отчёт. 1 знакомство с базой практики, системой организации методической работы в образовательном учреждении 4
Скачать 3.02 Mb.
|
2.4 Анализ необходимой документации педагога дополнительного образования по ИЗО и ДПИОбразовательная деятельность педагогов дополнительного образования обеспечивается системой взаимосвязанных программно-методических документов, составляющих их документационную базу. Основной состав документационной базы педагога дополнительного образования по ИЗО и ДПИ: • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; • журнал учета работы педагога в объединении; • должностные обязанности педагога; • расписание занятий; • режим работы педагога; • списки обучающихся по группам и годам обучения; • планы – конспекты занятий; • протоколы родительских собраний; • материалы по диагностике знаний, умений и навыков, обучающихся в объединении; учебно-методический комплекс (УМК), включающий: • учебно-методический компонент для педагога и обучающихся • воспитательный компонент • компонент результативности • инструкции для проведения инструктажа для детей по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, материалы для проведения занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, паспорт кабинета. Учебно-методическое обеспечение МАОУ «СОШ №28» для проведения уроков по ИЗО и ДПИ: В 1-4 классах: 1. Неменская Л.А., Изобразительное искусство, Издательство «Просвещение», 2015 г. 2. Учебник «Изобразительное искусство» авторской программы «Изобразительное искусство» И.Э.Кашековой, А.Л.Кашекова 2 класса, Издательство «Академкнига/Учебник», 2015 г. В 5-8 классах: 1. Горяева, Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искуссво в жизни человека. 5 кл.– М.: Просвещение, 2014 2. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 кл.– М.: Просвещение, 2014 3. Питерских, А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура вжизни человека. 7 кл.– М.: Просвещение, 2014 4. Данилова Г.И. Искусство. Виды искусства. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014 МАОУ «СОШ №28» в полной мере укомплектована необходимыми учебными пособиями для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством, что подтверждается соответствующей документацией, предоставленной библиотечным фондом школы. 2.5 Создание конспектов занятий по ИЗО и ДПИУрок по изобразительному искусству «Искусство портрета в литературе и живописи». Автор: Почебут Наталья Павловна, учитель ИЗО МАОУ «СОШ №28» Тип урока: интегрированный. Урок-мультимедиа, инсценировка, состязание. Цель: формирование метапредметных компетентностей посредством установления межпредметных связей (изобразительного искусства и литературы). Задачи урока: формировать представление обучающихся о единстве мира и человека, воспитывать эстетически подготовленного молодого человекатворца, созидателя; гармонизировать нравственную культуру, творческие возможности обучающихся и чувство гордости за художественное наследие России. План урока: 1. Вступительное слово преподавателя живописи об искусстве портрета. 2. Инсценировка по роману И. Гончарова «Обломов» о жанре портрета. 3. Состязание команд в игровом конкурсе «Мир литературных предметов». 4. Подведение итогов 5. Галерея портретов. Заключительное слово преподавателей. Русский портрет XIX века Русский портрет XIX века – это страницы русского прошлого, в нем можно узнать внешний облик многих людей того времени и всматриваясь в русские портреты мы угадываем какие силы в них таились, к каким высоким целям они стремились. В это время создается ряд значительных произведений портретного искусства, образов выдающихся людей того времени. На экран выводятся портреты: А. Герцен Н.Ге, Ф. Достоевский В.Перова, М.Ермолова В.Серова, П.Стрепетова Н.Ярошенко,С. Мамонтов М.Врубеля. При всем разнообразии этих портретов, созданных разными мастерами, в них замечаются общие признаки: подчеркивается деятельная сила человека, его высокий нравственный облик. Сквозь признаки различных характеров, темпераментов и профессий проглядывает общий идеал человека мыслящего, чувствующего, деятельного, самоотверженного, преданного идее. Характерные черты – нравственное начало и мужественность. Представители разночинного сословья, узнаваемые по пьесам Николая Островского, предстают на портретах Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Павла Федотова, Николая Ярошенко. Они подкупают естественностью и теплотой отношения к ним художников. На экран выводятся портреты: А.Тропинина, сына художника . В.Тропинина, Девушка в платке. А.Венецианова, Студент и Курсистка Н. Ярошенко. Домашние, семейные портреты заказывались художникам и украшали стены гостиных в частных домах. На экран выводятся: Девочка с персиками В.Серова, портрет О.Орловой В.Серова, портрет И.Г. Полетики П.Ф.Соколова, *Портрет А.А. Столыпина В. Гау, портрет Н. П. Жданович за клавесином П.А. Федотова. Большую популярность в дворянской среде приобрели графический и акварельный портрет небольшого размера. Обычно он выполнялся акварельными красками, иногда карандашом и мог свободно менять свое место в доме – из модного семейного альбома переходил на письменный стол или на стену гостиной. Многие дворяне с удовольствием рисовали сами, причем весьма успешно. На экран выводятся: портрет Идалии Полетики Петра Соколова, Портрет Алексея Столыпина Владимира Гау. Такому портрету присущ особый строй чувств, филигранная проработка формы, отточенность рисунка, не всегда доступные живописи. Тающая прелесть легких красок на бумаге особенно чутка к тонким нюансам настроений, к поэтически идеальным состояниям души. Техника акварели сложна и капризна, она не терпит исправлений. Поэтому от акварелиста требуется безупречное владение техникой и изначальная ювелирная проработанность деталей, что дается не каждому художнику. Петр Федорович Соколов ( 1798 – 1877 ) и Владимир Иванович Гау (1816 – 1895) были настоящими профессионалами, занимавшимися акварельным портретом. Во 2-й половине XIX века, в кругу передвижников, портреты писались с обостренным чувством гражданской ответственности. Критическиобличительная тенденция реализма была для них такой же действенной силой искусства, как и поиски жизнеутверждающего идеала. Мысль о личной ответственности каждого за несовершенство мира возлагала на представителей искусства миссию подвижников. Таким был Василий Григорьевич Перов ( 1834 – 1882 ), замечательный художник и авторитетный педагог. Его полотна заслужили признание не только у русского зрителя, но и на Всемирной выставке 1867 года в Париже. На экран выводятся: портрет Ф. Достоевского, Фомушка-сыч. Идейный лидер передвижничества – Иван Николаевич Крамской ( 1837 – 1887 ). «Главный и самый большой труд его – это портреты, портреты, портреты», - писал о нем Илья Репин. Плодотворность Крамского в этом жанре исключительна – более 700 произведений, целая галерея лиц современников. Большинство из них были заказными работами, не всегда бесспорно удачными, но лучшие из них стали классической школой портретного мастерства для всего поколения художников пореформенной России. На экран выводятся: портрет А. Литовченко и Неизвестной И.Крамского В своих воспоминаниях он писал, что ничто не «…так цельно раскрыть человеческой физиономии, как ее изображение». Близок к нему по пониманию портретных задач Николай Николаевич Ге (1831 – 1894 ), в творческом наследии которого портрету не отведено много места. На экран выводятся: портрет А.Герцена, Н. Петрункевич Н.Ге. Подлинным новатором портрета был Илья Ефимович Репин (1844 – 1930), создавший его эмоционально-психологический вариант. Особый колористический дар Репина обогатил портретный жанр изобретательностью цветовой игры, разнофактурностью мазка. На экран выводятся: портрет В. Шевцовой, Горбун - этюд для картины «Крестный ход» Василий Иванович Суриков ( 1848 – 1916 ) – прирожденный исторический живописец. Даже создавая портрет, он интуитивно видел в своих моделях потенциальные типажи картин исторической тематики. На экран выводятся: Солдат. Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы». Портретные образы Николая Александровича Ярошенко (1846 – 1898), скромные и аскетически серьезные, продолжают линию этически артикулированных образов Крамского. На экран выводятся: Студент, Курсистка. Конкурс «Мир литературных предметов» Задание №1 первой команде: Получают набор предметов, состоящий из перстня, красивых запонок с камнем опалом, мужских лаковых ботинок, книги кого-либо из великих англичан, кофейной пары. *Это атрибуты П.П. Кирсанова из романа «Отцы и дети». «Кому бы из героев изученных вами произведений мог принадлежать этот набор предметов?». Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Портрет А. А. Столыпина Владимира Гау. Н.П.: Приходившийся двоюродным братом Лермонтову, Алексей Столыпин был другом поэта и выступил секундантом на роковой дуэли. Но создавая портрет, художник прежде всего увлекся красотой героя. По воспоминаниям современников, этот очень порядочный, скромный, отзывчивый человек был на удивление хорош собой. Неотразимый щеголь, он так и просится на обложку модного журнала. Задание №1 второй команде: Набор предметов состоит из простой шляпы, плаща –крылатки, химической колбы, пары учебников по физике и химии, клетчатый плед или маленький чемоданчик. *Это могло принадлежать Е. Базарову. Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Студент Николая Ярошенко. Выступает докладчик, обучающаяся группы. Задание №2 первой команде: Набор предметов: книга «Домострой», банка соленых огурцов, молитвенник, связка ключей, расписной платок, чайная пара, шкатулка. Отгадка и на экране появляется «Купчиха» Бориса Кустодиева Н.П.: Хранительницей патриархально-устойчивого быта русской провинции выступает купчиха. Яркая, как матрешка, пышущая здоровьем, она величественно царит над «поверженным» у ее ног городом. Восторг и легкая незлобливая усмешка художника придают образу особую привлекательность. Задание №2 второй команде: Набор предметов: зонтик от солнца, нотная тетрадь, перо в чернильнице, дамская шляпа. Отгадка звучит как отрывок из романа и на экране появляется Портрет «Неизвестной» Ивана Крамского. Н.П.:Эта девушка из высшего общества, кто она неизвестно, за портретом навсегда закрепился ореол таинственности. Известно только, что героиня маняще красива, ее образ бросает вызов условностям общества, но и сама она причастна к миру, где тепло и искренность в человеческих отношениях подменяются холодным расчетом и фальшью. Крамской раскрыл трагическое одиночество человека, которого никто не любит и который сам уже не в состоянии любить. Заключительное слово преподавателя: Лучшие произведения портретной живописи 19 века, как и произведения других исторических периодов России, вечны, они бесценны и хранятся в лучших музеях Государственной Третьяковской Галереи, Москва, Государственном Русском Музее, С-Петербург, Музее Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва и др. Искусство портрета оставило на века потомкам образы людей далекого прошлого. Всматриваясь в портреты, мы погружаемся в русскую историю и культуру того времени, вспоминаем литературные произведения, такие как «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Гроза» Островского и другие. Лучшие произведения портретной живописи и литературы 19 века вошли в фонд отечественной и мировой культуры. Реалистические произведения того времени всегда были и будут близки простым людям, т.к. в них отражение самой жизни. И в нашем 21 веке лучшие режиссеры берут за основу произведения изобразительного искусства и литературы для создания произведений театрального и киноискусства |