Главная страница

Билеты к экзамену по русской литературе. 24 билет. Лирика Н. А. Некрасова. Проблематика и поэтика


Скачать 120.26 Kb.
Название24 билет. Лирика Н. А. Некрасова. Проблематика и поэтика
АнкорБилеты к экзамену по русской литературе
Дата07.01.2020
Размер120.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_24-32.docx
ТипДокументы
#103028
страница3 из 5
1   2   3   4   5
, миросозерцание народа, словно эту поэму написали сами крестьяне»
Лирический сюжет поэмы – история любви Катеринушки к коробейнику Ваньке глубоко человечна, проникнута тем поэтическим восприятием жизни.

«Коробейники» – поэма-путешествие. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор

Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а «бывалые», много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение.
В “Коробейниках” есть и любовь, и тоска разлуки, и насильственная смерть, то есть всё то, что в другом произведении Некрасова вызвало бы острое сочувствие, сострадание читателя, раздумье о смысле жизни и трагизме смерти, о глубинах людского горя.

в “Коробейниках” важны не события (как бы внешне значительны он не были) и их нравственная оценка. Важно и волнует другое: то, что воспроизведён красочный колорит народной жизни, её неповторимый аромат. «Русью пахнет»

Хотя образ Катерины в поэме лишь намечен, в нём уже заключены типические черты русской женщины-крестьянки, столь поэтически возвеличенные поэтом: её трудолюбие, искренность и глубина чувства.

Некрасова интересуют не судьбы отдельных людей, судьбы всего крестьянства.

Он не стилизует, не имитирует народное творчество, а органично пользуется самыми разнообразными фольклорными жанрами – сказкой, песней, поговорками, пословицами, создавая свой стих, перемежающийся с формами говорного, деревенского сказа.
27 билет. Поэма Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо?». Идейно-художественное своеобразие

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий счастье, свобода, честь, покой, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.

Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В “Кому на Руси жить хорошо” в той или иной степени “задействованы” все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание

Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалийПроблема народного счастья — идейный центр произведения!!!. Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

«Кому на Руси жить хорошо» — произведение критического реализма:

А) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в поре Форменной России (см. выше),

Б) Изображение типических характеров в типических обстоя Тельствах (собирательный образ семи мужиков, типические обра Зы попа, помещика, крестьян),

В) Самобытные черты реализма Некрасова — использование Фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

Жанровое своеобразие: Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог)

б) Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский,

в) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая,

г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период:

а) Классовые противоречия (гл. «Помещик» , «Последыш»),

б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ — великий труженик, с другой — пьяная невежественная масса),

в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»),

г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия — богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

Сказочные мотивы: в Прологе: соц-бытовые (герои, сказочный зачин «В каком году – рассчитывай, в каком году –угадывай, чпор о счастье, бытовые элементы), волшебные(волшебные предметы), об Иване-дуракео животных(говорящая птичка, сказка о птичьем царстве)

Песни: лирические, соц-бытовые, обрядовые, авторские Плачи

Поверия языческие и христианские: обряд свадьбы – расплетение кос, обряд после свадьбы – катание в санях итд.

Крестьянские образы делятся на 2 типа:

- работали на усадьбе (Ипат, Яков, Прошка)

- кто на полях

По психологическому признаку:

- холопы в душе (Клим, Ипат, Яков верный, Егорка Шутов)

-стремятся к свободе
28 билет. "Некрасовская школа"

В условиях подъема литературного движения 60-70-х годов целесообразно остановиться на «некрасовской школе поэтов», как на наиболее активных и ярких выразителях исторического момента.

Б.Н. Алмазов, критик «москвитянинского» направления. Он писал о русских подражателях Беранже, во главе которых стоит Некрасов: «На Руси существует целая школа такого рода поэзии; отличительная черта поэтов этой школы - умение укладывать в стих обыкновенную разговорную речь»
Что же такое «некрасовская школа» в русской поэзии? Прежде всего под школой можно понимать систему художественных принципов, которая исторически закономерно сложилась в русской — прежде всего демократической — поэзии к середине XIX в. Как мы уже отметили, школа эта не началась с Некрасова и не окончилась им. Однако процесс художественного развития таков, что исторические закономерности его редко предстают вне яркого индивидуального воплощения. Некрасов оказался поэтом, наиболее полно выразившим историческую необходимость нового этапа русской поэзии и, естественно, давшим ей свое имя.
Некрасовская школа как система художественных принципов так или иначе оказывала влияние на всю русскую поэзию. В этом смысле следы некрасовской школы мы находим в художественных явлениях эпохи, казалось бы, далеких от его поэзии, чуть ли не противоположных ей, например у Тютчева или у поэтов позднейшего времени — у Андрея Белого, у Блока. Это одна сторона дела.
Обычно же под школой Некрасова — и здесь речь идет именно о такой школе — понимают поэтов 50–70-х гг., идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

К «некрасовской школе» относятся поэты: М.Л. Михайлов, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, - поэты разной степени одаренности, ни один из них не равен гениальному Некрасову.

Упреки в чрезвычайном их утилитаризме, в том, что они уступают «чистому искусству» А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, .А.К. Толстого, могут быть локализованы. «Некрасовцы» явили другие, нужные образцы гражданского служения поэзии, и это служение было блистательным. Оно оказалось поучительным для многих поколений. Ведь кто-то должен служить своему времени и будущему, кто-то должен взять на себя, - назовем так, - «черную» работу истории - агитировать, обличать. Но эта самая работа и почетнейшая. Во всех литературах мира имеются такие категории поэтов. И такими безотказными сынами отечества были Некрасов Н.А.Некрасов и ближайшие к нему поэты-сподвижники.

Самое существо некрасовской поэзии определяется ее народностью. Это был поэт, который не просто писал о народе, «говорил народом».

Мменно в своем качестве народного поэта, а не только масштабом дарования отличается Некрасов от многих представителей своей школы, даже очень талантливых и в наибольшей степени к Некрасову приближавшихся.

В русской поэзии второй половины XIX в. освоение народной, прежде всего крестьянской жизни совершалось почти исключительно в рамках некрасовского направления. В него вовлекаются и блестяще образованные литераторы, и скромные самоучки из крестьян. Диапазон поэтов некрасовской «школы» широк и в жанрах, и в сюжетах, и в отношении к фольклору, и в методах художественного исследования. Но есть в них то, что роднит всех и снова возвращает к Некрасову: народ для них не только литературная тема, предмет поэтического изображения, народ — начало, к которому в конце концов сводится смысл творчества, борьбы, жизни.

Таким поэтом был, в частности, Михаил Михайлов. Михайлов — из немногих поэтов, в стихах которых мы находим уже в 40-х гг. прямые переклички с поэзией Некрасова. Интересно отметить в связи с этим, что Некрасов высоко ценил Кольцова, но на поэтическую деятельность Некрасова Кольцов влиял сравнительно мало. Для Михайлова же поэзия Кольцова в известном смысле оказывается конечной формой выражения народности. Молодой Михайлов пытается писать песни в кольцовском духе.

Так, в стихотворении «Груня» есть конкретная обстановка крестьянской избы, характерные детали: полати, прялка, теплая печурка с котом. Но отсутствие анализа не позволяет создать конкретный характер, который есть у некрасовской героини.

Показательно стремление Михайлова увидеть в крестьянской девушке личность, частное лицо, отсюда и имя — Груня. И все же у Некрасова в стихотворении «В дороге» мы узнаем о ее, Грушиной, трагедии, а у Михайлова ее, Грунина, беда полностью вмещается в традиционный мотив о родительской воле, разлучившей с любимым девушку, отданную замуж за нелюбимого. У Некрасова общее выразилось в частном, у Михайлова общее вытеснило частное.
Совершенно исключительное место в изображении народной жизни занял крупнейший и талантливейший представитель некрасовской школы — Иван Саввич Никитин. Его лучшие произведения представляют самостоятельное и оригинальное творчество в духе новой некрасовской школы.

Никитин в отличие от многих поэтов некрасовской «школы» оказался внешне почти никак с Некрасовым не связанным. Разные города, разные условия жизни, разные судьбы. Полное отсутствие общения, даже простого знакомства, единственное случайно опубликованное в «Современнике» никитинское стихотворение. Тем интереснее делается вопрос об отношении поэзии Никитина к поэзии Некрасова.
Молодой Никитин ищет учителей в Пушкине, Кольцове, Лермонтове. И только пройдя через многочисленные, но закономерные влияния, Никитин обращается наконец к Некрасову. Путь от Пушкина до Некрасова.

Первоначально влияние Некрасова проявляется в тех же формах, что и влияние Кольцова или Лермонтова, т. е. в формах прямого подражания, повторения некрасовских мотивов и образов, характеров и сюжетов.

«Рассказ ямщика» (1854) восходит к некрасовскому стихотворению «В дороге». Народня жизнь изнутри. Никитин, как и Некрасов, ввел в поэзию частную жизнь крестьянина, мужика, человека из народа.

В лирике Никитина появляется жанровая сцена, бытовая картинка, новелла в стихах. Он идет здесь с Некрасовым, который сделал все это принадлежностью искусства лирики. Таким образом, Некрасов не просто из бывшего последователя Пушкина, Кольцова, Лермонтова
1   2   3   4   5


написать администратору сайта