Главная страница

аа. 104 упражнения


Скачать 135.22 Kb.
Название104 упражнения
Дата04.04.2023
Размер135.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbrusser_02.docx
ТипДокументы
#1037978
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

А. М. Бруссер

М. П. Оссовская


104 УПРАЖНЕНИЯ


ПО ДИКЦИИ И ОРФОЭПИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Москва, 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ
Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе.

За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра.

Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру.

Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы.

Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства.

Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов.

Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

Типичные речевые ошибки


Начиная с 90-х годов XX века можно в целом констатировать снижение общего уровня культуры речи. Отмечают общую вялость и смазанность речи, распространённость слов-паразитов и нежелание с ними бороться; ошибочное словоупотребление; невнимание к языковым нормам, в том числе неверную постановку ударений в словах, отсутствие привычки пользоваться словарями.

Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении:

1. Артикуляция гласных звуков.

2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О».

3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е».

4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я».

5. Произношение «И» после твёрдого согласного.

6. Стяжение слова и утрата гласного звука.

7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными.

8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов.

9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ.

Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ]

«ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ]

«ТЩ» в начале слова как [ЧЩ]

«СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ]

«ЖЧ» как [Щ].

10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными.

11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц.

12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х).

13. Произношение мягких согласных ТЬ, ДЬ.

14. Смешение звуков Р и Л, РЬ и ЛЬ.

15. Пропуск («съедание») согласных звуков.
Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы:

  • определяем ошибку;

  • вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности;

  • начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.


Как определить свои речевые ошибки?


  • Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;

  • внимательно прослушайте запись;

  • дайте прослушать эту запись другим людям;

  • сопоставьте своё и чужое мнение;

  • определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи.

Откройте нужную Вам страницу.

Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой.

Предложенная авторами последовательность предполагает прохождение материала от первого упражнения до последнего.

Методика работы над упражнением:

  • внимательно прочитайте условия выполнения упражнения;

  • попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий;

  • ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.



  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта