модуль по философии. 2 модуль по философии. 1. (Знание и мнение. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм Платон, Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк) об источнике и методе достижения достоверного знания. Теория врожденных идей и ее критика Локком
Скачать 276.74 Kb.
|
Чувственное познание и его формы. Соотношение объективного и субъективного в чувственном образе. Рациональное познание и его формы.Чувственное познание – это формирование чувственных образов и оперирование ими. Существует 3 формы чувств познания: Ощущение – простой элемент чувственного образа, который возникает в результате воздействия внеш факторов на органы чувств. Это единственный канал, кот связывает наш внутр мир с внешним. Эмпирики считали это фундаментом познания. Восприятие – целостный образ предмета, устойчивый, инвариантный. Это не простое суммирование ощущений, а активный творческий процесс. Например, художник несколькими штрихами подчеркивает решающие параметры лица, остальное достроит воображение зрителя. Представление – чувственный образ объекта, кот в данный момент не воздействует на органы чувств. Опирается не только на память, но и на воображение. В отличие от восприятий, имеет обобщающий характер. В его форм-ии большую роль играют знания, опыт, мотивация. Объективна ли проекция нашего чувственного субъективного образа мира на мир, как он существует сам по себе? Конечно, нет. Но сколь бы ни было субъективным и ненадежным наше чувственное познание, оно все же позволяет нам успешно действовать в окружающем мире и удовлетворять свои базовые витальные потребности. Преодолевать же субъективность человечество научилось по крайней мере двумя путями: а) за счет создания технических устройств и приборов, существенно усиливающих и расширяющих возможности наших органов чувств; б) посредством рационального познания, способного преодолевать обманчивость и иллюзорность чувственности. Мы воспринимаем предметы осмысленно. Понимание встроено в чувственное восприятие, оно организовывает наш чувств опыт. В рез-те в опыте нам дается не калейдоскоп ощущений, а осмысленный образ внеш мира. Пример с уткой-кроликом. Мы видим или то, или другое в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленной картинке. Мышление направляет восприятие, заставляет замечать одно, пренебрегать другим. Наблюдается профессиональная повышенная способность восприятия. Врач видит больше, чем остальные. Так чувственное восприятие включает компоненты рационального хар-ра. Рациональное познание – это формирование понятий и оперирование ими. Формы: 1) понятие – это мысль, в кот предметы обобщаются в класс на основе системы признаков, присущей предметам, входящих в этот класс, и не присущей предметам, не входящих в этот класс. Образуется в рез-те 2 логических операций: обобщение( выделение сходных признаков) и абстрагирование( отвлечение от всех др признаков) суждение – мысль, в кот либо что – то отрицается, либо утверждается о предмете. умозаключение – форма мышления, с помощью кот из неск суждений можно вывести новое суждение. 2 основные формы умозаключений: дедуктивнаые и правдоподобные( при истинных посылках умоз-ие может оказаться истиной, может нет.) Для отражения действительности надо так связать понятия между собой, чтобы связь соответствовала действительной связи между предметами/свойствами. Понятия вырабатываются исторически, фиксируются в языке с помощью слов, передаются от одного к другому. У разных культур разные понятия. С помощью языка люди структурируют свой внутр опыт. Мы исп слова для обозначения вещей. А с помощью языка мы классифицируем вещи и явления, выделяем различия, аспекты, что говорит о том, что наше мышление зависит от языка. Мышление развивается по мере увеличения словарного запаса. Язык – система знаков. Знак – материальный объект. Слово – материальный объект. И звук тоже. Язык выполняет 2 функции: коммуникации и познавания. Философский спор о действительности уходит корнями в антиномию «мира по мнению» и «мира по истине», выявленную античным мудрецом Демокритом. В учении Платона действительность двояка: одна есть чувственный мир, другая – мир идеальных сущностей (эйдосов). По мнению Гегеля, «все действительное разумно, все разумное действительно». Совпадение «действительности» с «материей» обнаруживается в марксистской философии. В философских направлениях ХХ века действительность имеет антропологическую, психологическую, феноменологическую, семиотическую и пр. способы толкования. В понимании действительности следует учитывать ее онтологическую и гносеологическую составляющие. В онтологическом плане действительность представлена как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени, наглядно данных нам в представлении. В гносеологическом плане образ действительности возникает в результате деятельности мышления, которое с помощью языка логически упорядочено. Человек может выразить свои мысли двояким образом – в языке (в самом широком смысле слова, при помощи языка слов, цифр, жестов и любых иных знаков) и речи, с одной стороны, и в поступках и действиях тела, прежде всего в работе руки, с другой, но при этом он одинаково использует знаково-символическую функцию деятельности. Внеязыковых форм выражения действительности не существует, поскольку мышление без языка не существует. В философии и психологии довольно остро стоит проблема о взаимодействии языка и мышления с точки зрения их адекватности друг другу. Наша речь (или любой другой способ выражения языка через жест, позу, мимику и т.п.) не всегда тождественна мысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению к мысли, которая изначально богаче смыслами. Поэтому в языке нам не всегда удается четко и правильно выразить то, о чем мы думаем. Следовательно, образ действительности так, как он возникает в мышлении и так, как он реализуется в языке, не одинаков. Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов – тождества, недопустимости противоречия, исключенного третьего, достаточного основания – позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания чувство, инстинкт, интуицию и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно- логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. |