модуль по философии. 2 модуль по философии. 1. (Знание и мнение. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм Платон, Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк) об источнике и методе достижения достоверного знания. Теория врожденных идей и ее критика Локком
Скачать 276.74 Kb.
|
Методы эмпирического уровня (наблюдение и эксперимент) и теоретического уровня (гипотетико-дедуктивный метод, формализация, аксиоматический метод).Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото - и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются многократно воспроизводятся. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Вы-ражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки средство общения характеризуются многозначительностью, много-гранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изме-няющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения. Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных(формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания - что характерно для естественного языка (языка математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследует не только цель сокращения записи - это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором а) формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Эвклида - это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.); б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) - положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам (например, в геометрии Эвклида: «через две точки можно провести только одну прямую»; «целое больше части»); в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию; г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений - теорем. Философские основания науки.Философские основания науки - общие представления науки определенного периода или отдельной науки о характере изучаемой реальности (ее наиболее общих свойствах, отношениях, законах), способах ее научного познания, структуре научного знания, закономерностях развития науки и научного знания, социальных и ценностных предпосылках деятельности научных сообществ и отдельного ученого (рис. 5.1). Взаимосвязь философии, науки и философских оснований науки онтологические - представления той или иной науки о своем предмете, наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях изучаемых ею объектов, характере их взаимосвязи и изменения; гносеологические - представления той или иной науки о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, структуре научного знания и характере взаимосвязи между его элементами, закономерностях развития научного знания, способах его представления; праксеологические - представления той или иной науки о характере и способах ее взаимосвязи с практикой, формах применения результатов научных исследований, принципах научно-технической политики, экономическом, правовом регулировании научной деятельности, эффективности научных исследований и способах ее оценки, технологии научной деятельности и способах ее оптимизации, о взаимосвязи науки с инновационной системой общества; социокультурные - представления той или иной науки о взаимосвязи с культурой и обществом, востребованности обществом, детерминации науки ценностями существующей культуры и потребностями общественного развития, исторической и цивилизационной обусловленности; социологические - представления ученых о социально-организационном строении науки, субъекте научного исследования, соотношении управления и самоуправления в науке, способах научных коммуникаций, их эффективности и роли в развитии науки, научном консенсусе и механизме его достижения, общественной значимости науки и ее результатов; аксиологические - представления той или иной науки об идеалах и нормах научного исследования, целях научного познания, его возможностях и границах, социальных и этических регулятивах научного исследования, взаимосвязи науки и идеологии; антропологические - представления ученых о своем предназначении, смысле жизни, способах поведения в ситуациях выбора, свободе и ответственности в науке, взаимосвязи ученого с научным коллективом и обществом, экзистенциальных особенностях личности и жизни ученого. |