена Даниила».

  • 26.Предвозрождение в русской культуре14-15в.

  • 28: Историческая ситуация 14 в.

  • 30. «Житие Сергия Радонежского». Композиционная структура и особенности стиля

  • 34. Иван Пересветов и традиции древней письменности.

  • ДРЛ. 1. Возникновение дрл, её специфика


    Скачать 105.12 Kb.
    Название1. Возникновение дрл, её специфика
    Дата26.09.2020
    Размер105.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДРЛ.docx
    ТипДокументы
    #139713
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    20. «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели русской земли» как повести о татарском нашествии. В первой четверти XIII в. Русь постигла национальная трагедия — вторжение орд монголо-татар. О нашествии кочевников, о разрушении городов, гибели или угоне в плен населения, а также о запустении Руси после нашествия врага, когда города лежали в развалинах, а «села... запустеша и ныне лесом зарастоша», рассказывают русские летописи, повести, жития, проповеди, а еще более убедительно и беспристрастно — данные, добытые археологами и историками материальной культуры. Повесть о битве на Калке — летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г. тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать помощь половцам, и коалиция, состоявшая из большинства тогдашних князей за исключением Юрия Всеволодовича Владимирского, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на реке Калке 31 мая 1223 г. В основе подробного варианта П. лежит южнорусский летописный рассказ; по мнению Д. Феннелла, это — летопись Мстислава Романовича, киевского великого князя (которая, как считает ученый, использована также в Лаврентьевской летописи). Для рассказа о сражении на Калке характерно сочувственное отношение к великому князю Мстиславу Романовичу, который не обратился в бегство, но вместе со своим зятем Андреем и князем Александром Дубровским устроил на высоком берегу Калки ограду из кольев и мужественно оборонялся, пока не был предательски выдан монголо-татарам. Резко враждебное отношение к половцам и бродникам естественно для южнорусского летописца. Самый характер повествования свидетельствует против новгородского происхождения этой версии. Слово о погибели Русской земли — отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Дошедший до нас отрывок С. — либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» — об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. С. по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы — образами С. воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.).

    21: «Повесть о разорении рязани Батыем»

    Эта повесть рассказывает о событиях 1257 года. В кратком виде об этом событии рассказывается в Новгородской летописи 13 в., затем эта повесть стала обрастать легендами. В 14 в. дополнена словами влача Ингваря Ингоревича, а в 15в – песнью о Евпатии Коловрате. Сама повесть дошла во многих списках, но самый древний не ранее 16в. Жанр: типичная воинская повесть. В ней нет вымысла, но уже есть художественное обощение, что привело к искажению исторических событий( На совещании принимают участие и живые и мёртвые князья – Давид муромский умер в 1228, а Всеволод пронский в 1208); автор всех делает братьями: Это союз и живых и мёртвых. Они объединены в единое братское войско, все князья погибли. Это близко к эпическим преданиям о гибели богатырей. Сюжет: Повесть начинается с рассказа о гибели Фёдора Юрьевича и его жены Евпраксии с сыном, который на 1ый взгляд не имеет ничего общего с сюжетом. Однако важны выводы из этой истории: все попытки умилостивить врага, примириться с ним бесполезны, т.к. придётся полностью подчиняться его воле. Надо сражаться! И автор мастерски рассказывает об этой трагической битве, когда была уничтожена Рязань со всеми жителями и погибли все князья. Автор создаёт образ «Бой—Пир». Этим он подчёркивает равенство и единство всех. Рефреном(припевом) звучит мысль о том, что всем надо испить смертную чашу. Общая чаша смерти для тех, кто не признавал равенства в полит. жизни , кто стремился к междоусобной вражде. Из-за князей страдает весь город, все люди. Стиль: События излагаются неторопливо и лаконично, чем подчёркивается значительность события, а лакончиность придаёт динамизм повестованию. Монументальность проявляется в том, что автор обращает внимание на мелочи, выбирая яркие, ёмкие символические образы при том, что повесть небольшая по объёму.
    22:«Повесть о житии Александра Невского». Александр Ярославич (родился около 1220 г., умер в 1263 г.) с 1236 по 1251 г. был князем новгородским, а с 1252 по 1263 г. — великим князем владимирским. И в годы княжения в Новгороде, и будучи великим князем, Александр Ярославич возглавлял борьбу Руси с немецко-шведскими захватчиками.

    В 1240 г. шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока реки Ижоры (в настоящее время в этом месте расположен поселок Усть-Ижора под Ленинградом, по другим представлениям — Александро-Невская лавра). С небольшой дружиной Александр Ярославич 15 июня 1240 г. напал на неприятельские силы и одержал блестящую победу над многочисленным врагом. Отсюда прозвище Александра — Невский. В 1241 -1242 гг. Александр Невский возглавил борьбу с войсками ливонских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся полным разгромом захватчиков, — знаменитое Ледовое побоище.

    С Золотой Ордой Невский поддерживал мирные отношения. Он освободил свои земли от обязанности поставлять людей в войско ЗО. А) Произведение не имеет устойчивого названия!(житие А. Н., Повесть о житии А. Н., Слово о житии А. Н.)Это говорит о разрушении жанрового канона. Б) автор соблюдает отчасти агиографический канон –уничижение автора, дистанция между ним а князем –рождение от благочестивых родителей –посмертное чудо –постоянные отступления риторического характера, молитвы князя --деятельность Александра Ярославича предстаёт в преображённом виде, не в житейских подробностях, а в житийном образе. В)Образ, хар-ка А.Н. разноплановы: --подчёркиваются христианские добродетели(тих, кроток, смирен); используются Ветхо- и Новозаветные предания(А.Н. сравнивается с прекрасным Иосифом, мудрым Соломоном, сильным Самсоном).Это придаёт торжественный характер. –подчёркивается воинская доблесть, он мужественный, непобедимый, стремительный полководец, самоотверженный и беспощадный. Его воины такие же. – подчёркивается государственная мудрость А.Н. В характеристике совмещается церковный и светский план, в этом оригинальность произведения. Г)Образ Ал-ра, несмотря на противоречивые хар-ки не распадается. Важно отношение: автор лично знал Ал-ра Главная мысль: А.Н. – эталон для изображение русских князей
    23.Жанр хождения. «Хождение игумена Даниила». Хождение. Жанр путешествий. Возник после принятия христианства. Надо убедится в том, о чем писано. Многие люди возжелали стать паломниками, поэтому начинаются паломничества в Константинополь. Люди задаются вечными вопросами (“+”) , но большой урон экономике (“-”). Церковь резко охарактеризовала это движение: по церкви это – посягательство на ее миссию, церковь обеспокоена тем, что происходит (поля заброшены). Многие тексты осуждали паломничество. Церковь убеждает в том, что совсем не надо далеко отправляться, а надо прочесть описание святых мест.Первым написал игумен Даниил. Есть гипотеза (ч).: цель Даниила – политическая; Даниил выполнял дипломатическое поручение Киевского князя Святополка. В это время есть государство Крестаносцы с королем Болдуином, его поддержка – в самый раз (начало ХII в., борьба с Мономахом, который в полной силе, + авторитет Константинополя ). Святополку надо поставить кого-нибудь за спиной (но ему это не удалось). Доказывают эту цель многие документы, по которым эта гипотеза вполне вероятна. Во-первых, он пользуется уважением; Даниила одного водят ко гробу Господня и к столбу Давида. Сам Даниил говорит, что “подал, и его пустили” – все гораздо проще. Во-вторых: “Хождение игумена Даниила” – была реконструкция поминального списка: перечень – разный в разных экземпляров, поэтому обращаемся к протографу, а там (в поминальном списке) есть все старшие, самостоятельные князья, поэтому Даниил ощущает ходатаем (представителем) всей русской земли. Все эти аргументы в целом все подтверждают. Скорее всего Даниил игумен одного из южно-русских (Черниговского) монастырей. Его ассоциации похожи на рус. Самое главное, что мы видим в тексте – особый взгляд на мир благодаря композиции. Композиция обоснована целью. В каждой главе пересекается прошлое и настоящее. Даниил любознателен, хочет во всем убедится. Его взгляд – взгляд того человека, который с радостью убеждается в том, что все, во что он верит, действительно существует. Неразрывность прошлого и настоящего, мостик. Он человек живой, любопытный. Это подтверждают детали, которые он описывает. Ему все интересно. При этом он – представитель всей русской земли и видящий мир. Это “Хождение” – своеобразный путеводитель.
    24. «Моление» Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие. 1) Интересный и загадочный памятник русской лит-ры. Он написан в 12- нач. 13 века. Кто такой Даниил не известно. 2) Памятник своеобразен тем, что: а) исполнен в виде челобитной князю из заточения, т.е. невостребованности. б) имеет форму шуточных посланий. в) Даниил хочет вызвать расположения князя к себе и рассчитывает прежде всего на свой ум , на знание жизни (житейскую мудрость): « Если я на рати не велми храбр, то зато в слове сех крепок». Воими произведениями он демонстрирует свою мудрость, знания, причём подчёркивает, что это его личная заслуга. Себя он уподобляет пчеле, кот. «собирает мёд - премудрость» со многих цветов. 3)Памятник соткан из остроумных изречений и афоризмов, приводит народные притчи, пословицы, поговорки. Демонстрирует свою начитанность. Использует множество цитат из Псалтыри, притч Соломона, «Песнь песней». Себя уподобляет проклятой смоковнице (дерево, приносящее плоды - смоки) – проклятое дерево, Адаму, изгнанному из рая, блудному сыну, т.о. моление носит отвлечённый характер. Оно риторично и гиперболично. 4) Даниил также свободно обращается к бытовой лексике. Он как бы щеголяет грубостью, нарочитой сниженностью стиля: « Девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою (разбоем)». Т.о. стиль моления в совмещении народного и книжного, нарочитая грубость восходит к скоморошеским традициям. Моление искусная словесная мозаика, совмещающая похвалу, поучение, обличение. Даниил ратует за признание его человеческого достоинства, независимость от соц-го и имущественного положения.
    26.Предвозрождение в русской культуре14-15в.

    1. Рост личностного начала, но если в Зап. Европе этот процесс связан с обмирщением лит-ры, то на Востоке и Юго-востоке Европы, внутри церк.культуры.

    2. В первую очередь интересует внутренняя жизнь человека.

    3. Появляется новый стиль, который назыв. Орнаментальным стилем или «плетение словес»

    Его черты: - изменение экспрессивности, эмоциональности, учёности и торжественности.

    - Плетение словес – это плетение венков славы, отсюда торжественность стиля.

    - развивается контекст (т.е. явная ориентация на более древние худ. тексты)

    - происходит извлечение новых значений из сочетания слов.

    - происходит игра со словами, ритмом слов.

    В итоге, это способствовало развитию лит. я, обогащению лексики зыка
    27. Своеобразие культуры этого времени:

    С середины 14 века восстановились культурные связи с Балканскими странами, а именно с Византией, Болгарией, Сербией.

    Т.о. 1.русская культура включилась в культурное развитие Европы

    2. на Русь переносится большое количество новых переводов, новых книг, как богословских, так и литературных.

    3.появляются центры умственного культурного общения, а именно Афон, Константинополь, Сербия, Болгария, в кот. Вырабатывалась единая мировоззренческая концепция.

    4. происходит осознание неповторимости личности и эпохи. В лит-ре домонгольской эпохи время циклично, т.е. день- ночь, жизнь – смерть – всё сменяет друг друга. А в 14 веке открывается изменяемость мира и человека. Мир воспринимается во времени.(именно в это время появляются часы в Москве). Лит-ра представляет собой не смену событий, а смену состояний.

    5. основной темой является тема согласованности усилий и нравственного искания. Если в домонгольский период единство мыслилось как внешнее объединение, то в этот период важно внутреннее единство. Это проявляется в изменении цветовой гаммы икон, архитектуры. Происходит игра цветами, слияние красок, оттенки одного и того же цвета..

    Главным историческим событием была победа на Куликовом поле. Москва постепенно становится центром и Дм. Донской проводил идею о том, что именно Москва является наследницей Влад. княжества. Туда переносятся традиции Владимирской письменности и летописания, Владимирской Святыни, иконы. Главной идеей является собирание всего Киевского наследства. Это удалось осуществить во второй половине 17 века и создание мощного самостоятельного государства. Поэтому лит-ра стремилась восстановить старые традиции, когда Россия была независима. Домонгольская лит-ра становится образцом, заимствуются образы, идеи.На этой основе создаются новые произведения.
    28: Историческая ситуация 14 в.

    Главное историческое событие – Куликовская бита и победа в ней. Москва постепенно становится центром и Дмитрий Донской проводит идею о том, что именно Москва является наследницей Владимирского княжества. Туда переносятся традиции владимирской письменности и летописания, владимирские святыни, иконы. Главной идеей является собирание всего киевского наследства(во 2ой пол. 17в. это удалось осуществить) и создание мощного самостоятельного гос-ва. Поэтому литература стремилась восстановить старые традиции. Домонгольская лит-ра становится образцом: заимствуются образы, идеи, на этой основе создаются новые произведения. Произведения куликовского цикла: Этому историческому событию посвящено много произведений: --«Пространная летописная повесть», где подробно излагаются обстоятельства, перечисляются имена. –«Сказание о Мамаевом побоище», конец 15 в.,это: центральный памятник куликовского цикла; сюжетно увлекательный рассказ о сражении 8ого сентября, что совпадает с рождением Богородицы; есть ряд деталей, которые нигде не зафиксированы( о действии засадного полка, о паломничестве Дмитрия ивановича в Троицкий монастырь, о том что были посланы 2 монаха на кулик. битву) ; есть анахронизмы, которые указывают, что сказание было написано в конце 15 в.(союзником Мамая назван литовский князь Ольгерд, а не Ягайло, также участником событий назван митрополит Киприан, которого не было тогда в Москве. И т.д.) Стиль «Сказания» интересен: чувствуется влияние фольклора(эпитеты, метафоры), присутсвуют «плетение словес»(некоторые эпизоды звучат торжественно), есть описание в летописном стиле.
    29. «Задонщина». Задонщина - поэтическая повесть о Куликовской битве – «Задонщина» дошедшая до нас в шести списках и двух редакциях. Была написана в конце XIVв. Автором этого произведения обычно назывался Софоний, брянский боярин, ставший впоследствии священником. Использование плана повествования и художественных приёмов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения. Также как и в «Слове», в «Задонщине» ход исторических событий не излагается подробно. Главное внимание обращено на их смысл и оценку. Если поражение Игоря на Каяле (в «Слове о полку Игореве») – результат феодальной розни, отсутствие единства действий, то победа на поле Куликовском – результат преодоления розни, результат единения русских сил во главе с великим московским князем Дмитрием Ивановичем. Задонщина состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы» (в

    «Слово о полку Игореве» - три части. Также как и в «Слово о полку Игореве», «Задонщина» начинается с небольшого вступления , оно определяет главную тему произведения – прославить, воздать «похвалу» Дмитрию Ивановичу , его брату Владимиру Андреевичу и «возвести печаль на восточную страну». Таким образом в «Задонщине» сразу же  устанавливается генеалогическая связь первых киевских князей. Воинская доблесть и мужество московских князей характеризуются в «Задонщине» с помощью тех же художественных приёмов, что и в «Слово о полку Игореве», напевность, сближает его со сказовой манерой. Первая часть «Задонщины» - это «жалость», открывается яркими картинами сбора русских вйск, их вступления в поход, начала сражения и их поражения. Природа в «Задонщине» на стороне русских войск и предвещает поражение «поганых». Центральное место отведено изображению страшного боя на Куликовском поле. Первая половина боя завершается поражением русских. Вторая часть «Задонщины»,  «похвала», посвящена описанию победы одержанной русским войском тогда, когда в бой выступил полк воеводы Дмитрия Боброка Волынца. Стиль повествования «Задонщины» радостный, мажорный, взволнованно-патетический. Завершает «Задонщину» торжественная речь Дмитрия Ивановича «на костях» павших воинов. По сравнению со «Словом о полку Игореве», в задонщине совершенно отсутствуют языческие мифологические образы, но значительно усилены религиозно-христианские мотивы, это свидетельствует о возросшей роли церкви в жизни Московского государства. Как и в «Слове о полку Игореве» в «Задонщине» широко используются приёмы и поэтические образы народной поэзии, песенные ритмы. Идейный замысел «Задонщины» связан с поэтизацией политической роли Москвы и московского князя в борьбе с ордынцами. Весь свой пафос автор направил на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы, всячески подчёркивая, что только благодаря единству была одержана историческая победа, а князья и русские вины добыли себе «честь и славное имя».
    30. «Житие Сергия Радонежского». Композиционная структура и особенности стиля. Житие Сергия Радонежского — памятник агиографии, посвященный известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV в. Сергию Радонежскому (в миру — Варфоломею Кирилловичу; род. около 1321/1322 г. — умер 25 сентября 1391/1392 г.), создателю и игумену подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря. Основным источником биографических сведений о Сергии Радонежском являются древнейшие редакции его Ж. Происхождение прозвания Сергия — Радонежский — связано с г. Радонеж, куда бежал с семьей его отец, разорившийся при Иване Калите боярин Ростовского княжества. Древнейшая редакция Ж. была создана современником и учеником Сергия Епифанием Премудрым через 26 лет после его смерти, т. е. в 1417—1418 г. С присущей Епифанию тщательностью он писал ее на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков» «запаса ради»), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному. Отмечая композиционную стройность и органическое единство Епифаниевской редакции, Ю. Алиссандратос устанавливает симметричность 9 парных эпизодов Ж. относительно его композиционного центра. Епифаниевская редакция Ж. кончалась смертью Сергия. В Епифаниевской редакции, столь богатой историческими реалиями, органически слиты исторические и легендарные сведения, а изложение событий (как отмечал В. О. Ключевский) велось не по летам, а по событиям (в соответствии с народной датировкой), что затрудняет установление подлинного соотношения событий и синхронности ряда фактов. Кроме того, следует учитывать, что первоначальный вид Ж. (и в его древнейшей редакции, созданной Епифанием, и в последующих ее переработках Пахомия Серба) не сохранился.
    31: «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.

    Стиль второго южнославянского влияния наиболее удобно рассмотреть на примере произведений выдающихся агиографов конца XIV-XV в. — Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий — «Жития Стефана Пермского» (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку на родном языке), написанного в конце XIV в., и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417-1418 гг. Основной принцип, из которого исходит в своем творчестве Епифаний Премудрый, состоит в том, что агиограф, описывая житие святого, должен всеми средствами показать исключительность своего героя, величие его подвига, отрешенность его поступков от всего обыденного, земного. Отсюда и стремление к эмоциональному, яркому, украшенному языку, отличающемуся от обыденной речи. Жития Епифания переполнены цитатами из Священного писания, ибо подвиг его героев должен найти аналогии в библейской истории. Иллюстрируя писательскую манеру Епифания Премудрого, исследователи чаще всего обращаются к его «Житию Стефана Пермского», а в пределах этого жития — к знаменитой похвале Стефану, в которой искусство «плетения словес» находит, пожалуй, наиболее яркое выражение. Житие Стефана Пермского, созданное иноком Троицкой обители Епифанием Премудрым — одно из самых известных произведений древнерусской словесности, на протяжении многих десятилетий вызывающее интерес у самых разных ученых. История языков, земель и стран в Житии начинается с послепотопного времени и продолжается до смерти Стефана. Епифаний создал самую разработанную историю народов в культуре средневековой Руси. Так же, как описание племен в Повести временных лет обозначало конституирование объединившей их древней Руси, епифаниевское сочинение отметило начало становления полиэтнической России. «Житие» является биографией Стефана Пермского от его рождения до смерти, и в центре внимания автора – миссионерский подвиг Святителя. Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие. Борьба языческого и христианского начал является основным контрастом и конфликтом в книге. Современное прочтение «Слова о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины – с беззаконием.
    33: Литература 16в. В 1547-1549 гг. происходит общецерковная канонизация многих русских святых, которые раньше считались местночтимыми. Эта акция требовала документального и духовного обоснования. С этой целью митрополит Макарий осуществляет свой замысел-собрать все одобренные в России книги религиозного содержания-и создаёт «Великие Четьи-Минеи». Для этого было составлено около 60 житий новых канонизированных святых, написанных риторическим стилем. Важнейшим событием духовной жизни середины 16 в. явилось и создание «Стоглавого собора». Этот собор отличался суровым и доктринальным дидактизмом. В нём писалось о том, какой должна быть иконопись (ориентированной на Рублёва), церковные книги (обязательно исправленные). Задачам регламентации семейной жизни служил «Домострой». Автор точно не установлен, но считается, что руку к этой книге приложил священник Благовещенского собора Сильвестр.Идеологическая направленность лит-ры Московского царства предопределила бурное развитие публицистики. В публицистике были широко распространены произведения, посвящённые злободневным темам общественной жизни. Области публицистических проблем: проблемы, связанные с формированием самодержавного государства (облик самодержца, взаимоотношения разных сословий, проблема взаимоотношения царской и церковной власти), церковные проблемы (борьба с ересью, проблема внутрицерковного землевладения, проблемы нравственного облика).Одним из самых известных публицистов был Максим Грек. Ему принадлежит огромное литературное наследие. В одном из его сочинений-«Слове Максима Грека»-главный литературный приём-аллегория. По жанру это тоже аллегория. В центре повествования-образ Жены, это власть, Василия (от греч., «царство»). В аллегорическом образе одинокой неутешно плачущей вдовы Максим Грек изображает Русское государство.Устами Василии Максим Грек беспощадно обличает сильных мира сего и тут же разъясняет смысл своей аллегории. Пустыня и дикие звери означают последний окаян¬ный век, когда нет уже благочестивых правителей, а нынешние вла¬стелины заботятся только об увеличении своих пределов и ради этого устремляются на кровопролитие. Новаторство Максима Грека в области публицистики очень велико: он внёс аллегорию в публицистику, отрёкся от традиционного самоуничижения. А его мысли и советы были очень актуальны и полезны. Все сочинения Максима Грека написаны в строгом соответствии с правилами риторического и грамматического искусства. Он развивает свои мысли в четкой логической последовательности, аргументируя каждое положение. Язык его сочинений книжный, он не допускает никаких словесных «вольностей» употребления просторечий, разго¬ворной лексики.Литературная манера Максима Грека оказала большое влияние на его учеников и последователей: Андрея Курбского, Зиновия Отенского.
    34. Иван Пересветов и традиции древней письменности.

    Иван Пересветов. Наиболее резко порывал с традициями древней письменности западно-русский «воинник» XVI в. Иван Пересветов [7]. Это совершенно светский писатель. Приехавший на Русь в конце 30-х годов XVI в (из Польши, Венгрии и Молдавии), когда Иван IV был еще ребенком и за него правили бояре, Пересветов стал решительным противником самоуправства «вельмож». Обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников» посвящены все его сочинения. В состав сочинений Пересветова входили произведения самых различных жанров — послания-челобитные царю, предсказания «философов и дохтуров латинских» о славном будущем Ивана IV и повести о греческом и турецком царях. Произведения Пересветова, написанные в форме посланий, — «Малая» и «Большая» челобитная — резко отличались по своему характеру. «Малая челобитная» строилась как подлинные «челобитные» (ходатайства, заявления) того времени. Это было ходатайство Пересветова царю о разрешении ему возобновить ту мастерскую щитов, которую Пересветов должен был устроить еще в 30-х гг., но не смог из-за неурядиц в период «боярского правления». «Большая челобитная» только по форме была челобитной. По существу — это публицистическое сочинение, в котором Пересветов предлагал Ивану IV ввести важнейшие политические реформы (создание регулярного войска «юнаков», отмена управления наместников, уничтожение кабальной зависимости, завоевание Казани). Идеи, сходные с «Большой челобитной», высказывались в двух повестях Пересветова: «Сказание о Магметс» и «Сказание о царе Константине»; наряду с ними в свод сочинений Пересветова была включена и «Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера, немного переделанная Пересветовым и использованная им в качестве вступления к собранию своих сочинений. Идеология Пересветова довольно сложна. «Воинник» (профессиональный военный), Пересветов во многих отношениях может считаться представителем дворянства (низшей части класса феодалов) — он ненавидит богатых вельмож, мечтает о «грозной» царской власти. Но в писаниях Пересветова встречаются и смелые идеи, которые вряд ли приходили в голову большинству дворян XVI в. Он осуждает «закабаление» и порабощение людей; утверждает, что всякое закабаление происходит от дьявола; считает, что «правда» (справедливость) выше «веры», и указывает, что пока еще в Московском царстве нет «правды», «а коли правды нет, то и всего нет». Многими чертами произведения Пересветова напоминают «Повесть о Дракуле» XV в. Как и автор «Повести о Дракуле», Пересветов верил в великие достоинства «грозной» власти и ее способность искоренять «зло»: «А немочно (невозможно) царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Как и автор «Повести о Дракуле», Пересветов не считал «правую веру» обязательным условием «правды» в государстве (в царстве Константина, несмотря на «веру христианскую», не было «правды», которую сумел ввести «нехристь» Магмет). Но «Повесть о Дракуле» была художественным произведением, автор которого предоставлял читателям возможность самим делать выводы из рассказа, и выводы эти могли быть разными. Пересветов был прежде всего публицистом; он не сомневался в полезности «грозной власти» и прямо высказывал эту идею. В сочинениях Пересветова ясно обнаруживается влияние фольклора и устной речи. Афоризмы Пересветова строились как поговорки: «Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы», «Бог не веру любит—правду», «Воинника держати, как сокола чредити, и всегда ему сердце веселити...». Обнаруживается в сочинениях Пересветова и своеобразный мрачный юмор (также напоминающий «Повесть о Дракуле»). Когда мудрый царь Магмет узнал, что судьи его судят «по посулом» (за взятки), он не стал их особенно осуждать, «только их велел живых одирати». И сказал так: «Естьли оне обростут опять телом, ино им вина та отдасться (простится)». А из кожи их повелел сделать чучела и написал на них: «Без таковыя грозы не мочно в царство правды ввести».

    Историческая судьба призывов Пересветова оказалась довольно своеобразной. Программа этого публициста, ценившего «правду» выше «веры» и осуждавшего всякое «закабаление», не была принята самодержавной властью. Сам Пересветов быстро и бесследно исчез с исторической сцены. Судя по упоминанию о каком-то «черном списке Пересветова» в царском архиве (так часто назывались судебно-следственные дела), Пересветов, возможно, подвергся в XVI в. репрессиям. Но высказанная им идея царской «грозы» осуществилась в XVI в., хотя, вероятно, совсем не так, как предполагал их автор. Идею эту подхватил тот самый царь Иван Васильевич, к которому обращался Пересветов и который получил в истории прозвание Грозного.
    35. Сводные памятники. Иван Федоров.

    Издание первой русской датированной книги связано с именами первопечатника Ивана Федорова, диакона церкви Николы Гостунского в Кремле, и его помощника Петра Тимофеева Мстиславца. В апреле 1563 года по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария они начали работу над книгой Апостол, которая была закончена в марте 1564 года. В Москве Иван Федоров выпустил всего две богослужебные книги: Апостол и Часовник (в двух изданиях). Из-за «зависти многия» консервативно настроенного духовенства он вынужден был покинуть Русь. Оказавшись в великом княжестве Литовском, первопечатник основал типографию в городе Заблудове, в имении гетмана Григория Ходкевича. Вследствие решения Ходкевича прекратить книгоиздательскую деятельность Федоров в начале 1573 года перебрался во Львов, где основал новую типографию - первую на Украине. Здесь в 1574 году он издал Букварь - первый печатный восточнославянский учебник. В 1575 году печатника пригласил на службу князь Константин (Василий) Острожский. В его имении Федоров открыл свою последнюю типографию, где в 1580 году издал знаменитую Острожскую Библию - первую печатную Библию на церковно-славянском языке. Вернувшись во Львов в конце 1583 года, типограф заболел и умер. Характерной особенностью развития русской лит-ры 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих пр-ий как церковной , так и светской лит-ры, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг полит., религ. и культ. центра Москвы. Митрополит Макарий был поставлен архиепископом Великого Новгорода. Куча народу было привлечено к работе над книгой «Великие Четьи-Минеи», в том числе и дьяк Дмитрий Герасимов. Создание 1-й редакции заняло 12 лет( 1529-1541). По поручению Макария созданы новые редакции житий Алекса Невского , Саввы Сторожевского, митрополита Ионы. Задачу определить место Руси и её столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой русский хронограф 1512 года. Вбирая в свой состав местные летописи бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсолютизма, создаются общерусские летописные своды. Воскресенская летопись - история с момента образования Киевского гос-ва. Составители не смогли ликвидировать областнические тенденции, придать материалу стилистическое единство. В 1526-1530 создаётся Никоновская летопись. События русской истории соотнесены с византийской, заимствованной из хронографа. Проведена идея приемственности самодержавной власти от князей киевских до князей московских. СТЕПЕННАЯ КНИГА. 1563. « Книга степенная царского родословия». , духовник Андрей-Афанасий. История гос-ва излагается в форме агиографий его правителей по степеням родства. Появление каждого князя- «грань» в истории. Книга разбита на 17 степеней и граней. введение -житие княжны Ольги. ДОМОСТРОЙ. Сильвестр. В нем чётко опр. поведение человека по отношению к церкви и царю, мысль о безропотном повиновении царской власти. Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, о чём она может вести разговоры. Домострой-1-я энциклопедия домашнего хозяйства.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта