11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии.
Скачать 149.75 Kb.
|
Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру.Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религийвсегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации. Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии, которые мы кратко рассмотрим. Буддизм. Буддизм – древнейшая мировая религия, которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих. В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает – просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни. В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого – положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим. Суть философии буддизма – стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций. Христианство. Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли). В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи. Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) – Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь. Главное пособие христиан – Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов. Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия: у православных нет Папы (единого главы); нет понятия «чистилище» (только рай и ад); священники не дают обет безбрачия; незначительная разница в обрядах; различие дат праздников. У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства. Ислам. В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог – Аллах, пророк – Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих – до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Коран – священная книга мусульман – представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна – сборник притч о Мухаммеде, и Шариат – свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов: ежедневная пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря); раздача милостыни нищим; хадж (паломничество в Мекку); произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его). Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм. Сейчас эти данные считаются устаревшими. В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям. В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава – первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам. 12. Религия - основные понятия. Рел вера,культ,типы ор - ции,НРД,атеизм. (курочкин) Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Религия является сложным, полифункциональным феноменом общественной жизни, выступающим как совокупность нескольких элементов: религиозного сознания, религиозного культа, религиозных отношений, религиозных институтов и организаций. Содержание, соотношение и взаимодействие этих элементов определяют все многообразие конкретно-исторических форм религии. Религия представляет собой, прежде всего мировоззрение, основывающееся на конкретных утверждениях о Боге и Его отношениях с человеком. Эти утверждения, или религиозные истины, иногда называют догматами. В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство зависимости от Него, почтение и почитание Его. Религия включает в себя не только веру и чувства, но также поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий. Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии. Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер. Ритуал — «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному: понятия считаются тождественными; ритуал считается частным случаем обряда; ритуал является совокупностью обрядов. Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. Разберемся, что же представляет собой символ? В философской литературе существует традиция рассматриватьсимвол как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру, включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержатель- ный характер. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности. В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру, включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки – это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания, так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности. С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа. Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. Различают два типа молитвы. Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом», выпрашивание у него тех или иных благ, и соответственно, обещание выполнить все божественные предписания. Целью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сближение и растворение верующего в Боге. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные. Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организованно. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Этапы институциализации религии Религия как институт формировалась не стремительно. Этот процесс занял достаточно большой промежуток времени, и религии, а также религиозным организациям пришлось пройти несколько ключевых этапов, чтобы достигнуть полной институциализации и вобрать в себя все признаки социального института. Процесс институциализации религии включает в себя следующие ключевые этапы: Возникновение социальной потребности в религиозной деятельности, в участии в религиозной организации для удовлетворения своих желаний и нужд; Формирование общих религиозных норм и целей. Институт не может состоять из одного человека – это, прежде всего, взаимодействие многих индивидов. Соответственно, у них должна быть одна общая цель, единые мотивы ее достижения, и общие нормы, которые будут регулировать религиозные отношения; Появление практического применения религиозных норм и правил, а также процедур, которые непосредственно связаны с ними. Применение вышеуказанных норм возможно лишь в непосредственном религиозном процессе. Например, во время молитвы, богослужения или определенного религиозного таинства (крещения, причастия и других); Формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил – это наличие единого документа, писания, в котором предусмотрены правила, а также система поощрений (или наказаний в случае неподчинения). В различных религиях существуют свои документы – Библия, Коран, Завет или иные документы, в которых предусмотрены основные правила, заповеди; Формирование ключевых статусов и ролей в рамках религии как социального института (патриарх, епископ, священнослужители, монахи); Создание отдельных религиозных организаций и учреждений, в которых существует своя иерархия, система вероисповедания, а также свои правила, свободы членов организации и учреждения. Признаки религии как социального института Социальный институт религии, и в целом процесс ее институциализации обладает рядом ключевых признаков, которые отделяют его от остальных социальных институтов. Во-первых, в социальном институте религии существует свой особенный тип регламентации отношений. При этом особом типе регламентации механизмы регуляции поведения приобретают обязывающий (обязательный) характер. Благодаря регламентации обеспечиваются такие процессы, как регулярность, четкость и некоторая предсказуемость в деятельности социального института религии. Во-вторых, в социальном институте религии существует определенность функций, а также прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, которая регламентирована специальными документами, контролирующими всю религиозную деятельность и взаимодействия между участниками. В-третьих, права и обязанности участников религиозных взаимодействий обладают такими качествами, как обезличенность и деперсонификация. Это значит, что нормы для всех общеобязательны, они распространяются на каждого члена религиозного сообщества и вероисповедания, независимо от пола, возраста, уровня образования, профессионального и социального статуса. В-четвертых, выполнение религиозных функций строго разделяется между участниками религиозных отношений в зависимости от социального статуса и роли. Происходит специальная подготовка кадров для выполнения религиозной деятельности. Сюда же входит функционал религиозных учреждений, зданий, особенности предметов культа, которые для каждого вероисповедания носят свою значимость и роль. Функции социального института религии Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом: Мировоззренческая функция религии; Компенсаторская функция религии; Функция социальной самоидентификации; Социально-регламентирующая функция; Функция социального контроля; Адаптационная функция; Охранительная функция; Социально-критическая функция. Реализуя данные функции, религия вырабатывает определенную картину мира, сакрализирует культурные ценности, что ведет к стабильности в обществе. также религия помогает убеждать человека и поддерживать его в сложных условиях (потеря близкого человека, тяжелая болезнь), в чем реализуется еще одна ее функция – психотерапевтическая. Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение, что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного проведения религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления. Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом. У религиозных организаций есть своя иерархия, свои правила, свои морали, своё объяснение окружающей действительности. Обязательно есть свой лидер, проповедник, который может вести за собой людей. Хорошо продуманная структура позволяет поддерживать существование организации. Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. У церкви строго централизованная и иерархичная система, она имеет много последователей. Фактически, церковь – традиция, религия присваивается автоматически по месту рождения индивида. Секта – отделение от церкви в виду отличия от её вероучения. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, равенство всех членов. Харизматический культ – один из разновидностей секты. Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм. Деноминация - это промежуточный тип религиозной организации между церковью и сектой. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления. С сектой её связывает добровольно-принудительное членство и претензия на исключительность установок и ценностей. |