Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Вопросы темы: 1.Сущность и функции стереотипов.2.Виды стереотипов.3.Сущность и функции предрассудков. Вопрос 1. Сущность и функции стереотипов.

  • Социальный стереотип. [13] Социальный стереотип

  • Вопрос 2. Виды стереотипов.

  • Антропостереотипы

  • Глубинные

  • Вопрос 3. Сущность и функции предрассудков.

  • Выводы по изученной теме

  • Вопросы для самопроверки

  • Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире учебное пособие. Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире. 2. Вербальные и невербальные каналы коммуникации Вопрос Вербальный канал коммуникации в межкультурном общении


    Скачать 2.8 Mb.
    Название2. Вербальные и невербальные каналы коммуникации Вопрос Вербальный канал коммуникации в межкультурном общении
    АнкорКультура и межкультурные взаимодействия в современном мире учебное пособие
    Дата03.10.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультура и межкультурные взаимодействия в современном мире.pdf
    ТипЛитература
    #711491
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Тема 3. Роль стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации
    Ключевые слова: заблуждения, оценочные представления, стереотипы.
    Аннотация к теме:
    В этой главе вы узнаете, что такое стереотип, а также классифика стереотипов. К сожалению, стереотип – это достаточно узкое видение какого- объекта часто носит негативную оценку, что затрудняет коммуникацию. Особ опасны этнические стереотипы.
    Вопросы темы:
    1.
    Сущность и функции стереотипов.
    2.
    Виды стереотипов.
    3.
    Сущность и функции предрассудков.
    Вопрос 1. Сущность и функции стереотипов.
    Еще Платон отмечал наличие у любого человека определенных заблуждени
    позволяющих ему понять некоторые идеи и подняться до их истинного и прекрас мира.
    Социальные стереотипы выступают устойчивыми оценочными представлени людей друг о друге. Они являются универсальным инструментом обработки социа значимой информации и, несмотря на часто негативное к ним отноше необходимым средством регуляции жизни и деятельности людей в обществе.
    Как правило, это результат обобщения личного опыта индивида и представлений, норм и ценностей, что приняты в определенном обществе. Содерж стереотипа является коллективным представлением, оно принимается на веру и н по-настоящему не оспаривается и не подвергается сомнению.
    Пример: все финны замкнутые. Открытыми они становятся п
    употребления спиртных напитков. У них мало друзей среди не финнов.
    Социальный стереотип.
    [13]
    Социальный стереотип представляет собой определенный отпечато сознании, продуцированный процессом социализации, выражающий рефлектор тип мышления.
    Социальный стереотип – понятие упрощенное и ригидное. Как и всякое явле социальный стереотип может выполнять положительные и отрицательные функц процессе какой-то деятельности.

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 30/61
    Изучение их связано с потребностями современной жизни и массовой культ
    Привычный, формируемый нашими ограниченными знаниями образ «др культуры», как правило, не соответствует реальности.
    К сожалению, искусственно созданные представления начинают играть актив роль в воспитании, формировании ментальности людей, в их отношениях с дру людьми.
    Термин «стереотип» можно встретить в различных контекстах. Он тракту неоднозначно:
    ·
    стандарт поведения;
    ·
    образ группы или человека;
    ·
    предрассудок;
    ·
    штамп и т.д.
    В общих чертах под стереотипом понимается устойчивый, очень си упрощенный образ социального объекта, группы, человека, явления, складывающ в условиях дефицита или, напротив, избытка информации, которую невозмо усвоить.
    Главная причина его устойчивости состоит в том, что ему соответст усвоенные еще в детстве нормы, ценности и стратегии выживания, принятые в да культуре. История изучения социальных стереотипов берет свое начало уж античности.
    В отношении очень больших общностей (например, человечество), стереот отсутствуют.
    Поэтому возникает вопрос – нужны ли подобные оценки (имеются в различные методики опроса «Приписывание качеств»).
    Например, к изучению этнических стереотипов можно использовать следую подход – анализ представлений об этнических группах в литературе и искус
    Начиная с 1940-х годов, контент-анализу подвергались: американская журнал беллетристика, немецкие кинофильмы, странички юмора во французских журнал многое другое. В силу своей доступности, изобилия, удобства для сравнитель анализа такие материалы нередко представляются многообещающими для изуч этнических стереотипов. Поэтому можно изучать литературу и иные произведения понимания этнических черт и межнациональных отношений.
    Художественная литература, публицистика, различные виды искусства отраж стереотипы, существующие в общественном сознании, но вот насколько широко –
    остается открытым вопросом.
    Зарубежные и отечественные авторы единодушны в том, что наиболее полн глубокое проникновение в содержание этнических стереотипов достигается в сл применения дополняющих друг друга методов свободных описаний и одно разновидностей метода прямого опроса.
    Стереотип – процесс когнитивных процессов и выражение наших когнитив процессах.
    Функции стереотипов:

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 31/61 1)
    Когнитивные. Наше сознание создает ментальные образы людей, м событий, ситуаций и действий. Поэтому мы формируем понятия, посредством кото можем мысленно представлять эти события, ситуации, места и людей так, чтобы н сознание могло с ними работать.
    2)
    Понятия мы используем для классификации событий, объектов, ситуа поведения или людей согласно тому, что мы воспринимаем как общие свойства. этом формируются понятия с тем, чтобы можно было оценивать информа принимать решения и действовать соответствующим образом. В резуль отсеивается много ненужной информации.
    3)
    Аффективные – это постоянное выделение собственного «Я» в против чужому.
    4)
    Социальные – когда образуются социальные структуры, на кот ориентируются все остальные.
    Демографические группы сразу часто подвержены стереотипам стандартизации в массовой коммуникации.
    Мужчины изображаются более властными, доминантными, агрессивн твердыми, настойчивыми, рациональными и умными. Женщины – б привлекательными, альтруистическими, общительными и моложавыми.
    Женщины часто изображаются в стандартных стереотипах, отношен ситуациях.
    Пожилые люди подвержены стереотипизации в массовой коммуника
    Пожилые люди чаще изображаются в неважных, ограниченных и неценных рол образах.
    Вопрос 2. Виды стереотипов.
    Аутостереотипы и гетеростереотипы.
    Выделяют два вида стереотипов: автостереотипы и гетеростереот
    Автостереотипы выражают мнение людей и самих себя, в то время
    гетеростереотипы характеризуют черты другого народа, чаще всего именно являются более критичными (рис. 9). Например такое качество, как расчетлив свойственное нации реципиента, может рассматриваться как жадность в оценке др нации.

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 32/61
    Рис. 9. Ауто- и гетеростереотипы
    Рис. 10. Классификация стереотипов
    Рассмотрим некоторые из них.
    Антропостереотипы.
    Пример: если мы (русские) видим такие клички животных, как Шарик, Р
    Тузик, Джек, Дружок и Бобик то догадываемся, что речь идет о собаке. Если
    видим такие клички, как Мишка, Мишутка, Тедди , Косолапый, Потапыч, Умка
    речь скорее идет об игрушечном медвежонке, реже настоящем.
    Такое количество схожих ответов объясняется тем, что в созн
    представителей русской лингвокультуры (вне зависимости от пола и возра
    существуют стереотипные представления о том, как могут звать, например ко
    собаку или животное иного вида.
    Событийные стереотипы. Согласно классификации В.В. Красных стереот могут быть двух видов:
    1)
    стереотипы-образы (пчела – труженица, баран – упрямый);
    2)
    стереотипы-ситуации (билет – заяц, аист – дети).
    Также стереотипы можно разделить на поверхностные и глубин
    Отличительной чертой поверхностных стереотипов является то, что мнени суждения о другом народе основываются на исторических фа внутриполитических и международных ситуациях, а также на некоторых др временных факторах. Такие стереотипы непостоянны и меняются в зависимост внешне- и внутриполитических изменений в мире и обществе. Поверхнос стереотипы можно назвать образами-представлениями, поскольку они основыва

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 33/61
    на конкретных исторических фактах. Особенно сильный интерес к таким стереоти проявляют историки, а также исследователи в социально-политических областях.
    Глубинные
    стереотипы являются абсолютной противоположно поверхностных стереотипов и неизменны, т.е. не меняются в течение времени. Дан стереотипы широко распространены в исследованиях, связанных с различн особенностями национального характера: сами стереотипы дают материал изучения той нации, который является объектом стереотипизации, а оценки позвол дать характеристику группы, в которой эти стереотипы распространены.
    Говоря о глубинных стереотипах, можно выделить такую группу, как внеш
    стереотипы. Такие стереотипы связаны с определенной атрибутикой и бытом нар
    Они не зависят от изменений в быту народа и меняются незначительно. Напри матрешки и самовары, которые стали неотъемлемой частью русской жизни.
    Стереотипы: русская нация – жестокая.
    [14]
    Исследования стереотипов многоплановы и присутствуют в разных парадиг в связи с чем их классификация довольно разносторонняя. Традиционно исследу этнические и этнокультурные стереотипы, которые связаны с понятиями этно национальной культуры и транслируют представления носителей определе культуры о себе и о представителях другой культуры.
    Эти стереотипы входят в более объемный разряд социальных стереоти
    Социальные стереотипы характеризуют личность с точки зрения ее саморепрезент и поведения в социуме. Социальный стереотип является не только средс категоризации, но и средством манипуляции.
    Стереотипизация основана на неизменных бессознательных комплекса этнических константах, входящих в структуру этнической картины мира. Этниче константы включают бессознательные образы, локализующие добро и зло, а т представления о способе действия, которым добро побеждает зло. Источник д включает, в частности, «образ себя» и «образ покровителя», источник зла – «о врага».
    В результате выработка этнических стереотипов в психологическом отнош представляет собой своеобразную защитную реакцию на изменение окружаю реальности, позволяющую отвергать информацию, несоответствующую этниче константам и наносящую им ущерб.
    Этнические образы отделяются от конкретных личностей, превращаяс своеобразные артефакты культуры. В этом заключается специфика стереот закрепляющего качества, присущие тем или иным представителям данного этнос всей группой. В то же время личный опыт общения может изменить направленн оценки, ослабить или усилить выделяемые черты.
    Пример (по данным исследования, которое проводилось группой ученых). Ин
    в структуре гетеростереотипа осетин выделили такие качества, как агрессивн
    (71,2 %), высокомерность (69,8 %), общительность (68,2 %), осторожность (67
    ехидность (67 %). У русских – осторожность (73,8 %), упрямство (71,7
    высокомерность (70,1 %), остроумие (67,2 %) и вспыльчивость (66,3 %).

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 34/61
    Русские оцениваются как общительные (81,1 %), активные (78,8 %), находч
    (77,6 %), дипломатичные (75,4 %) и экономные (75,4 %). Ингуши – как вспыльч
    (85,1 %), агрессивные (82,8 %), упрямые (81,4 %), гордые (80,9 %) и хитрые (80,9).
    [
    Пример. Стереотипы удобны в процессе общения, так как являются т
    подсказками, которые помогают нам ориентироваться в окружающем мире. Кр
    того, они выполняют следующие функции:
    1)
    вооружают нас готовыми и простыми объяснениями человеческих
    поступков;
    2)
    помогают предвидеть, чего можно ждать от собеседника;
    3)
    создают основу для построения нашего собственного поведения по
    отношению к другим.
    Было проведено исследование с целью выявления этнических стереоти
    имеющихся у студентов по отношению к национальностям (русские, немцы, каз
    преобладающим в Омске и Омской области. Было опрошено 100 студентов Омс
    государственного педагогического университета первого и второго кур
    Использована методика «Приписывание качеств», разработанная Москов
    государственным
    университетом,
    содержащая
    70
    личностных
    кач
    (аккуратность, бережливость, замкнутость, медлительность, трудолю
    злоупотребление алкоголем и др.).
    Студентам было предложено из списка выбрать 15 качеств, которые наиб
    полно и точно характеризуют представителей той или иной национальности.
    обработке данных в качестве условно стереотипных рассматривалось по 10 каче
    которые чаще всего приписывались той или иной национальности.
    После обработки анкет были получены следующие результаты.
    Для немцев, по мнению опрошенных, характерны следующие личност
    качества: аккуратность (85 %), приверженность к порядку, дисциплинированн
    (70 %), сдержанность, трудолюбие, предпочтение материальных ценностей (50
    прагматичность, серьезность, консерватизм, фанатичность (45 %).
    Казахи же были охарактеризованы как медлительные (65 %), ненадеж
    (60 %), скрытые, неумелые (55 %), упрямые, замкнутые (50 %), непоседли
    бесхозяйственные, подозрительные (45 %), предпочитающие материальные ценно
    (40 %).
    Русские были охарактеризованы как злоупотребляющие алкоголем (85
    выносливые, дружелюбные, эмоциональные (80 %), отзывчивые (70 %), гор
    сильные (60 %), трудолюбивые, независимые (50 %), упрямые, импульсивные (45
    Кроме того, были выделены единичные качества, описывающие людей
    предложенных национальностей. Единожды у немцев были выбраны такие качес
    как
    злоупотребление
    алкоголем,
    агрессивность,
    замкнутость,
    гордо
    озлобленность, беспечность, общительность.
    К единичным вариантам личностных качеств, описывающих каз
    относятся: прагматичность, сдержанность, гибкость, надежность, равнодуш

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 35/61
    окружающим, гуманность, стремление к успеху, зависть. У русских были наз
    следующие
    качества:
    медлительность,
    сдержанность,
    оптимистично
    замкнутость, добросовестность, пассивность, раскованность, стремление к ус
    [16]
    Стереотипы в СМИ являются инструментом манипулирования массо сознанием. Таковы, например, политические или экономические стереот транслируемые массам с целью формирования их ценностей и установок.
    В стереотипе заключены различные уровни языковой личности:
    1)
    вербально-ассоциативный;
    2)
    лингвокогнитивный;
    3)
    мотивационно-аффективный.
    С точки зрения когнитивного подхода стереотипы представляют с стандартные суждения о стандартных ситуациях, составляющие основу менталите
    В основе стереотипа может лежать эмоция, которая определяет социа одобренное отношение к знанию, передаваемому стереотипом, в отличие от конц который отражает реальность. Языковые средства для передачи стереотипа огранич стандартным набором.
    Вопрос 3. Сущность и функции предрассудков.
    Предрассудки – это суждения, которые усваиваются некритически, не ду
    Предрассудками очень легко оправдывать случаи насилия, убийства, раси гендерного неравенства и прочих крайне негативных явлений. О причинах э явления более подробно можно посмотреть в онлайн-лекции.
    [17]
    Предубеждение – это негативная, неблагоприятная установка к группе ил индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждени установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем фактической проверки свойств группы, о которой идет речь.
    Пример: ужасы Освенцима или кровавый антинегритянский те
    американских расистов, концлагеря в Советском союзе. И палачи, и узники
    обычными людьми. Может быть, конечно, не каждый будет палачом,
    молчаливыми СОУЧАСТНИКАМИ были очень многие. Во многом винов
    предрассудки и предубеждения. Именно этнические предрассудки и предубеждени
    21 марта Организация объединенных наций определила какМеждународ день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации (см. приложение В
    ).
    Существуют, конечно, менее агрессивные, но далеко не менее безопа формы, например, сексизм. Сексизм – это идеология, которая утверж превосходство мужского пола над женским. Обратного сексизма еще не наблюдало

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 36/61
    Пример: утверждают, что функция женщины – рожать детей. Это секс
    потому что женщина – живой человек, а не функция. У женщины есть т
    возможность, но она имеет полное право воспользоваться ею или отказаться от
    Это не привилегия, не функция, а просто одна из особенностей женского организм
    Пример: кабинет женщины – кухня.
    Расизм – система идеологических воззрений, основанная на предположен неравенстве человеческих рас. Вызывает массу очень острых социальных явлен проблем. От миграции до работорговли людьми.
    Каждый человек обязан выступать против расизма.
    С расизмом связан апартеид, т.е. политика расовой сегрегации.
    Пример: Нельсон Мандела, борец за права и свободы человека, писал: «Никт
    рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения
    религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, ну
    стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому серд
    Выводы по изученной теме:
    1.
    Стереотип представляет собой очень упрощенное видение о явлении может быть социальным, этническим, речевым.
    2.
    Узнавать обычаи, черты нации лучше через личное общение, художествен литературу, путешествия.
    3.
    Предрассудки и предубеждения ведут к очень острым социаль конфликтам.
    4.
    Стереотипы рассматриваются как совокупность предпочтений, оцен настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимае характеристики. К сожалению, часто это негативная эмоциональная окраска.
    Вопросы для самопроверки:
    1.
    Что такое стереотип?
    2.
    Назовите виды стереотипа.
    3.
    В чем заключается опасность социального стереотипа?
    4.
    Что такое «установки»?
    5.
    Что такое этнический стереотип?
    Литература по теме:
    Основная литература:
    1.
    Желудкова Е.Г. Роль речевого стереотипа в формировании стереотипа поведения материале французской социальной рекламы) // ВестникКемеровского государственного университета. – 2019. – № 21(1) – С. 185–190. – Режим доступа: https://doi.org/
    2.
    Ключникова Т.Н. Социальные факторы управления трудовыми ресурсами молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – № 2. Т.11. – С. 3

    03.10.2022, 18:43
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933
    e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 37/61 41.
    Дополнительная литература:
    1.
    Коркия Э.Д., Мамедов А.К. Когнитивный дискурс «нового» образования:
    информационное поле и акторы // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 2 (5
    – С. 8–14.
    2.
    Шилина С.А. Управленческий дискурс как социальная технология коммуникации в системе отношений социума и власти // Научно-методический жур
    Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 1821–1825.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта