Главная страница

Шпоры по педагогике. 2. Сущность педагогической деятельности


Скачать 130.62 Kb.
Название2. Сущность педагогической деятельности
АнкорШпоры по педагогике.docx
Дата15.02.2017
Размер130.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпоры по педагогике.docx
ТипДокументы
#2713
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
1   2   3   4   5   6   7
69. Проектная технология обучения. Модульная технология обучения.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе¬тия в США. В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навы¬ков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, разви¬тие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную дея¬тельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, кото¬рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обуче¬ния и развития. Одним из наиболее важных преимуществ модульного обучения является тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, т.к. каждый раз после получения определенного объема теоретической информации учащийся сразу же закрепляет ее практически .Технология дифференцировки обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. При дифф-м подходе учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств , знаний . умений и навыков.

70.воспит. как нач. вид чел.деят.появил. ок 40-35 тыс лет наз.Начин. процесс институционализации образования,появ. Перв. В истории форма обучения инициации-совершение таинств-риуал. Обрядов посвящения,признан. Совершеннолетия и перевода юнош. И девуш. В класс взрослых.В 9-6 тыс. л .наз. воспит. Из всеобщего,контралуемого общиной,стало превращ.в сословно- семейное.В ряде регионов мира происход. Соц. И имущественное раслоение первобт. Общества,семья стан.основ. соц. ячейкой.Участвуя в делах взросл. Общаясь с ними и в процессе совмест. Труда овладевали умениями ,усваив. нормы общения,преобщ. К традициям повед. Старших.Особенности воспит. В первоб. Обществе:1.воспит. нашло коллектив. И прикладной характер2.воспит. не нашло спец.-организоваееого характера3.воспитател.влияние осущ-лось как непосредст.-ое и спонтанное воздействие на ребёнка оружающ. Его природн. И соц.среды.Предпосылки возник. Целенаправл. Воспит-я:1.потребн. в общении2.постепенное усложнение производств. Опыта.В раннепервобт. Общине использ. Такие воспит. Приёмы как игра,наблюд,упражнение.Возник. принципеально нов. Средства словесного воздействия как одобрения порицания.Возник. передача опыта не только в практич. Деят.,но и в ретуальн-обрядовой форме.С появлен. Татемизма происх. Выробтка своеобр. Приёмов передачи традиций и опыта:подражан. Повадкам жиаотн.-тотема,ритуальная имитация в форме подражания,инсценирование настоящ.охоты с распредел. Ролей.Применял. ритуал-е запреты-табу,устрашение,предупреждение.




72. Воспитание, пед мысль в беларус росии 9-18 век.История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую, униацтво по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа. Униацкие школы ,Иезуитские школы,, Братские школы

73. На развитие письменности и про­свещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Высокого уровня раз­вития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Ефросинья основала два монастыря, открыла при них школы, что способствовало распространению письменности. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса, и создан крест .Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190). С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты. За ораторское мастерство совре­менники прозвали его Златоустом. В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского белорусский язык становится государственным языком. На нем писали лето­писи, вели дипломатическую переписку. С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических на­чальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам.

74. Униацкие школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Школы в основном предназначались для господствующих классов. . Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г.Школы пиаров - католический монашеский орден для обучения юношества. Орден основал святой Иосиф Каласанский. Цель братства — христианское воспитание юношества в школах и конвиктах. При всех пиарских монастырях действовали коллегии.Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы имели большое национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль в развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли.

