Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема литературного развития.

  • Взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения.

  • 30.Особенности методики чтения произведений различных жанров. Один из распространенных литературных жанров для детей – рассказ.

  • 31.Изучение русского языка в 5- 10 классах специальной школы. Особенности работы, обусловленные спецификой речевого развития учащихся.

  • 32.Понятие о тексте как единице связной речи.

  • Связность текста

  • 33.Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.

  • ответы по русскому языку. русский яз. 21-40. 21. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся


    Скачать 70.1 Kb.
    Название21. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся
    Анкорответы по русскому языку
    Дата11.04.2023
    Размер70.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларусский яз. 21-40.docx
    ТипДокументы
    #1055261
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Взаимосвязь методики преподавания литературы с психологией. Связь методики и психологии имеет два аспекта. Один из них — психология художественного творчест­ва, художественного восприятия уча­щимися разных возрастов художественного текста. Другой аспект — психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания. Необходимо использовать закономерности психологии при решении ряда чисто методических про­блем: о доступности учащимся того или иного материала, об объеме его, об эффективности методов обучения. Не менее важ­но дать психологическое обоснование школьного анализа худо­жественного произведения.

    Учителю необходимо обратиться к выводам психо­логии, усматривающей в развитии детей, обучающихся в средней школе, три основных этапа: младший возраст (10-11 лет), средний возраст (12-15 лет) и старший возраст (15-18 лет). Каждый из этих этапов характеризуется особенностями в отношении интере­сов, эмоций, внимания, мышления, памяти, характера детей.

    Психологическая наука необходима словеснику не только для того, чтобы правильно организовать систематическое изучение школьников. Она нужна ему ещё и потому, что в разборе лите­ратурных произведений, в работе над характерами героев сло­весник является психологом, он постоянно пользуется психологи­ческой терминологией и делает выводы психологического порядка. Он должен делать это научно, опираясь на знание научной психологии.

      Проблема литературного развития. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребёнка. Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой должно быть «направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». Для реализации цели предполагается решение следующих задач: «формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса»

    Вместе с тем, на сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности, как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых.

     

    В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О. И. Никифоровой, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, З. Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л. Н. Рожиной, П. М. Якобсона, М. М. Варшавской, Н. А. Демидовой, М. Г. Качурина, Е. В. Карсаловой, В. Г. Маранцмана, Т. Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект — взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа — представляется нам особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.

     

    Взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения. Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.

    Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся. Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному выводу о трех основных типах восприятия школьников. В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором — преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип — смешанный. Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того, большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

    Продолжая рассмотрение проблемы анализа художественного произведения, важно остановиться на тех аспектах, которые касаются взаимосвязи восприятия и анализа литературных текстов.

    30.Особенности методики чтения произведений различных жанров.

    Один из распространенных литературных жанров для детей – рассказ. Большое значение для его правильного восприятия имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их. События излагаются неторопливо, просто и естественно. Каждый персонаж должен быть передан как конкретное лицо. Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.

    Сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью обуславливается манера ее чтения (чаще рассказывания) – простая, задушевная, разговорная. Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Зачин и те места, в которых повествуется о чудесах, следует читать несколько замедленным, приглушенным голосом, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев. Противопоставление необходимо выделять голосом. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.

    Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность. Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.

    Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.

    Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.

    Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.

    Басню следует читать как простой рассказ. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые события происходили в действительности. Особое внимание надо обращать на мораль – надо так прочитать ее, чтобы дети задумались над ней. Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако, не следует прибегать к игре, перевоплощаться в передаваемый образ.

    Былины исполняются речитативом (полунапевно), ритмично. Ударение часто переносится с предмета на эпитет. При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (длительностью в один слог – для сохранения ритма). Рядом стоящие, связанные между собой части текста различной слоговой емкости должны читаться одинаковое время. Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно.

    31.Изучение русского языка в 5- 10 классах специальной школы. Особенности работы, обусловленные спецификой речевого развития учащихся.

    У учащихся средних и старших классов специальной школы наблюдается более слабая степень выраженности речевых на­рушений, чем у младших школьников, при сохранении обшей структуры дефекта. У них в основном сохраняются нарушения лексико-грамматической и лексико-семантической сторон речи, требующие специально организованной коррекционной работы (В.П. Азарова, О.А. Токарева, Г.В. Бабина, Т.Я. Молочник). Эти нарушения наиболее отчетливо проявляются на уровне воспри­ятия и продуцирования связных высказываний (Л.P. Давидович). Помимо этого, страдают механизмы порождения, понимания и воспроизведения текстов в целом (A.A. Алмазова).

    Однако, в процессе обучения русскому языку в 5-10 классах специальной школы отсутствует необходимое учебно-методическое обеспечение, используются программы и учебники школы общего типа. Ориентация учебно-методических материалов по русскому языку на отвлеченный, формальный анализ языковых фактов не способствует устранению имеющихся у названно­го контингента учащихся нарушений речевой и познавательной деятельности. Изучение различных разделов школьного курса русского языка (лексики, морфемики и словообразования, грам­матики) должно опираться на пропедевтическую коррекционную работу по формированию соответствующих языковых обобщений и умений языкового анализа (O.A. Токарева, И.Н. Фомина).

    Особенности речевого развитая учащихся средних и старших классов речевой школы определяют потребность в создании спе­циальной, коррекционно-ориентированной методики обучения русскому языку, построенной в соответствии с теоретическими и прикладными данными современной логопедии на основе лин­гвистических, психолингвистических, психологических, дидак­тических данных. Обязательным является сохранение коммуникативной направленности обучения русскому языку.

    Развитие речи в 5-6 классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи*

    <...> Однако наши учащиеся в речевом развитии значительно отстают от своих сверстников, обучающихся в массовой школе. Если наши учащиеся сравнительно правильно строят рассказы на бытовые темы и пересказы отработанных художественных тек­стов, то с материалом по истории, биологии и другим предметам справляются гораздо хуже.

    Так, рассказывая урок по истории, тот же ученик говорит: «В тысяча девятьсот сорок пятого года окончилась война». В рас­сказе по природоведению особенно заметна бедность речевых средств и конкретность понимания явлений. Приводим рассказ Вити (14 лет).

    «Уничтожайте мух!

    Мухи распространяют разные болезни, насекомых. Мухи рас­пространяют болезни: дизентерию, брушной тиф, буркулез. И еще вместе с мухами переносятся микробы на лапках. Мухи летают по помойкам и на свалках, они в лапках берут себе микробы и болезни и летят в комнату, садятся на разные продукты. Надо мух уничто­жать».

    Из этого рассказа можно видеть, что многие слова еще не прочно вошли в активный словарь ученика, некоторые трудны ему по произношению. Даже в простых предложениях встречает­ся аграмматизмы. Кроме того, в данном рассказе ярко проявилась конкретность понимания явления — мухи берут где-то микробы и несут их.

    Изучение детей показывает, что наши ученики 5—6 классов еще не знают многих довольно распространенных слов, недос­таточно понимают значение некоторых слов, не всегда могут правильно построить фразу. От этого страдает усвоение учебного материала.

    Так, например, встретившееся в тексте слово «беспечный» некоторые учащиеся поняли как без печки (по созвучию), слово «надменный» — как жадный, хитрый, «беспринципный» — без специальности, «худосочный» — досочный, сделанный из досок, «рудник» — родник, «скорбь» — объяснили, что это что-то скре­бут и т. д.

    32.Понятие о тексте как единице связной речи.

    Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

    Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

    Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

    Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

    Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

    Выделяют 3 типа текстов:

    описание;

    Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.

    повествование;

    Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

    рассуждение.

    Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

     

    В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:

    - Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

    - Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.

    - Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

    - Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

    33.Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.

    Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

    Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

    Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

    Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

    Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

    Выделяют 3 типа текстов:

    описание;

    Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.

    повествование;

    Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

    рассуждение.

    Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

    В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:

    - Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

    - Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.

    - Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

    - Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта