1 Возникновениефилософии,основныевопросы
Скачать 0.51 Mb.
|
7 одно из основных направлений современной философии Философия культуры Слово культура – одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально - гуманитарных дисциплин. Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Термин «философия культуры» в начале XIX в. ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом. Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.). Позитивизм Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838- 1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе». Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт) , а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. Логический позитивизм Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Мори - ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного 8 Возникновение науки. 3 аспекта бытия науки. Этапы развития науки Наука начинается в XVI —XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики; Аспекты: Наука, как познавательная деятельность . Наука возникает из практической деятельности людей. Она является естественным продолжением обыденного стихийно - эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Наука, как социальный институт. Связано с появлением научных обществ, академий, специальных научных журналов. С развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающейся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и разделением прежних наук на отдельные разделы и дисциплины. На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. Наука как особая сфера культуры . С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во - первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во - вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов. Этапы развития науки: 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии) 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос). 3 этап – Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний. 4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро -, макро - и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Постнеклассическая наука – этап, который идёт сейчас. 9. Особенности современной постнеклассической науки 1) Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного 2) Укрепление парадигмы целостности , т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир 3) Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции , т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого 4) Внедрение времени во все науки , все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки) 5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов 6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно - нейтрального исследования» 7) Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. 8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно - технического прогресса становится математическое моделирование. 9) Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико - материалистическую) 10 Основные функции и методологические принципы философского научного познания Интегративной функции Суть философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт. Критическая функция Философия стремиться разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов. Онтологическая функция С помощью этой функции раскрывается сложность и многомерность человеческого бытия, рассматривается такое понятие как небытие. Гносеологическая функция Философия подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины. Функции: познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением, в развитии общества и самого человека. 1) описательно - систематизирующая – описание эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения; 2) объяснительная функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта. 3) прогностическая - способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития. Практические функции , которые подразделяются на: 1) Производственно – технологическую - наука является непосредственной производительной силой, непосредственно влияющей на производство; 2) социально - управленческую, которая характеризует использование научного знания для решения практических задач регулирования социальных отношений, выработки целей общественной деятельности и сознательного управления социальными процессами; 3) культурно - мировоззренческую, предполагающую изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека. Принципы: 1)Принцип развития, признающий непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. 2)Принцип детерминизма (от лат. — определяю), исходящий из признания существования всеобщей причинной обусловленности, закономерности, направленности всех явлений природы и общества. 3)Принцип системности , утверждающий, что весь мир есть множество соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность, единство. 4)Принцип индетерминизма – это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Методологические требования: 1)Структурно - функциональный подход к исследованию 2)Системная организация самого процесса исследования Общенаучные принципы: 1) системность(раскрытие целостности объекта как системы и создание единой целостной картины); 2) единство теории и практики(объяснительный принцип научного познания и задачи науки на службе практике); 3) детерминизм (признание объективности закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений); 4) единство теоретического и эмпирического (целостность структуры исследования, практическая проверка познавательных проблем). 11. Методы научного познания. Понятие метода, классификация методов Метод (от греч. мethodos - путь, исследование) - это совокупность средств, приемов и операций, применяемых в ходе познавательной или практической деятельности (способ познания, исследования явлений природы и общ. деят) Главное требование к методу познания состоит в том, чтобы он соответствовал природе того объекта, для познания которого используется. Классификация : в зависимости от сферы действия того или иного метода различают: 1) специальные (частные) методы -1 наука ; 2) общенаучные (общие) - несколько наук , подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания; 3) всеобщие (универсальные) . Уровни научного познания : 1) Эмпирический ( Наблюдение. Оно представляет собой целенаправленное исследование предметов, которое в первую очередь опирается на различные органы чувств (восприятия, ощущения, представления) ); 2) Теоретический ( использует интеллектуальные абстракции. Одним из важнейших его методов является формализация – отображение знания в символическом и знаковом виде). К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Структура наблюдения включает в себя субъекта наблюдения, наблюдаемый объект и средства наблюдения - разнообразные приборы, усиливающие зрение, слух и другие чувства наблюдателя. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения, то есть, процесс определения количественного отношения измеряемой величины к другой величине, которая принимается за эталон. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. В ходе эксперимента могут варьироваться условия его протекания, меняться арсенал используемых средств. В современной науке эксперимент занимает центральное место и выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. К теоретическим методам относят: Абстрагирование - предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому исследователь сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие части с целью их изучения. После, как составляющие части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое. Индукция - это логический прием получения знания из множества частных посылок. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера.. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения. Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Специальные методы исследования , применяются в конкретных науках. К ним относят метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие. |