Главная страница

28 Голубая роза. 28. Голубая роза. Идеология искусства. Представители


Скачать 1.65 Mb.
Название28. Голубая роза. Идеология искусства. Представители
Дата18.01.2020
Размер1.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла28 Голубая роза.docx
ТипДокументы
#104690
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968). Первые уроки, полученные у саратовских учителей, позволили ему быстро овладеть ремеслом и включиться в общее движение русской живописи. Еще до поступления в Московское училище он работал в духе московской живописной школы, культивируя пленэризм, интерес к обыденным мотивам, поэзию обыкновенного. В училище его ждала мастерская Серова - Коровина . Среди его картин того времени мы найдем и "Рождение дьявола", и "Видение родильницы", и множество других произведений с мистическими названиями.

Одно из центральных произведений этого периода - "Голубой фонтан" (1906), изображающий застывшие в томлении фигуры (вернее - головы) у фонтана, окруженного сказочными гирляндами листьев и ветвей, - кажется поначалу отзвуком французской живописной культуры; Но сквозь эти черты пробивается нечто иное. Это воспоминание о древнерусском искусстве постоянно сопровождает Кузнецова.



На рубеже 1900-1910-х годов начинается новый период в творчестве Кузнецова, который подспудно подготавливался в течение нескольких лет. В конце 1900-х годов художник начал путешествовать по степям и пустыням Заволжья и Средней Азии, постепенно накапливая впечатления и вынашивая новые замыслы, уже не похожие на замыслы прежних лет.

Символизм Кузнецова голуборозовского периода, еще не освободившийся от мистического начала, тяготеет к мистике души, к тайне духовного. Древнерусское искусство в этой ситуации естественно приходит на помощь русскому мастеру, давая дополнительные импульсы к национальному самовыражению. Когда же Кузнецов отошел от мистических сюжетов и обратился к "степным" мотивам, когда его персонажи перестали быть прямыми носителями ощущений самого художника, то древнерусская духовность продолжала оставаться источником его искусства, получив косвенное применение - в виде своеобразного канона, закрепляющего духовные качества в телесных формах, в виде идеи одухотворения видимого мира. Ему нужно было в этой дикой степной, но чрезвычайно органичной жизни найти подтверждение своей мысли, вернее, своего чувства всеобщей гармонии и тихой радости. Мотивы картин этой серии чрезвычайно просты. Женщины стригут овец, спят в юртах или расстилают ковры возле своих шатров. По пустыне медленно бредут верблюды. И тд. Казалось бы, ничто не дает здесь повода для поэтических решений. Но в том-то и дело, что Кузнецов понял: в этом и заключена высшая красота. Он научился точно "рифмовать" фигуры и предметы, линии горизонта и простые силуэты облаков, контуры холмов и шатров, соединяя все это в едином легком гармоничном ритме. Он познал ценность ритма мазков - трепетных и нежных. Самые известные картины Кузнецова относятся к началу 1910-х годов-"Спящая в кошаре" (1911), "Мираж в степи" (1912), "Вечер в степи" (1912), "Дождь в степи" (1912), "В степи. За работой" (1913), "Птичий базар" (1913).



Затем — в 20-е годы - начался новый период в творческом развитии Кузнецова, и в этой перемене проявилась присущая художнику способность к самовозрождению. Так было с Кузнецовым не раз, в те моменты, когда, казалось бы, его силы были истощены: накануне 1910-х го¬ дов, в начале 20-х годов, позже - в 30-е, в 50-е годы. Художник при этом не отрицал своего прежнего опыта, а использовал его в полной мере. Меняя предмет изображения, некоторые конкретные задачи творчества, он обновлялся, но все-таки оставался самим собой. Кузнецову принадлежала ведущая роль среди художников "Голу¬ бой розы". Некоторые из них шли иными путями, но для некоторых опыт мастера был определяющим.

Среди последних бесспорно интересным и талантливым художником был
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта