Главная страница
Навигация по странице:

  • 60. Игры: Городки, Сколько у тебя друзей, Музыкальные змейки.

  • 61. Воспитывающий характер обучения.

  • 62. Особенности методики и организации игр на открытой местности в лесу.

  • 63. Игры: Тяни в круг, Клек.

  • ыы. 34-66 билеты. 34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки


    Скачать 389 Kb.
    Название34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки
    Дата14.06.2021
    Размер389 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла34-66 билеты.docx
    ТипДокументы
    #217361
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Часть 1-я. «Уроки физической культуры». Раздел «Подвижные игры» является обязательным в программе 1-4 классов. При этом отмечается, что «подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений». В каждом классе начальной школы на подвижные игры выделяется по 12 часов учебного времени. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. Эта группировка представлена в специальной таблице. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

    С 5-го по 9-й класс раздел «Подвижные игры» сохраняется в качестве дополнительного к разделу «Спортивные игры». При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным подвижным играм.

    Часть 2. «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня». В этой части рекомендовано проведение подвижных игр, разученных на уроках. Игры проводятся для учеников 1-9 классов на удлинённых переменах и ежедневных занятиях в группах продлённого дня

    Часть 3. «Внеклассная работа». В этой части предполагается проведение подвижных игр в группах и кружках ОФП, кружках физической культуры, спортивных секциях.

    Часть 4.«Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Здесь определяется проведение подвижных игр, «Весёлых стартов» на ежемесячных днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях

    При планировании как по четвертям, так и поурочно, надо предусматривать последовательность и повторяемость прохождения игрового материала. В начале учебного года в каждом классе проводятся более лёгкие по содержанию игры, а к концу их усложняют.

    В конце учебного года преподаватель учитывает качество усвоенного материала и делает соответствующие выводы для планирования игр на следующий учебный год.

    60. Игры: Городки, Сколько у тебя друзей, Музыкальные змейки.

    Музыкальные змейки

    Игра развивает двигательные, музыкальные и творческие способности, а также внимание, чувства ритма, и быстроту реакции у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Возраст: 5-7 лет, 7-10 лет

    Тип: со взрослым, в компании

    Длительность: 30 мин

    Реквизит: Нестандартный реквизит

    Вид: без реквизита, Подвижные

    Цель игры "Музыкальные змейки":

    игроки танцуют и передвигаются колоннами под "свою" мелодию, в конце игры по команде ведущего встают на свои места.

    Дополнительные рекомендации к игре:

    для игры потребуются записи нескольких разных по жанру танцевальных мелодий. Играть лучше всего в спортзале, также подойдёт уличная площадка. Игра подходит для большого количества игроков (от 15 человек и больше). Интересна такая игра может быть детям от 5 лет, а также младшим школьникам.

    Правила игры:

    Игроки делятся на 3-4 равные команды. Все команды выстраиваются колоннами по одному параллельно одна другой, получаются "змейки".

    Для каждой "змейки" выбирается своя мелодия. Перед началом игры ведущий включает запись для ознакомления. Лучше выбрать разные жанры: например, одной "змейке" достаётся марш, другой - вальс, третьей - полька, четвертой - ирландский танец.

    Ведущий включает одну из мелодий (например, вальс). Та «змейка», которой принадлежит эта мелодия, движется всей колонной в разных направлениях, ведомая своим вожаком: танцует, проходит через другие "змейки", переплетается с ними и извивается по площадке.

    "Змейка" останавливается, когда ведущий включает другую мелодию. Двигаться в это время начинает другая "змейка", "хозяйка" новой музыкальной композиции.

    Записи включаются в произвольном порядке несколько раз. Когда все "змейки" будут хорошо перепутаны, ведущий хлопает в ладоши, после чего каждый игрок должен занять то место, на котором он находился в самом начале игры. Как только все игроки окажутся на своих местах, они поднимают вверх руки.

    Примечания:

    игроки могут двигаться только под свою мелодию. В конце игры в свою игрокам колонну можно вставать в произвольном порядке.

    Правила игры в «городки» коротко могут быть описаны следующим образом:

    Сначала с помощью жребия определяют, кто из игроков будет начинать игру.

    Все «рюхи» выкладываются на игровом поле так, чтобы из них получилась определенная фигура. Перечень и последовательность фигур представлены на картинке:

    Конечно, некоторые из этих фигур могут оказаться слишком сложными для малышей дошкольного возраста, поэтому их нередко заменяют или убирают во время игры.

    Задача каждого игрока – за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» из города противника. При этом до тех пор, пока фигура не «распакована», то есть из нее не выбито ни одного элемента, ребята бьют битой с кона. Если же город уже «зажжен», то есть хотя бы одна «рюха» из него уже выбита, ход производится с полукона.

    Два игрока метают биту по очереди, вне зависимости от того, чем закончился предыдущий удар каждого из них. Если в игре принимают участие не два игрока, а две команды с одинаковым количеством игроков, все ребята делают ходы по очереди, начиная с капитана.

    Правила игры в «городки» для школьников и взрослых могут немного отличаться – здесь каждому игроку можно выдать по 2 биты, после чего у него появится право на 2 последовательных хода. В случае с малышами бита должна быть только одна.

    Победителем считается тот игрок или команда, которому удалось за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» противника. В зависимости от того, какие фигуры используются для игры, правило определения победителя может быть изменено.

    61. Воспитывающий характер обучения.

    Реализация этого принципа включает несколько направлений:

    - связь содержания материала с общественно-политической жизнью страны, с трудовыми достижениями народа, с современной наукой и техникой, культурой;

    - формирование материалистического мировоззрения, научного понимания мира м его законов;

    - воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированность, упорства и трудолюбия. Учебный материал раскрывает идеалы

    - управление процессом формирования чувств, переживаний, впечатлений, которые возникают в учебном процессе;

    - развитие и формирование умственных способностей. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных умственных способностей. В учебном процессе, способности проявляются, развиваются, формируются, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни.

    Эти положения принципа воспитывающего характера обучения предъявляют к работе учителю определенные требования:

    1. Знать, как формируется мировоззрения ученика, его взгляды, убеждения. На каждом уроке в большей или меньшей степени, учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира, чтобы ученик не замыкался в себе, в стенах класса. Он связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями.

    2. Понимать значение каждого урока в совершенствовании моральных, трудовых, эстетических качеств личности.

    3. Научиться управлять возникновением, проявлением и выражением чувств у школьников в учебном процессе.

    4. Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их совершенствования.

    Воспитывающая функция обучения становится действенным фактором формирования личности школьника, если учитель организует учебный процесс, соблюдая эти требования.

    Одна из самых важных задач обучения состоит в том, чтобы добиться прочных ЗУН.

    Из практики известно, что школьники могут многое забыть из того, что изучено или из того, что изучается.

    Опора на психологические особенности памяти – является одним из условий достижения прочных результатов обучения. В народной педагогике известны многие приемы запоминания и воспроизведения. Прочность материала (усвоение) зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысления.

    Принцип прочности обучения является исходным положением для анализа тех сторон учебного процесса, которые способствуют достижению прочности знаний.

    Требования к учителю:

    1. выделение главной мысли в данном учебном материале. Умения и практические действия, совершаемые учителем, имеют разную значимость в этом процессе. Нужно найти главную мысль в материале.

    2. нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли.

    3. связь изучаемого материала со взглядами, убеждениями, что значительно повышает прочность знаний,

    4. ЗУНы становятся прочными, если ученик применяет их в своей жизни, в практической деятельности.

    2. Принцип доступности.

    Доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития навыков школьников. В мире все взаимосвязано, существует связи между всеми предметами.

    Рассмотрим главные факторы, влияющие на степень доступности:

    1. связь содержания новых знаний с имеющимися;

    Эта связь по-разному воспринимается учениками. Одни -стремятся запомнить новое, не слишком заботясь о том, чтобы вспомнить ранее изученное. Другие- не могут установить связи нового с тем, что известно, а потому с трудом понимают объяснения учителя. Третьи не видят новизны в сообщаемых знаниях, им кажется все известно. Понимание учителем особенностей связи нового с известным в сознании ученика помогает в учебной деятельности повысить степень доступности знаний.

    2. новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления;

    Проще всего, когда новизна материала не требует новых видов умозаключения или операций мышления. Труднее и для ученика, и для учителя в тех случаях, когда новое содержание требует новых мышления, новых, не привычных для ученика способов рассуждения, практических действий.

    Возникают две задачи: передать новое содержание и в то же время сформировать новые умственные и практические действия на основе сложившихся механизмов мышления и практических навыков. Управление этой стороной учебного процесса повышает меру доступности учебного материала.

    Выготский выдвинул идею об опережающем развитии умственных сил ребенка в учебном процессе.

    3. усвоение знаний зависит от интересов, склонности ученика, сформировавшиеся навыки учебного труда.

    Доступность обучения повышается, если учитель стремится воспитывать любознательность у школьников, сформировать познавательные интересы. Если материал и способы его объяснения интересны для школьников, то можно считать задачу принципа доступности выполнен.

    4. найти средства индивидуального подхода, и систему индивидуальных педагогических воздействий.

    Доступность содержания обучения всегда связывается с его необходимостью для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и физического развития школьников.

    При подготовке и проведении уроков, учитель должен руководствоваться и этой стороной принципа доступности

    Таким образом, ПД предъявляет к учебному процессу следующие требования:

    1. связать новое содержание с имеющимся у школьника знаниями, с его личным опытом.

    2. знать уровень развития познавательных, психологических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы и формируются. Предлагаемая система усвоения материала доступна, если связана с этим уровнем.

    3. формировать познавательные интересы, как условия, способствующие доступности обучения.

    4. понимать значения и необходимость получаемых знаний в выполнении задач.

    62. Особенности методики и организации игр на открытой местности в лесу.

    В процессе игр решаются такие задачи физического воспитания как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности. Организация и проведение игр на местности включает в себя следующие этапы: выбор игры, подготовку к ней, подведение итогов. Игр на местности много. Поэтому, приступая к подбору игры надо учитывать, какие качества Вы хотите привить ребятам. Необходимо учитывать возрастные особенности ребят и физическую нагрузку, допустимую для данного возраста. Только та игра на местности пройдет успешно, которая доступна, понятна детям и увлекательна по замыслу. Необходимо учитывать, что для ребят младшего возраста (10-12 лет) характерна повышенная подвижность, стремление к беганию, лазанию, прыганию. Для них доступны игры с применением карты, компаса, с преодолением сложных препятствий. У детей-подростков (12-15 лет) укрепляется мускулатура, сердце и легкие, усиливается кровообращение и обмен веществ. Хорошо развиты память, внимание. Они способны к более быстрым и продолжительным движениям. Возможность проведения той или иной игры зависит не только от возраста, но и от количества играющих. Игры есть одиночные и групповые. Следует подбирать такие игры, чтобы в течении всего периода ребята получали бы всестороннее развитие. Необходимо составлять план проведения игр на длительный период. Любая игры, даже несложная, требует предварительной подготовки, включающей в себя: - выбор местности для игры; - подготовку руководителя для игры; - подготовку коллектива играющих; - подготовку инвентаря для игры. Лучше игру проводить на незнакомой местности, это вызывает большой интерес, предусмотрев, чтобы не было неожиданностей. Для большинства игры нужно выбирать участки, покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, оврагами, канавками, небольшими реками, но избегать трясин, глубоких ям, осыпающихся обрывов и т.д. Особое внимание обращать на обозначение границ районов игры. Руководитель, готовясь к проведению игры, должен: - хорошо изучить содержание и правила игры, - продумать расстановку играющих и подобрать посредников, - обеспечить играющих требуемым инвентарем, - продумать, спланировать весь ход игры, рассчитать время, - составить развернутый план-конспект. Умелое руководство коллективом, поддержание строгой дисциплины в ходе игры является решающим условием для успешного ее проведения.

    Во-первых, надо, чтобы игра началась в точно назначенное (определенное) время. Если предусмотрен не однодневный выход играющих, то это время должно быть точно рассчитано и выдержано.

    Во-вторых, игра должна проводиться в точно назначенном районе, в ходе игры надо поддерживать инициативу, смелость ребят, стремление к победе, но строго пресекать (вплоть до удаления из игры) малейшую недисциплинированность. При определении победителя можно (и важно!) подчеркнуть, что именно одних привело к победе, а для других послужило причиной поражения, указывать положительные стороны и недостатки не только в действиях команды, но и в действиях отдельных ребят. Следует предусмотреть и медико-санитарное обеспечение, гигиену игр на местности.

    Понятие “игры на местности” охватывает игры самых разных типов - от военно-спортивных и военно-тактических до строительных и познавательных игр (“В стране дремучих трав”, “Следопыты” и др.). Нас интересуют в данном случае преимущественно подвижные игры на местности. Они имеют существенные отличия от подвижных игр, проводимых на площадке или в зале. Проходя на территории значительной площади и протяженности (от нескольких сот метров до нескольких километров), игры на местности создают повышенную физическую нагрузку, требуют от участников выносливости. Местность обычно используется пересеченная, частично поросшая лесом или кустарником. В этих условиях необходимо умение ориентироваться; четко соблюдать при передвижении распоряжения организаторов игры. В противном случае часть играющих может потерять связь с остальными участниками игры и даже заблудиться. Игры на местности нравятся ребятам потому, что дают возможность проверить себя в условиях полной мобилизации сил и способностей.

    63. Игры: Тяни в круг, Клек.

    Игра: «Тяни в круг»

    Цель: развивать силовые качества.

    Подготовка: Очерчиваются два круга (один в другом) диаметром 3 и 4 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки.

    Содержание игры. По сигналу учителя участники идут вправо или влево. По второму сигналу играющие оста­навливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами, выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продол­жают игру.

    Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями.

    Правила игры:

    1. Игрокам не разрешается разъединять руки во время движения и борьбы.

    2. Оба игрока, расцепившие руки, вы­бывают из игры.

    3. Когда играющих останется мало, они становят­ся вокруг малого круга и продолжают соревнование, соблюдая те же правила.

    «Клек».

    Описание и правила игры: для игры в клек чертится город — квадрат со сторонами в 50—60 см. Сделав шаг-два от черты города, проводят черту полугорода, еще шаг-два — полукон, потом проводится коновая черта.

    Играющих может быть сколько угодно, но лучше, чтобы не замучить водящего, ограничиться десятком человек (игроков).

    Водящий, как и в мухе, определяется бросанием бит с ноги.

    Кто ближе всех бросит, тому и водить.

    В центре квадрата-города устанавливают рюху-городок (или иначе — клек).

    Бить по клеку начинают с коновой черты. Удар — и клек со свистом улетает. Водящий стремится схватить клек и установить его на прежнее место. Пробившему нужно добежать до биты (у каждого бита своя, и улетает она тоже далеко) и, опередив водящего, ткнуть битой в город и крикнуть: «Клек!» Тогда этот игрок получает право бить с полукона (естественно, лишь после того, когда пробьют все игроки с кона). Может случиться, что игрок пробил, но промазал по клеку. Ничего страшного. Он остается за коновой чертой и ждет, когда кто-нибудь окажется более удачливым и собьет клек. (Кстати, если клек не улетит, а окажется в пределах города, то игрок, сделавший плохой удар, становится водящим.)

    А бывает и другая ситуация: все пробили, а клек стоит себе в городе. В таком случае водящий идет к битам (начинает с самой дальней) и пытается сбить клек с мест, где лежат биты. Чьей битой собьет — тому и водить. Правда, такая ситуация возникает очень редко. Как правило, кто-нибудь да сбивает клек, опережая водящего, добегает до биты и, схватив ее, успевает «заклекаться» в городе.

    Такие умельцы выручают менее расторопных игроков, сбивая клек с полукона, потом с полугорода (а ведь это все ближе к городу!). Самое печальное для водящего, когда такой мастер начинает бить с черты города: тут уж биту бросать не надо. Размахнулся, стукнул по клеку — и он летит далеко-далеко... На радость промахнувшимся, которые, конечно же, успевают добежать до своих бит и «заклекаться». Спасает водящего одно обстоятельство: пробив с черты города, игрок зарабатывает очко (оно в будущем даст возможность повторить удар при промахе) и возвращается на коновую черту.

    Есть в клеке и такое справедливое правило: если ты дошел до черты полукона или даже до черты города, но промазал при ударе, дожидайся выручки, а после бить тебе предстоит опять с дальней коновой черты.

    И ещё. Расстояние до кона от города может быть самым разным, тут всё зависит от играющих.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта