Главная страница
Навигация по странице:

  • Международное общество сознания Кришны

  • Комплекс причин

  • Исследователи новых религиозных движений выделяют

  • Принцип деструктивной организации – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудьо ней узнал.

  • Свободомыслие в нашем определении в данном случае – это

  • Религиоведы выделяют следующие несколько разновидностей свободомыслия в европейской культуре

  • 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии.


    Скачать 149.75 Kb.
    Название11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии.
    Дата19.05.2023
    Размер149.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла11-20.docx
    ТипДокументы
    #1144579
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Особенности и классификация новых религиозных движений и культов

           «Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века.

            Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

           Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия.

           Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

      Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны» (вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов)? Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

           Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира - Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого знания изложена в таких классических писаниях, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана).

    Международное общество сознания Кришны (МОСК) как миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры, было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов. Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

           Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.
    НРД - Впоследние десятилетия во всем мире, и в том числе в России, особенно после распада СССР, по-

    явилось значительное число религиозных движений, организаций, культов, которые в зарубежной и в нашей, отечественной, литературе и в СМИ называются по-разному:нетрадиционными религиями, движением Нью Эйдж, тоталитарными сектами, деструктивными культам. Комплекс причин, породивший к жизни новые религиозные движения, довольно сложен. Это и цивилизационнокультурный сдвиг в развитых странах, связанный с переходом к постиндустриальной цивилизации, и последствия резко увеличившейся информационной и психической нагрузки на личность в современном мире в целом, и глубокий кризис традиционных систем мировых религий в этом усложнившемся мире в целом, их трудности в обращении к современному высокообразованному обывателю цивилизации потребления, а для России еще к тому же – и потеря значительной частью населения прежних духовных, идеологических и нравственных принципов советского периода и образовавшийся в обществе идеологический вакуум.
    Чтобы подробнее определить их особенности, необходимо вернуться к их характеристикам в таблице типов религиозных организаций, приведенным в теме 5.

    1.Источник членства в харизматическом культе и деструктивной религиозной организации – вербовка преимущественно взрослых, причем в момент стресса или эмоционального кризиса, при этом культ часто, а деструктивная религиозная организация почти всегда применяет обманную вербовку («эзотерический разрыв»).

    2.Харизматический культ не признает государства, или агрессивен по отношению к нему, чаще всего к другим религиям, а к членству своих людей в светских организациях относится лояльно тогда, когда лидерам культа это выгодно экономически, политически, ради доступа к власти и защиты от антикультистских организаций и светского суда, по пропагандистским и иным соображениям. Деструктивная религиозная организация относится к этому аналогично, но в более крайних формах враждебна к государству и другим религиям.

    3.Тип руководства и в культе и в деструктивной религиозной организации изначально – харизматический лидер. (Позже в деструктивной религиозной организации его могут сменить ближайшие помощники).

    4.Тип вероучения – новые принципы и откровения, данные только лидеру свыше, – основа вероучения, отношение и

    кСвященному Писанию и к Священному Преданию мировых религий в харизматическом культе и деструктивной организации таково, что часто отрицается или подвергается редактированию

    5.Вовлеченность членов и в харизматическом культе и в деструктивной религиозной организации максимальна, при этом широко используются методы скрытого воздействия на сознание адептов, психологического манипулирования и контроля и перестройки их сознания и мировоззрения без их воли и осознанного согласия и понимания.

    6.Тип религиозного действия – обряды и ритуалы собственной разработки с крайне высокой эмоциональностью, причем в процессе коллективных обрядов психика и психофизиология организмов участников перестраивается так, что обеспечивает в процессе каждого массового богослужения массовый вброс в кровь каждого участника эндорфинов (так называемые «гормоны счастья», выделяются при поцелуе, при оргазме и т. д.), что фактически через год (или ранее, зависит от частоты и интенсивности проведения) регулярного участия в таких обрядах и ритуалах превращает человека в т.н. «эндорфинового наркомана», чей организм привык регулярно получать этот естественный гормональный наркотик, но вырабатывает его для себя только при обрядах,

    врезультате при попытке перестать участвовать в обрядах кроме психологических эффектов и коллективного воздействия организации, не желающей отпускать адепта, включается еще и физиологический механизм зависимости от обрядов, полностью аналогичный наркотической «ломке».

    7.Тип социальных связей в харизматическом культе – сильные вертикальные при более слабых горизонтальных, графическое выражение – пирамида, замкнутая только на личность лидера, поэтому при удалении лидера культ либо трансформируется в другой тип организации (секту, деноминацию, деструктивную организацию), либо исчезает.

    В деструктивной религиозной организации все по-другому.Там сильные вертикальные связи замкнуты не только на лидера, но и на его ближайших сподвижников, и горизонтальные связи между адептами изначально более сильны, чем в культе, поэтому при устранении лидера деструктивная религиозная организация, в отличие от харизматического культа, не распадается, а либо выдвигает нового лидера, либо остается усеченной пирамидой со связями, замкнутыми на совет его ближайших помощников.
    Исследователь этой проблемы Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века».

    На основании исследований можно выделить следующие основные черты большинства НРД:

    1. Во главе чаще всего стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Высших Сил (Бога) и реальности.

    Ученые, признающие понятие «харизмы» (а признают его научным не все), формулируют пять основных качеств, общих для всех харизматических лидеров:

    1)Харизматический лидер в каждый конкретный момент времени думает, мыслит и чувствует не как элита данного коллектива, не как большинство данного коллектива, как весь коллектив в целом, если бы он был одним живым существом.

    2)Соответственно, в каждой конкретной ситуации решение, принятое харизматическим лидером, воспринимается для его коллектива как оптимальное или, как минимум, наименьшее зло, по мнению всего коллектива.

    3)При этом главная сила любого харизматического лидера в том, что как только он получает контроль над коллективом, отныне любая его идея, мысль, программа действий восприни-

    мается любым членом данного коллектива с чувством сильнейшего эмоционального подсознательного одобрения и приятия

    4)Харизматический лидер не сразу получает контроль над коллективом, для этого необходимо, чтобы он, во-первых,осознал себя как лидера и как бы «попал в резонанс» с мыслями

    ичувствами коллектива, а во-вторых,чтобы коллектив это заметил.

    5)С того момента, как лидер замечен коллективом и взял коллектив под контроль, его практически невозможно отстранить или свергнуть извне, и очень маловероятно изнутри, притом он скорее всего может быть оттеснен другим таким же лидером.

    2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «гуру» или «отцом» – принцип «гуруизма».

    3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но он и его ближайшие помощники вовсе не обязательно следуют им сами (ибо они уже духовно очистились, запретное для рядовых верующих им якобы не повредит и в грех не введет).

    4. Группа придерживается катастрофическо-апокалип-тического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. Их частоубеждают, что раз скоро конец света, то имущество им не понадобится, его надо передать лидеру или продать и передать лидеру деньги, это поможет лидеру спасать души их и других людей от грехов и гибели в грядущем апокалипсисе.

    5.Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

    Человека убеждают жить в общине и работать на благо организации, при этом практикуется тяжелый однообразный физический труд 15–20часов в день, малое количество сна (молитвы, ритуалы) и крайне скудное питание, ограниченное якобы религиозными запретами для духовного роста и спасения.

    Врезультате такой обработки без всякого гипноза или специальных психотехник у человека эффективно подавляется независимое критическое мышление, он превращается в существо, думающее только о еде и сне и механически повторяющее ритуалы – происходит стирание прежней личности… 6.Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе (специальные техники – «лав бомбинг») и другие.

    7.И наконец, новые религиозные движения действительно активнее всех применяют специальные новейшие технологии обработки сознания, как психологические (НЛП, гипноз, эриксоновский гипноз, традиционные медитативные техники и т.д.) и гуманитарные (семантическое внушение, кодировка текста на нерефлексируемое читающим воздействие на психику и т.п.),
    Не все новые религиозные движения являются деструктивными организациями, но к таким можно отнести их значительную часть, практикующую, по мнению ряда экспертов, обманную вербовку с сокрытием всей или части важной идеологии организаций и методы контроля сознания адептов (эксперты, в том числе А. Дворкин, А.И. Хвыля-Олинтер,Н. Кривельская и ряд других экспертов относят к деструктивным такие организации, как Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны), ЦерковьСайентологии-ДианетикуЛ.Р. Хаббарда, Церковь объединения Сан Мен Муна, Общество Сознания Кришны, т.н. «Философскую школу Новый Акрополь», из созданных в нашем отечестве – Ашрам Шамбала (центр Беловодье), учение Виссариона, Звенящие кедры России (движение Анастасия), движение «воины Радуги» и др.

    Исследователи новых религиозных движений выделяют

    следующие их разновидности:

    1. Неохристианские объединения – «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление построить свое вероучение на базе редактирования или дополнения (!) Священного Писания христиан, Библии (ни одна традиционная секта или течение христиан никогда не будет редактировать Библию или ставить что-тос ней наравне

    2.Саентологические (от англ. science – наука) или наукообразные направления. Одни из самых опасных, используют научные термины и маскируют при вербовке себя под научные, общественные,научно-популярныеорганизации. Классический представитель – «Церковь саентологии» Р.Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. Еще один пример – т. н. «философская школа Новый Акрополь», признанная во Франции и Бельгии ультраправой религиозной организацией профашистского толка. Отечественный примеры – т. н. «КОБ» и группа «Внутренний Предиктор СССР».

    3.Неоориенталистские культы: «Общество Сознания

    Кришны», «Тихоокеанский узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является использование фрагментов идеологии дальневосточных религий и обрядов, психопрактик буддийско-конфуцианскогои индуистского ареала, агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

    4. Неоязыческие культы – существует огромное количество, в России наибольшее место занимают славянские неоязыческие группы, многие из которых политизированы и придерживаютсярадикально-националистических,антизападных и часто антихристианских взглядов (Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава,орденом-миссией«Джива – храм Инглии», Родная вера, Родная украинская национальная вера и др.

    5.Экологические радикальные религиозные движения –

    «Звенящие кедры России», «воины Радуги», «Бойцы за освобождение животных» и т. д.

    6.Синкретические культы – представляют собой как бы

    синтез элементов различных культур и конфессий (интерконфессиональные) – Ашрам Шамбала, Церковь Объединения и др.

    7.Целительные культы – здесь можно упомянуть «Радастею» и ряд других.

    8.Сатанинские группы – «церковь Сатаны» и другие – провозглашают себя сознательными носителями зла (или, в более сложных случаях, адептами абсолютной свободы, природной естетвенности, «прометеевской» борьбы с иерархией) иантиподом христианства.

    9.Оккультно-колдовскиекульты(магия, астрология, алхимия, демонопоклонничество).

    10.Религиозные культы, относящиеся к Нью-Эйдж.

    11.Апокалиптические культы.

    12.Уфологические религиозные культы.

    Деление нетрадиционных религий на эти группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ.
    Принцип деструктивной организации – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудьо ней узнал.

    В последнее время становится массовой вербовка по Интернету.

    Для успешного контролирования сознания необходимы, прежде всего, четыре элемента:

    1)контроль организации над поведением адептов,

    2)контроль над их эмоциональной жизнью,

    3)контроль над языком и

    4)контроль над информацией.
    В дальнейшем, в процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных деструктивных религиозных организаций этапа.

    Первый – отказ от всего прошлого (или «размораживание»): человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в организацию.

    Второй этап – разделение сознания и воли, подавление способности к критическому восприятию и самостоятельному мышлению у человека. Достигается это в разных деструктивных организациях различными способами. Например, это может делаться посредством мантры, то есть некоего предложения или слова, которые вы должны постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в его содержание.

    Атеизм в классическом его понимании – это научно материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценностных установок, отвергающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность и самоценность природы и человека. В социалистическом обществе была предпринята попытка придать атеизму институциональный характер в форме так называемого «государственного атеизма», построить на базе научного позитивистского мировоззрения –политическую идеологию. Эта попытка была реализована в виде использования инструментов государства против враждебной социализму «религиозной идеологии» и религиозных организаций. Антирелигиозная компания, осуществляемая государственными органами, политическими и общественными организациями приводила к разрушению культовых памятников, храмов, мечетей, синагог, многочисленным репрессиям священнослужителей и рядовых верующих. Понимание атеизма как одной из возможных мировоззренческих позиций, которая находит свое отражение и выражение в различных сферах общественного сознания, в том числе и в духовной культуре, позволяет различить атеизм как мировоззрение от построенных на базе его идеологий – в том числе «научного атеизма».

    Атеизм – это одна из ступеней в развитии свободомыслия. Свободомыслие в нашем определении в данном случае – это мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви, в решении общественных и личных проблем.

    Свободомыслие как определенная мировоззренческая установка является элементом не только индивидуального, но и общественного сознания.

    Религиоведы выделяют следующие несколько разновидностей свободомыслия в европейской культуре: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм (в том числе либеральный), индифферентизм, нигилизм, атеизм, агностицизм («академический атеизм»).

    1. Богоборчество как правило выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир. Богоборчество тесно связано со скептицизмом. Скептицизм проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или некоторых его положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в Древнем мире.

    2. Либеральный антиклерикализм.

    Антиклерикализм как мировоззренческая установка и социальное движение начинает формироваться в эпоху Возрождения. Оно направлено против притязаний духовенства и церкви на господство в обществе. Антиклерикализм может иметь религиозное (приводящее, как правило, к рождению сект или новых религиозных течений) и светское(экономическое, социальное, политическое) обоснование.

    3.Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) –безразличие к религии и ее существенным идеям. В настоящее время в связи с развитием процесса секуляризации индифферентизм получил наибольшее развитие. Это своеобразная форма секуляризованного мировоззрения. Такое мировоззрение не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его по существу один признак – безрелигиозность

    4.Нигилизм. Безразличие к религии может быть следствием отсутствия духовных устремлений, а может быть и следствием скептицизма как форма протеста против религиозного мировоззрения. В этой форме индифферентизму близок нигилизм (от лат. nigil – ничто) – отрицание религии не связанное

    сутверждением какого-тоиного мировоззрения, положительных ценностей, идеалов. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям.

    5.Атеизм, «научный атеизм». Крайней формой свободомыслия является атеизм (а – отрицательная частица, theos – бог, переводится с греч. буквально «безбожие»). Атеизм, в отличие от нигилизма, не ограничивается отрицанием религиозного мировоззрения, критикой различных сторон религии и деятельности ее организаций.
    Предполагается, что основы православной или иной религиозной культуры (например ислама, иудаизма, буддизма или протестантизма) будут преподаваться (ближайшие три года, правда, на правах эксперимента) в школах России в рамках новой образовательной программы «Духовно-нравственноевоспитание». В качестве альтернативы религиозным предметам школьникам или родителям учеников младше 14 лет предлагается по этой программе выбрать один из трех курсов:

    1)либо курс «Основы православной культуры» (или – по заявлению родителей – иной религиозной культуры – предполагаются как варианты культуры ислама, иудаизма, буддизма, протестантизма),

    2)либо, во втором случае – курс «Основы мировых ре-

    лигий»

    3)или, как третий вариант, курс «Светская этика».
    6. Агностицизм («академический атеизм»). Особо следует выделить агностицизм, как научное нерелигиозное мировоззрение. Именно к агностицизму тяготеют большинство нерелигиозных ученых и интеллектуалов, следующих позитивистскому научному мировоззрению и понимающих ограниченность и концептуальные проблемы как «научного атеизма» (построенного на вере в отсутствие Бога либо – в других вариантах – пытающегося научно доказать отсутствие Абсолюта – занятие ошибочное уже потому, что понятие Абсолюта предполагает уровень сложности и глобальности, наличие или отсутствие которого наука, как его часть, не может доказать, будучи внутри него и частью него (согласно второй теореме Гёделя)),

    так «научного креационизма».

    агностицизм основан не на вере в отсутствие бога, как атеизм, а на стремлении строить свою жизнь

    только опираясь на достоверные и доказанные наукой или жизненным опытом данныеНеобходимо также оговорить, что двадцатый век дал и

    такие новые явления, как

    7.Секты и культы, маскирующиеся под научный атеизм

    Таких довольно много, к ним может быть отнесена как часть НРД «сайентологического» псевдонаучного направления, так и различные «философские школы», а характерным примером на Западе является т.н.секта «раелитов» в Канаде и Франции.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта