11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии.
Скачать 149.75 Kb.
|
14. Понятие и виды соц общностей и соц групп (Исаев ) Основные теоретические модели общества Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания. 1. Общество как реляционная система («система общественных отношений») по Карлу Марксу (1818-1883). Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Общество как структурно-функциональная система по Толкотту Парсонсу (Talcott Parsons; 1902–1979) . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии XX в. Т. Парсонс так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. 3. Общество как результат рационализации социального действия по Максу Веберу (1864-1920). Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX - начала XX в., основатель «понимающей социологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма. Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие. Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других. В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Критерий — письменность: дописьменные и письменные. Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые. Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.). Критерий — уровень развития орудий и средств производства. оциальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними. В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп. Роль социальной структуры: 1) организует общество в единое целое; 2) способствует сохранению целостности и стабильности общества. Социальные отношения— это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Два характера социальных отношений
Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам. В зависимости от состава участников социальные отношения подразделяются на следующие виды: 1) Социально-групповые — отношения между классами, социальными слоями и др. 2) Социально-демографические — отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами и др. 3) Социально-этнические —отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др. 4) Социально-профессиональные — отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями. 5) Межличностные — отношения человека с окружающими его людьми. Социальная стратификация(от лат. stratum — слой, настил и facere — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Страта — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Социальная дифференциация(от лат differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение. Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Стратификация имеет две существенные характеристики: 1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям; 2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Исторические типы стратификационных систем
Исторические типы стратификации
Наиболее распространённые подходы к анализу социальной структуры общества — стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».
Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой. Социальная стратификация: 1) является методом выявления социальных слоёв данного общества; 2) формирует представление о социальном портрете этого общества. Функции общества Производство материальных благ и услуг Распределение продуктов труда (деятельности) Регламентация и управление деятельностью и поведением Воспроизводство и социализация человека Духовное производство и регулирование активности людей Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям. Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие. Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности. Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы. По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель. Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях. По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные. Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс. Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше. По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы. Ингруппы – это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д. Аутгруппы – это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса. Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец. ► Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп. Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д. В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы. Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы. |