Главная страница
Навигация по странице:

  • 48. Игры: Маскировка в колоннах , Метко в цель. «Метко в цель»

  • «Маскировка в колоннах».

  • 49. Особенности проведения подвижных игр с учащимися 3-4 классов.

  • ыы. 34-66 билеты. 34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки


    Скачать 389 Kb.
    Название34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки
    Дата14.06.2021
    Размер389 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла34-66 билеты.docx
    ТипДокументы
    #217361
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    47. Требования к играм на школьных праздниках и на переменах.

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПЕРЕМЕНЕ.

    Игры, проводимые на перемене, имеют воспитательное и гигиеническое значение.

    После длительного (особенно для младших школьников) статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых.

    Подвижные игры вызывают у детей положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность. При эмоциональных игровых действиях у играющих возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе были заторможены. Такое переключение работы нервных центров позволяет учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.

    Для организации и проведения игр требуется не менее 8—10 мин. Поэтому они обычно проводятся на большой перемене. Учащиеся проводят игры самостоятельно, а также под руководством классных учителей, пионервожатых, учителей физического воспитания. За самостоятельными играми школьников должны наблюдать старшие.

    С играми, рекомендуемыми для перемен, преподаватель физической культуры знакомит учителей, пионервожатых и учащихся.

    Игры между уроками проводят на пришкольной площадке, зимой — в хорошо проветренном зале, широком коридоре.

    В перемену на игры собираются учащиеся разных классов. Поэтому они должны быть простыми по содержанию, доступными учащимся разного возраста и кратковременными.

    Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие иутомляющие учащихся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды. Их очень трудно организовать, так как собираются разные учащиеся и вступают в игру не все сразу. Такие игры могут отрицательно отразиться на последующем уроке. Соревнования можно проводить только парные, в которых любой из играющих выходит в нарисованный круг помериться силой, ловкостью, сообразительностью с другим желающим. К таким относятся игры «Бой петухов», «Часовой и разведчик» и др.

    Из групповых игр желательны такие, в которых в любой момент можно выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода («Пустое место», «Кто подходил?», «Волк во рву» и др.).

    На переменах можно проводить игры-аттракционы. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10— 15 мин. в нем смогут участвовать несколько десятков человек. По содержанию игры-аттракционы должны быть разнообразными, требующими быстроты и ловкости, меткости, ориентировки в пространстве с закрытыми глазами и т. п.

    Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и не сложные по содержанию. Их можно проводить од­новременно в разных местах зала, площадки. Кто-либо из старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очередь.

    С учениками 1—2-х классов на переменах можно проводить игры е речитативом, с пением, с ритмической ходьбой под речитатив или пение, с угадыванием. В основном проводятся малоподвижные игры.

    Мальчики среднего и старшего возраста любят помериться силами. Из силовых для перемен наиболее удобны такие игры, как «Перетягивание в парах», «Тяни в круг», «Бой петухов» и др.

    На перемене можно организовать малоподвижные игры с поочередным участием в действии: «Пустое место», «К своим флажкам», «Кто подходил?», «Третий лишний» или «Второй лишний» и др. Не рекомендуется в помещении проводить игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей.

    Желательно одновременно организовать несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать себе наиболее интересную.

    Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.

    Примерные игры

    Подвижные игры

    Игры для учащихся 1—4-х классов: «Пустое место», «Кто подходил?», «К своим флажкам», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Запрещенное движение»;

    для учащихся 5—6-х классов: «Класс, смирно!», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Удочка с выбыванием»;

    для учащихся 7—9-х классов: «Перетягивание в парах», «Тяни в круг», «Пасовка волейболистов», «Запрещенное движение», «Падаюшая палка», «Юла», «Второй и третий лишний».

    Игры-аттракционы

    «Набрасывание мешочков»

    Подготовка.Для каждой группы играющих заготавливается по 3 мешочка 5—8X10—15 см, набитых на 7з горохом или песком. Для игры нужны табуреты (по одному на каждую группу играющих).

    Описание игры. С расстояния 2—3 м (в зависимости от возраста участников), играющие поочередно бросают 3 мешочка. Отмечаются участники, забросившие на табурет все 3 мешочка.

    «Набрасывание колец»

    Подготовка. Берут 3 кольца от серсо или делают их из ивовых прутьев. Ставится табурет вверх ножками или палка на стойке высотой-0.5 м. На расстоянии 2—3 м от стойки или табурета проводится ля начала бросков. Играющие становятся в очередь около черты.

    Описание игры. Первый участник берет 3 кольца и старается поочередно -набросить их на ножки от табурета или на палку. Затем бросает следующий и т. д. Отмечаются участники игры, сумевшие набросить все 3 кольца.

    учащимся. Победив-: 1. мподряд уступает место другому ученику.

    «Вращение обручей

    Подготовка. По кругу кладут 3—5 обручей (или пластмасс: тарелок). У каждого обруча становится по одному играющему.

    Описание игры. По сигналу участники начинают вращать о': побеждает тот, у кого обруч крутится дольше. Если играющих можно вращать обруч (тарелку) 2—3 раза.

    «Срезание призов»

    Подготовка. На расстоянии 2—3 м ставятся 2 гимнастических стойки. Между ними на высоте 1—1,5 м от земли натягивается веревка, на которую подвешиваются «призы» (карандаши, книжеч блокноты и т. п).

    Описание игры. На расстоянии 2—3 м от призов становятся играющие. Очередному участнику надевают на голову широкий колпак так, чтобы он закрыл глаза. Игрок должен дойти к призам с закрытыми глазами и двумя расставленными шпицами «срезать» приз, т. е. зажать его между двумя пальцами, игроку это удастся, он получает приз (не обязательно снимать призы с веревки, их можно подготовить отдельно).

    67. «Точный поворот»

    Подготовка. Поставить стул, посадить на него желающего и ему закрыть глаза.

    Описание игры. Участник с закрытыми глазами должен встать с? стула и пройти по квадрату — два шага вперед, два вправо, два назад два влево и сесть на стул.

    Примечание. Этот аттракцион в основном используется для старших школьников.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ

    Подвижные игры, используемые на школьных праздниках и ве­черах, организуют детей, создают у них бодрое, веселое настроение.

    На празднике обычно бывает много детей, поэтому рекомендуется использовать массовые игры, желательно с музыкальным сопровожде­нием. Игры под музыку проходят веселее, их легче организовать п проводить.

    Кроме массовых, игр можно проводить игры-аттракционы, причем лучше до начала основного мероприятия (концерта, спектакля). Это поможет организовать школьников во время сбора на праздник и ин­тересно провести время.

    Массовые игры и танцы рекомендуется проводить после основно­го мероприятия. Одновременно с ними можно организовать игры-аттракционы в классных комнатах и коридорах, чтобы дети, не заин­тересованные массовыми играми и танцами, смогли проверить свою силу, меткость, ловкость в том или другом аттракционе.

    48. Игры: Маскировка в колоннах, Метко в цель.

    «Метко в цель»

    Подготовка. Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

    Содержание игры. По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2—4 раза.

    Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

    Правила игры: 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

    «Маскировка в колоннах». Все играющие строятся в колонну по 4. Каждая колонна – отдельная команда.

    Под музыку команды начинают двигаться колоннами за ведущими в разных направлениях. Играющие в каждой колонне повторяют движения ведущего.

    По сигналу «Копна» играющие каждой команды образуют тесный круг и поднимают руки вверх, слегка наклонившись вперед; – «Тропинка» – играющие в каждой колонне останавливаются, вытягивают руки вперед и кладут их на плечи впереди идущих, образуя цепочку; – «Кочки» – играющие в каждой колонне приседают.

    Побеждает команда, быстрее других принимавшая указанное руководителем положение.

    49. Особенности проведения подвижных игр с учащимися 3-4 классов.

    На уроках в 1-4-х классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего школьного возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма.

    Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмичная ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облеченные в конкретные понятные образы.

    Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.

    В 1-м классе с начала учебного года не рекомендуется проводить командные игры. С приобретение двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыгании через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует подразделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с различными простыми заданиями.

    Подвижные игры на уроках физкультуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

    К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой и др.

    К воспитательным задачам относятся воспиатние физических (быстроты, ловкости, силы, меткости) и морально-волевых качеств (смелости, честности, коллективизма).

    К оздоровительным задачам - содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепление их здоровья.

    Для проведения большинства игр в 1-4 классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.

    Важно, чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать только для перекатывания и передач, но не для бросков; детям 6-11 лет лучше играть с волейбольными мячами.

    Для проведения игр в 1-4 классах желательно иметь следующий инвентарь: 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей (типа волейбольных), 4-8 обручей, 40 коротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6-10 мешочков с песком, 6-8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6-8 повязок на глаза.

    Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действие все изложенное руководителем. Часто, недослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или другую роль в игре.

    Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким способом рекомендуется пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки.

    Дети 1-4-х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа. Играющие называют какое-либо число до 30, и руководитель, считая, указывает на стоящих перед ним ребят; водящим становится тот, на кого придется указанное число.

    Водящим можно назначать игрока, победившего в предыдущей, поощряя его этим за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей.

    Желательно сменять водящего почаще, чтобы удовлетворить потребности детей в активности, воспитать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки.

    Для воспитания тормозных функций большое значение имеют подаваемые сигналы в игре. Учащимся младших классов рекомендует в основном давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень не совершенной в этом возрасте. Дети любят речитативы как сигналы для действий в игре. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх детей 6-11 - летних школьников значительно эффективнее коротких сигналов свистком. Быстрый сигнал свистком иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется. Сигналы свистком, короткой командой, взмахом и т.п. начинают использовать постепенно с развитием у детей быстроты реакции.

    Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.

    К нарушениям поведения в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

    Физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх с бегом, прыжками следует устраивать короткие перерывы. Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не надо слишком отдалять.

    Подвижные игры на уроках в 1-4-х классах используются для воспитания активного и сознательного поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая друг другу, действовать быстро, по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться авторитету водящего, видеть границы площадки.

    Важно воспитать у детей уважение к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.

    В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры-перебежки («Два мороза», «Волк во рву»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

    Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока («Кто подходил?», «Мяч соседу», «Угадай, чей голосок», «Запрещенное движение»).

    Некоторые уроки в 1-4-х классах могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2-3 игры, знакомые детям и 1-2 - новые.

    Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое воспитательное значение, но образовательная его ценность бывает часто недостаточной. Это из-за того, что в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника.

    Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в 1-м классе), чтобы установить насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игр, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

    Организуя обучение, учитель должен стремиться:

    - воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

    - укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

    - содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

    Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

    Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

    Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта