1 Возникновениефилософии,основныевопросы
Скачать 0.51 Mb.
|
1 Возникновение философии, основные вопросы философии, понятие, исторические типы, вопросы мировоззрения Сам термин «философия» появился благодаря древнегреческому философу Пифагору (5 в. до н.э.) и означает любовь к мудрости. Философия – это не готовое знание, а поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и изменение сознания людей. Основной вопрос философии : благодаря Ф. Энгельсу в философии сложилась традиция считать основным вопросом философии вопрос о том, что первично – дух или материя (лежит ли в основании мира материальное или духовное начало Вторая сторона вопроса – познаваем ли мир? Основные исторические типы философии : 1) Античная и средневековая философия 2) Философия эпохи Возрождения и Нового времени 3) Немецкая классическая философия. Античная философия является исторически первой формой. Хронологически включает философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Она охватывает период с конца 7в. до н.э. по 6 в. н.э. Средневековая философия охватывает отрезок со 2 по 14 вв. и представляет собой совокупность религиозно - философских учений. В этот период господствующей становится религиозная идеология(теоцентризм, где греч. theos - бог). (реалисты - Августина Блаженного , И. С. Эриугену, Ансельма Кентерберийского, Фому Аквинского. ) Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Эпоха Возрождения - это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с конца 14 до начала 16 вв. Отличительные черты эпохи Возрождения следующие: 1) обращение к культурному наследию античности, его возрождение (отсюда и название); 2) борьба против церкви; 3) утверждение светской культуры и гуманизм как целостного мировоззрения; 4) усиление престижа науки и экспериментального исследования. (Николай Кузанский, Джордано Бруно) Философия Нового времени. В начале 17 в. происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально - экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека. (Френсис Бэкон) Немецкая классическая философия. В конце 18 - первой половине 19 вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической немецкой философией. Ее основными чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии; в) стремление представить философию как систему научного знания. (Гегель, Кант, Ницше) Вопросы мировоззрения Мировоззрение формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры, философия же играет важную роль в решении мировоззренческих проблем. Итак, мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение это образование , содержащее различные компоненты: знания, ценности и нормы, убеждения и верования, а также обычаи, традиции, практический опыт. В зависимости от содержания можно выделить следующие типы мировоззрения: мифологическое; обыденное; религиозное; научное; художественное; философское Итак, мифосознание было исторически первым типом мировоззрения. Миф (от греч. Mythos – слово, предание, сказание) – это специфическое образное, исторически предшествующее появлению рационального мышления и характеризующееся представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Обыденное мировоззрение – мировоззрение, основанное на повседневном житейском опыте и здравом смысле. Религия (от лат religio – благочестие, святость) – это форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил. Наука (греч. Episteme, лат. Scientia) – сфера познавательной деятельности людей, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности с целью их последующего практического применения. Искусство – форма духовной жизни, сущность которой состоит в вызывании эмоциональных состояний ради самих эмоциональных состояний через систему художественных образов. Элемент, объединяющий философию и искусство, достаточно заметен: уникальность результата, личное творчество. Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. 2. Марксистская философия, материалистическое понятие исторического процесса, закономерный характер процесса Марксистская философия создана совместно немецкими, учёными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и является составной частью более широкого учения — Марксизма. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину Марксизма образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Основные тезисы марксизма: - В основу мировоззрения кладутся не религиозно - мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; - Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; - Ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; - Центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; - Материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни; - Познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться как результат сложной исторической общественно - трудовой деятельности, т.е. практики. Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно - экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Исторический материализм: т. е. понимание развития исторического процесса с материалистической позиции: Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества в истории. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно - экономических формаций и общественно - политического строя. История общества предстает как история способов производства, в которых заложены источники общественного развития. Определенную роль играют производительные силы конкретного способа производства. Общество развивается, пока производственные отношения соответствуют производительным силам. Если они из формы развития производительных сил превращаются в оковы, возникает необходимость замены способа производства более прогрессивным, с новыми производительными силами и новыми производственными отношениями. Поскольку за «экономическими отношениями» каждого общества проявляются интересы различных социальных образований, то история общества предстает как история борьбы классов: рабов и рабовладельцев, крепостных и помещиков, рабочих и капиталистов По Марксу 5 общественно - экономических формаций: - первобытнообщинная, - античная, - феодальная, - капиталистическая - коммунистическая. Каждая характеризуется своей мерой зависимости от природы; своим уровнем развития производительных сил. Переход от одной общественно - экономической формации к другой осуществляется в ходе социальных революций. Когда производственные отношения из формы развития производительных сил превращается в их оковы, тогда общественное бытие изменяет общественное сознание и подготавливает его к новым ценностям нового бытия Достаточно четко просматривается источник развития, противоречие - механизм количественно - качественных изменений и отрицание старого качества новым. 3. Обоснование Марксистского коммунизма, проблема отчужденности свободного труда Значение «Немецкой идеологии», ее место в истории марксизма определяется тем, что Маркс и Энгельс впервые всесторонне, как целостную концепцию, разработали – материалистическое понимание истории и тем самым осуществили исторически первое, философское, обоснование теории научного коммунизма. В основе этого главного достижения «Немецкой идеологии» лежит одно совершенно конкретное открытие – выяснение диалектики производительных сил и производственных отношений, которое и позволило разработать материалистическое понимание истории как целостную концепцию. Следствием этого открытия явилось окончательное выяснение общей структуры человеческого общества (производительные силы – производственные отношения – политическая надстройка – формы общественного сознания) и общей закономерности его исторического развития (начало учения об общественных формациях), а также вывод о необходимости пролетарской, коммунистической революции как результате развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного общества Проблемы отчужденности свободного труда. Проблема заключается в том, что с древних времен человек занимался отчужденным рудо. Он работал не для себя, а для кого то… Ему не было никакой выгоды в его работе… Соответственно ни о каком развитии и не могло быть и речи… но со временем люди стали осознавать и стали уходить от отчужденного труда, тем самым открывалась дорога к развитию (рабы, крепостные и т.д.) 4. Русская философия В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения , но можно считать 998 год Этапы развития: 1) 11- 17вв соответствует средневековой философии (Теоцентрическая философия) В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека ( Изборник Святослава [8] , Кирилл Туровский , Нил Сорский ), государственной власти ( Иосиф Волоцкий ) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона , который иногда называется «первым древнерусским философом» [9] ). ; 2) конец 17- первая четверть 19 приобретение черт просветительской философии (реформы Петра 1) Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм , приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев Практически идеи деизма выражались в обосновании подчинения духовной власти светской Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства ( Николай Новиков ). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей ; 3) начало 19 века рождение русской классической литературы; Петр Чаадаев , который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторяет старые идеи о механистическом устройстве мира. Иван Киреевский отстаивает идеал допетровской патриархальной Руси. Константин Аксаков проводит различение между страной и государством 4) 1825г по настоящее время современная русская философия. По мнению Николая Лосского , характерными чертами русской философии являются: космизм , софиология (учения о Софии) , соборность , метафизичность , религиозность, интуитивизм , позитивизм , реалистичность. 5. Основные направления русской философии Славянофильское направление - т.е. славянолюбие, неравнодушие к прошлому и настоящему ( Аксаков, Кириевский). Зима 1838-1839 зарождение славянофильства. Хомяков впервые сказал о миссии русского народа - возрождение запада. Три единства: монархия, крестьянская община, православие. Славянофильское направление переросло в народничество. Народничество - идеология , появившаяся в Российской империи в 1860 — 1910- х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». (Герцен А.И.) Западническое направление - 40е г 19 века. Родоначальник - Чаадаев П. Я. Материалисты, во главе личность, индивид. Представители: Белинский, Герцен. Космизм - конец 19 века. Чижевский, Циолковский, Вернадский. Направление философии, которое рассматривает космос, окружающий мир и человека как единое целое. А. Л. Чижевский основал философскую систему космической биологии. Первое положение - развитие биосферы происходит не только под влиянием внутренних причин, но и космоса. Определяющую роль процессов на Земле играет Солнце. Циолковский выдвинул идею вечности, несотворимости и неуничтожимости материи. Вернадский - по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность, вормируется новая сфера разума - ноосфера. Она постоянно расширяется, в будущем станет ведущей на Земле и перейдет в космос. врази йство — философско - политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920 — 1930- е гг., приобрело популярность к началу XXI века. Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены историком и географом Л. Н. Гумилёвым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилёв в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во - первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединённую некоторым стереотипом поведения; во - вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо - климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в - третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в - четвёртых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования. Религиозная философия - Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства, которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В.С. Соловьев. Идея всеединства имеет ряд взаимосвязанных аспектов. В онтологическом аспекте всеединство представляет собой единство всего мира, Космоса, а также единство Бога и сотворенного им мира. Мировой процесс, по Соловьеву, - это процесс «собирания Вселенной», восхождения к всеединству. 6 Основные направления современной философии Конец 19 по 21 век - современная философия. 1)Марксистская философия - первичность общественного бытия над общественным сознанием. Впервые дано материалистическое описание исторического процесса. Дается понятие о неизбежности коммунизма. 2)Русская философия в современном мире. 3 направления: славянофильское, русский космизм, философия экзистенциализма. Русский космизм - основа современной русской философии. 3)Философия экзистенциализма (существование), конец 19 века. Существует немецкая ( Хайдеггер, Ясперс), французская (Альбер Камю). 4)Философия жизни, конец 19 века. Фридрих Ницше "Воля к власти". 5)Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30- е – 40- е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле - дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основатель Огюст Конт, Франция, конец 19 века. 6)Прагматизм - основатель Чарльз Пирс (прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов). 7)Герменевтика - искусство толкования, направление в философии XX века , выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. 8) Персонализм - направление в философии , признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью , а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога 9) Философия культуры - это раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. Философия культуры появилась в XIX веке На основе критики существующих систем образовалось три основных направления: позитивизм , неокантианство и «философия жизни». 10) Философия науки — раздел философии , изучающий понятие, границы и методологию науки Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. 11) Философия техники — исследование первопричин техники Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп 12) Феноменология (учение о феноменах ). Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!». Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту. 13) Структурализм — теория, в соответствии с которой структура системы или организации более важна, чем индивидуальное поведение её элементов. Структура определяла форму изучаемого объекта как систему, состоящую из отношений между её элементами. |