11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии.
Скачать 149.75 Kb.
|
СТРУКТУРА РЕЛИГИИНесмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах: существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире; наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха; выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам); признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги); согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами; существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям. Религиозные отношения (Яблоков) В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко- номической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны. Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де- ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован- ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв- ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж- ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст- вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред- ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1)предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2)индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, 4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко- торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются" вступающими в связь индивидами. Виды отношений Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые акту- ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отно- шения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских со- беседований". Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель- ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос- тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос- вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков- ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, профессиональная группа, государство со своими подданными или части указанных групп, т. е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному общему вероисповеданию. В первой половине XX века стало психологами и некоторыми другими учеными стало использоваться так называемое «широкое» определение религии, которое наиболее четко сформулировал психолог Эрих Фромм (1900–1980),который дает следующее определение религии: «...под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Однако в дальнейшем выяснилось, что это определение, по мнению многих ученых, было слишком «широким». В такой трактовке под определение религий можно было подвести практически любое мировоззренческое и идеологическое вероучение, в том числе коммунизм, фашизм, империализм и другие, которые большинство людей ни в обществе, ни в науке крелигиям не относили. Определение нуждалось в уточнении. Итакое уточнение было сделано, опираясь на понятие веры в сверхъестественное, о которой подробнее мы скажем в рамках характеристики религиозной веры. Итак, «узкое», принятое сейчас многими учеными определение религии звучит следующим образом: «Под религией следует понимать такую разделяемую группой людей систему особенностей мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, дает целостную систему мировоззрения, целей, идеалов, эталонов и норм поведения, дает объект для преданного служения и при этом основной или неотъемлемой частью такой системы мышления является вера в сверхъестественное». По мнению Маретта, основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-тоособом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии. Становление религии как социального института представляет собой процесс ин- ституционализации религиозных культовых систем. 1. Первичным звеном института религии является религиозная группа.Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов 2. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важ- ную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колду- ны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов. Так начинается вторая стадия развития рели- гиозных организаций. 3. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономическойдеятельности, государственноправового регулирования и культовой практики. 4. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отно-шений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений. Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1)выработка систематизированного вероучения; 2)разработка систем его защиты и оправдания; 3)руководство и осуществление культовой деятельностью; 4)контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5)поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом. Исследователи религии выделяют четыре основных ти- па религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь – это тип религиозной орга- низации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации икоординации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации. Деноминация – это промежуточный тип религиозной ор- ганизации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Особенность же харизматического культа связана «с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцевкакой-токонкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога иликакой-либосверхъестественной силы (например, Сатаны). Деструктивная религиозная организация – при образовании одна из разновидностей секты или харизматического культа, отличается широким применением обманной вербовки (т. н. «эзотерический разрыв») и методов контроля и изменения сознания без ведома и осознанного согласия обращаемых в ряды сторонников. Отличается от харизматического культа тем, что вертикальные социальные связи замкнуты не исключительно на лидера, как в культе, а на лидера и его ближайших сторонников, поэтому после гибели или ухода лидера деструктивная религиозная организация продолжает существовать. Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Функции религии Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая,культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. 1. Мировоззренческую функцию религия реализует, благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миро- понимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. 2.Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей – в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное равенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. 3.Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелиги- озной, так и религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1)верующих друг с другом; 2)верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении» и т. д. 4. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, традиций), образцов (многочисленных примеров для подражаний) контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании). 5.Интегрирующе-дезинтегрирующаяфункция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп учреждений и общества в целом. 6.Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует разви- тию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного на- следия от поколения к поколению. 7. Легитимирующе-разлегитимирующаяфункция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму (лат. maxima – высший принцип), в соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Принципы анализа роли религии 1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «не- честивыми», «отпавшими», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, их групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменя- ется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer – священный) и секуляризации (позднелат.saecularis – мирской, свет- ский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные формы и стороны общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные процессы не однолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политическихи культурных ситуациях. 3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностнонациональных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. Как мы увидим далее, в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «человека экономического», «человека поли- тического», «человека морального», «человека художественного». 4.Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. 5.Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распростране- но мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых,такие отношения, которые общи всем обществам независимо от типа;во-вторых,отношения, свойственные данному типу обще- ства; в-третьих,связи, складывающиеся в синкретических обществах;в-четвертых,условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп, в религиях представлены и самые различные культуры. |