Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире учебное пособие. Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире. 2. Вербальные и невербальные каналы коммуникации Вопрос Вербальный канал коммуникации в межкультурном общении
Скачать 2.8 Mb.
|
Вопрос 2. Межкультурные конфликты. Многие исследователи считают этнический конфликт частным слу социального конфликта, обладающего определенными особенностями, в частн тем, что конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Зачастую причиной возникновения подобных конфликтов являются не то политические и социальные разногласия этнических групп, а неумение ре возникающие проблемы на стадии возникновения и правильно организо межкультурное взаимодействие. Поэтому стабилизация межнациональ межэтнических отношений должна осуществляться во всех сферах жизнедеятельно Особое внимание должно уделяться этой проблеме в образовательных учрежден где формируется будущая личность, закладываются ценности, жизненные установ том числе и отношение к людям различных социальных, этнически конфессиональных групп. [20] Свободная, самостоятельная, поликультурная и творческая личность м развиваться только в контексте общечеловеческих ценностей и без этого невозмо представить современное образование. Умение эффективно выстраивать социальные и межэтнические отношения т является составной частью межкультурной компетентности (см. Приложение Г ). Негативная стереотипизации поведения в отношении представителей др национально-этнических групп нуждается в специальном педагогиче регулировании с постепенным переходом к механизмам внутригрупп саморегуляции. У системы образования есть потенциал для урегулирования межнациональ или межэтнических конфликтов. Пример: с 1767 г. вопросами школьного образования в миссии начал занима прибывший в Петербург в 1767 г. о. Электус Цэхерль. Организуется католиче школа, которую могли посещать и дети из бедных семей, что способствовало нап учеников как из католических семей, так и из семей другого вероисповедания. За детей другого исповедания исключили. При изучении скромного списка известных священников, занимавшихся педагогической деятельностью в Петербурге в 1710–1 е гг., обращает на себя внимание тот факт, что трое из них были немцами, дв итальянцами, один – швейцарцем и один – поляком. На основе этих данных мо 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 47/61 сделать вывод, что в первую очередь ценились в качестве преподавателей священн владеющими двумя языках науки XVIII в.: немецким и латинским. [21] Табли Преподаватели в Петербурге с 1710–1760 гг. в католической школе Национально-специфические особенности самых разных компонентов куль коммуникантов могут затруднить процесс межкультурного общения. Очевидным становится тот факт, что преодоление конфликтов и повыш эффективности межкультурной коммуникации напрямую связано с понимание учетом социокультурного фактора, содержащего в себе компоненты культуры. К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окр принято относить: · традиции; · обычаи; · повседневное поведение; · национальные картины мира; · сами носителей языка, обладающих определенными чертами национально характера. Изучение мира носителей языка должно быть направлено на то, чтобы по понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагру политические, культурные, исторические и другие коннотации единиц языка и речи Можно выделить межкультурные конфликты нескольких уровней: · этнический касаются разногласий на почве этнических отличий; · национальный подразумевает противопоставление на фоне принадлежност конкретному государству; 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 48/61 · цивилизационный, сталкивающий сторонников различных путей развития Стратегии разрешения конфликтов. Конфликтология является достаточно новой академической дисциплино отечественной литературе в рамках социологии даже сложилось специал направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Конфликтология вбирает в себя широкую область знаний и ею занима специалисты различного профиля, существует некоторая неопределенность в том, можно считать конфликтологом. Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт мо урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одног пяти стилей поведения: 1. Соревнование. Эта активная стратегия предполагает, что обе стороны иду открытое противостояние, при этом победителем конфликта признается тот, проявляет большую настойчивость, стойкость, рвение, хитрость и пр. (в зависим от конкретной ситуации). В рамках этой стратегии проигравший должен признать свое поражен уступить, поскольку дальнейшее развитие конфликта может нанести ему боль ущерб, чем признание поражения, при этом можно попытаться договорить некоторых уступках. Это «спортивный» тип разрешения конфликта, однако для чтобы он сработал, необходимо, чтобы обе стороны принимали соответствую условия его разрешения, т.е. были готовы к открытому противостоянию и призна победы одного и поражения другого при наступлении определенных усло Прототипической моделью такой стратегии разрешения конфликтов является война 2. Сотрудничество. При этой стратегии обе стороны стремятся договори причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам дос определенной выгоды. Определенная выгода может быть и в том, чтобы пр сохранить лицо, не проиграть. Для некоторых субъектов это может быть очень важ фактором при разрешении споров. Важно, чтобы в этом случае обе стороны б настроены на конструктивное поведение, поиск (часто очень длитель взаимовыгодных решений, длительные переговоры, были готовы к спокой поведению, учету интересов оппонента. 3. Уход от конфликта. Это пассивная стратегия разрешения конфликта, кот заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избе конфликта, сделав вид, что конфликта не существует. В таком случае потер пассивного поведения воспринимаются ими как меньшие, нежели, напри репутационные потери или какие-либо риски (экономические, политические и которые могут возникнуть при переходе конфликта в открытую стадию. В ряде слу стороны просто не признают конфликт и постоянно откладывают его разреше чтобы конфликт не перешел в открытое противостояние. 4. Уступчивость. Эта стратегия предполагает, что одна из сторон пойде уступки другой стороне, т.е. по каким-то причинам предпочтет поставить инте оппонента выше своих интересов. В одних случаях такая стратегия б 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 49/61 восприниматься как проявление силы, в других – как проявление слабо Независимо от этого важно, что конфликт имеет конструктивное разрешение. 5. Компромисс. В отличие от односторонней уступчивости, эта страт предполагает, что уступки будут делать обе стороны. Пример: в Японии конфликтные ситуации на работе должны разреша путем переговоров. Это часть деловой культуры японцев. В китайской культурной модели при решении деловых споров предпочтите пассивные стратегии поведения, а, например, британские менеджеры скорее бу придерживаться активных стратегий, ориентируя себя и своих подчиненны соревновательный способ разрешения конфликтов. Поведение китайских работников объясняется их стремлением сохран «лицо» и достичь гармонии любой ценой, а также чисто культурн представлениями об уважении социальной иерархии (подчинение вышестоящ уважение к старикам и пр.). Модель стилей межкультурных конфликтов. В современной теории межкультурной коммуникации при реш межкультурных конфликтов используют так называемую модель ст межкультурных конфликтов (Intercultural Conflict Style model, или ICS model). модель опирается на противопоставление культур по стилям разрешения конфлик для характеристики которых используются два признака – прямота и эмоционально По признаку прямоты различают две стратегии разрешения конфликт прямую и непрямую. Прямая стратегия отдает предпочтение прямым переговорам, эксплицит вербальному обмену точками зрения. Для такой стратегии существенно, чтобы ка из сторон сформулировала свои озабоченности и видение путей выхода из конфлик Культуры, отдающие предпочтение прямой стратегии, предпочитают разре конфликты путем открытых переговоров. В культурах, в которых предпочтение отдается непрямой стратегии, бол внимание уделяется не тому, что говорят оппоненты, а тому, как они себя в поскольку присутствует общее недоверие вербальному каналу коммуникации. связано с тем, что содержание вербального сообщения всегда подчинено в т культурах поддержанию собственного лица и не всегда отражает реальные настро оппонентов и их готовность к возможным компромиссам. Для непрямых культур разрешение конфликта часто сопровожда вмешательством посредника, что в этом случае, как правило, эффективнее пря переговоров между оппонентами. По признаку эмоциональность различают эмоциональную и неэмоциональ стратегию. Эмоциональная стратегия предполагает экстернализацию возникающих время конфликтных ситуаций эмоций и акцентирование эмоционального дискомф связанного с объектом конфликта. Для оппонентов, придерживающихся стратегии, неэффективны призывы сделать паузу и успокоиться. Такой пр 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 50/61 воспринимается как слова, напрямую угрожающие чувству собственного достоин субъекта, поскольку для такого оппонента право переживать эмоции манифестировать их в конфликтной ситуации тесно связано с чувством собстве полноценности. Для такой стратегии разрешение конфликта возможно только путем призн правомочности соответствующего эмоционального состояния оппон эмпатического сопереживания ему, что часто требует от оппонента или медиа внешнего проявления соответствующих эмоций или эмпатии. Неэмоциональная стратегия строится на контроле эмоций и недопустимост проявления в конфликте. Для культур такого стиля необходимый уровень дов может быть достигнут путем подчеркнуто сдержанного проявления эмоций, поско открытое их проявление воспринимается такими культурами как чрезмерное, а по неискреннее, подозрительное. Соответственно выделяют четыре стратегии разрешения конфликта: 1. Дискуссия – открытое вербальное обсуждение взаимных озабоченно предполагающее вербальную искренность коммуникантов, ценящее ясную, логич форму изложения. Эта стратегия особенно продуктивна в культурах прямого неэмоциональ стиля. Такой стиль характерен для американской, австралийской, некот скандинавских культур и может быть резюмирован американской поговоркой: Say you mean, and mean what you say («Говори, что думаешь, и думай, что говоришь»). 2. Вовлечение: как и дискуссия, вовлечение предполагает обсуждение взаим озабоченностей, однако допускает эмоциональную реакцию, которая воспринима как наиболее достоверное выражение реального состояния коммуниканта и сл подтверждению его искренности. Считается, что такой стиль характерен для культ преобладанием прямой эмоциональной стратегии – для афроамерикан представителей южноевропейских культур, а также россиян и может резюмирован ирландской пословицей: What is nearest the mouth is nearest the heart ( на сердце, то и на языке»). 3. Приспособление: этот стиль выходит на первый план в культурах с непря неэмоциональной стратегией разрешения конфликтов, он заключается в использов образов, метафор, невербальных средств коммуникации, а также третьих лиц, кот бы могли смягчить напряжение. Этот стиль предполагает умение корре интерпретировать неявные признаки эмоционального состояния оппонента, вним к невербальным проявлениям его озабоченности. Характерен для мексикан японцев, тайцев. 4. Динамический стиль используется культурами, отдающими предпочт непрямой эмоциональной стратегии разрешения конфликтов. Для такого с характерно использование непрямых вербальных знаков (гипербол, каких- историй, метафор) с сильным проявлением эмоций, которые служат реальн выражению озабоченностей. Умение разрешать конфликты в межкультурной коммуникации в значител степени зависит от способности: 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 51/61 · определять коммуникативный стиль конфликта, свойственный оппонентам · проявлять гибкость в выборе способа разрешения конфликта; · искать точки соприкосновения, прежде всего, не в позициях оппонентов, а привычном для них способе разрешения конфликтов. Это позволяет создать необходимую основу для дальнейшей коммуникации. Вопросы для самопроверки: 1. В чем состоит сущность конфликта? Сформулируйте два основных подход пониманию природы конфликтов. 2. Какова специфика межкультурного конфликта? 3. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды межкультурных конфликтов. 4. Межкультурный конфликт рассматривается как разновидность коммуникативных конфликтов. Каковы основные причины коммуникативных конфликтов? 5. Назовите особенности этнических конфликтов. Литература по теме: Основная литература: 1. Любимова В.Г. Программа учебного курса «Введение в историческую географию и этноэкологию сибирского региона» // Этнос и среда обитания. – Вып. Этноэкологическое образование. – М.: Старый сад, 2018. – 288 с. 2. Самыловская Е.А. Исторический анализ педагогической деятельности рим католического духовенства в Петербурге в 1710–1760-е гг. // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № (32). – С. 7–12. 3. Аршинская Е.Д. Профилактика этнических конфликтов среди подростков через развитие межкультурной компетентности. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 33 (63). – С. 77–82. Интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://news.un.org/ 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 52/61 Приложения__Приложен'>Приложения Приложен Традиции, которые больше похожи на пытки. Бинтование ног в Китае Приложен 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 53/61 Приложен Статьи из Декларация о расе и расовых предрассудках Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, нау культуры на ее двадцатой сессии 27 ноября 1978 года. Статья 1. 1. Все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют об происхождение. Они рождаются равными в достоинстве и в правах, и все составляют неотъемлемую часть человечества. 2. Все люди и группы людей имеют право отличаться друг от д рассматривать себя как таковых и считаться такими. Однако многообразие форм ж и право на различие ни при каких обстоятельствах не могут служить предлогом расовых предрассудков; ни юридически, ни фактически они не могут слу оправданием какой бы то ни было дискриминационной практики или основан политики апартеида, представляющей собой самую крайнюю форму расизма. 3. Идентичность происхождения никоим образом не затрагивает возможн для людей вести различный образ жизни; она также не исключает ни существов различий, основывающихся на разнообразии культур, среды и истории, ни прав сохранение культурной самобытности. 4. Все народы мира обладают равными способностями, позволяющими достигнуть самого высокого уровня интеллектуального, технического, социальн экономического, культурного и политического развития. 5. Различия в достижениях разных народов объясняются исключите географическими, историческими, политическими, экономическими, социальным 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 54/61 культурными факторами. Эти различия ни в коем случае не могут служить предл для установления какой бы то ни было иерархической классификации наций и наро Статья 2. 1. Всякая теория, приписывающая превосходство или неполноценн отдельным расовым или этническим группам, которая давала бы право одним лю господствовать над другими или отвергать других, якобы низших по отношению к или основывающая суждения об оценке на расовых различиях, научно несостояте и противоречит моральным и этическим принципам человечества. 2. Расизм включает в себя расистскую идеологию, установки, основанны расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организаци институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а т порочную идею о том, что дискриминационные отношения между групп оправданы с моральной и научной точек зрения; он проявляется в дискриминацион законодательных или нормативных положениях и в дискриминационной практи также в антисоциальных взглядах и актах; он препятствует развитию своих ж развращает тех, кто насаждает его на практике, внутренне разобщает нации, соз препятствия на пути международного сотрудничества и нагнетает политичес напряженность в отношениях между народами; он противоречит основным принци международного права и, следовательно, создает серьезную угрозу международ миру и безопасности. 3. Расовые предрассудки, исторически связанные с неравенством во вл усиливающиеся в силу экономических и социальных различий между людьм группами людей и даже сегодня призванные оправдать подобное неравен совершенно неоправданы. Статья 3. Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанно признаках расы, цвета кожи, этнического или национального происхождения религиозной нетерпимости, исходящей из расистских воззрений, которое нарушает ставит под угрозу суверенное равенство государств и право народов самоопределение или которое произвольным или дискриминационным обр ограничивает право на всестороннее развитие любого человека или группы лю которое предполагает абсолютно равный доступ к средствам прогресса и пол расцвета личности и коллектива в атмосфере уважения ценностей, а т национальной и мировой культуры, несовместимо с требованиями справедли международного порядка, гарантирующего уважение прав человека. Статья 4. 1. Любое препятствие, затрудняющее свободный расцвет личности и свобод коммуникацию между людьми, основанное на расовых или этнических воззрен противоречит принципу равенства в достоинстве и правах; оно явля недопустимым. 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 55/61 2. Одним из самых серьезных нарушений этих принципов является апарт который, как и геноцид, является преступлением против человечества и представ собой серьезную угрозу международному миру и безопасности. 3. Другие формы политики и практики сегрегации и расовой дискримин представляют собой преступление против совести и достоинства человечества и м вызвать политическую напряженность и создать серьезную угрозу международн миру и безопасности. Статья 5. 1. Культура, являющаяся творением всех людей и общим достоян человечества, и образование, в самом широком смысле этого слова, предоставл мужчинам и женщинам все более эффективные средства адаптации, позволяющи не только утверждать, что они рождаются равными в достоинстве и правах, но т признавать, что они должны уважать право всех групп людей на культур самобытность и на развитие своей собственной культурной жизни в национальн международных рамках, при этом имеется в виду, что каждая группа сама своб решает вопрос о сохранении и, в случае необходимости, об адаптации или обогащ ценностей, которые она считает основополагающими для ее самобытности. 2. Государство в соответствии со своими конституционными принципам процедурами, а также все компетентные органы и все работники образования н ответственность за то, чтобы ресурсы в области образования всех с использовались для борьбы с расизмом, в частности добиваясь того, чтоб программах и учебниках отводилось место научным и этическим понятиям о един и различиях людей и не допускалось проведения различий, унижающих достоин какого-нибудь народа; обеспечивая подготовку преподавательского состава в целях, предоставляя ресурсы школьной системы в распоряжение всех групп насел без ограничения или расовой дискриминации и принимая меры, способные устра ограничения, от которых страдают отдельные расовые или этнические группы к отношении уровня образования, так и в отношении уровня жизни, и в особенности того, чтобы избежать перенесения этих ограничений на детей. 3. Средства массовой информации и те, кто контролирует или обслуживает также любая группа, созданная внутри национальных обществ, призваны – учит надлежащим образом принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации человека, и в частности принцип свободы выражения, – развивать взаимопонима терпимость и дружбу между отдельными людьми и группами людей и содейство ликвидации расизма, расовой дискриминации и расовых предрассудков, в частно избегая подачи стереотипных, фрагментарных, односторонних или вводящи заблуждение представлений об отдельных людях и различных группах лю Коммуникация между расовыми и этническими группами должна быть взаим процессом, обеспечивающим им полную и совершенно свободную возможн высказываться и быть услышанными. Средства массовой информации долж следовательно, быть восприимчивы к идеям отдельных людей и групп лю облегчающим эту коммуникацию. 03.10.2022, 18:43 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 e-biblio.ru/book/bib/06_management/kultura_i_mezhkult_vzaim_v_sovr_mire/sg.html#_Toc35418933 56/61 Статья 6. 1. Государство в первую очередь несет ответственность за осуществление все людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полн равенства в достоинстве и правах. |