75. Ф Скорина Белорусский и восточно-славянский первопечатник, учёный, мыслитель, гуманист, переводчик и писатель эпохи Возрождения. Родился в г. Полоцк в семье купца Луки Скорины. Первоначальное образование получил в Полоцке и, возможно, в Вильно. поступил в Ягеллонский университет в Кракове, где в 1506 получил учёную степень бакалавра философии. В 1507-11 путешествовал, работал и учился в городах Западной Европы, был секретарём датского короля. В 1512 защитил в Падуанском университете учёную степень доктора «лекарских наук», имел также степень доктора свободных наукИздательская и просветительская деятельность Ф. Скорины — выдающегося представителя ренессансного гуманизма — во многом определила национальную специфику белорусской культуры эпохи Возрождения, существенно воздействовала на её дальнейшее развитие (расширение книгопечатания, реформационное движение, творчество Сымона Будного, Василия Тяпинского, Симеона Полоцкого и др.), стала важным условием развития белорусской литературы и других видов искусства. Значительный след истории белорусского народа оставил современник Ф. Скорины, поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения Николай Гусовский (1470–1533). В своем творчестве он призывал к дружбе различных по вере и культуре европейских людей, восславлял деятельностную свободную мужественную личность, утверждал идею патриотизма, социально-утопическую концепцию гармонического взаимоотношения человека, общества и природы.Доминирующим мотивом мировоззрения поэта является патриотизм, который выступает результатом конкретизации идеи добра. Для Гусовского любовь к родине – самое красивое и возвышенное чувство. Вынужденный жить на чужбине поэт с теплотой и любовью вспоминает о родной Белоруссии и грустит вдали от нее. Василий Николаевич Тя́пинский (1530-40-е, Тяпино —1600) — гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешел от кальвинизма к антитринитаризму.В 1570-е годы Василий Тяпинский на свои средства организовал типографию Важнейшим средством формирования духовного мира человека и его моральных качеств поэт считал индивидуальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия с природой. Отношения с природой, по мысли Гусовского, жизненно необходимы человеку, с ними связано не только физическое, но и духовное здоровье. Оно является источником знаний, формирует характер, моральные и гражданские добродетели, учит понимать природу

76. Максим Герасимович Смотрицкий, встречается и смешанная форма имени Максентий, псевдоним Теофил Ортолог; род. предп. 1577—1579 местечко Смотрич архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения.Активно выступал за присоединение православной церкви, находящейся на украинских землях, к унии; предложения получили отпор со стороны кругов, объединявшихся вокруг епископа Перемышльского Начальное образование Мелетий получил в Острожской школе от отца и грека Кирилла Лукариса где получил возможность в совершенстве освоить церковнославянский и греческий языки Смотрицкий подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала — «умом разумей слова». Им было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй».Казими́р Лыщи́нский Был обвинён в атеизме и по приговору суда казнён. Рукопись трактата была сожжена: на сегодняшний день известно лишь пять небольших фрагментов, найденных в 1957 году польским философом и историком атеизма Анджеем Новицким Образование получил сначала в Берестейском иезуитском коллегиуме, позже в Краковском университете В молодости принимал участие в войнах РП с Россией и Швецией. В 1658 году вступил в орден иезуитов в Кракове, после учился в четырёхлетней студии, готовившей преподавателей.

В 1663 году занял должность проректора Берестейского иезуитского коллегиума. В 1666 году вышел из ордена, женился и вернулся в родовое имение. C 1682 года занимал должность подсудка в Берестье. Неоднократно избирался депутатом от шляхты Берестейского повета на Варшавский сейм (1669, 1670, 1672, 1674). Открыл школу Симео́н По́лоцкий деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в ВКЛ в составе РП.Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича,благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

77. Яна Амоса Коменского В1932 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения: принцип научности;принцип доступности;принцип активности и сознательности учащихся в обучении;принцип наглядности;принцип последовательности;принцип прочности обучения;принцип систематичности.Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» - первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности.Выделял три составные части воспитания:научное образование (умственное воспитание); нравственное воспитание (управление собой);религиозное воспитание (стремление к Богу).

78. Большой вклад в развитие педагогической науки в XVII-XIX вв. внесли также такие выдающиеся западноевропейские философы-ученые как: англ. философ Джон Локк. В своем труде «Об управлении разумом» выступал против распространённого в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка чистой доске подчёркивая тем самым, что благодаря воспитанию можно сформировать и развить у ребенка любые социальные черты и качества. В труде «Мысли о разуме» лежит идея о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.

79. Система воспитания Ж Ж Руссо Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

80. И. Г. Песталоцци - швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага. Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности




82. А. Дистервег Вся его деятельность подчинена созданию школы, развивающей у детей самостоятельное мышление и активность, и подготовке для этого учителей. Важнейшие требования к воспитанию - его природоеообразность (как следование за процессом естественного развития, учет возрастных и индивидуальных способностей) и культуросообразность (как учет внешних условий, современной человеку культуры, установление связи между воспитанием и духовной жизнью общества). Суть воспитания он видел в возбуждении и напряжении природных сил ребенка. Развитие в детях самодеятельности - важнейший принцип, условие и цель образования. Развитие самодеятельности детей - основное назначение учителя.

83. Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.


написать администратору сайта