Главная страница
Навигация по странице:

  • 51. Игры: Третий лишний, Бег сороконожек. Бег «сороконожек»

  • «Третий-лишний»

  • 52. Особенности проведения подвижных игр с учащимися 5-8 классов.

  • 53. Требования к подбору игр на уроке физической культуры.

  • 54. Игры: Следопыты, Ногой по мячу.

  • 56. Подвижные игры в школьных секциях.

  • 57. Игры: Охота на лисиц, Невод, Снайперы.

  • 58. Игры, преимущественно для мальчиков, игры, преимущественно для девочек.

  • 59. Место подвижных игр в детских спортивных школах.

  • ыы. 34-66 билеты. 34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки


    Скачать 389 Kb.
    Название34. Методические особенности подвижных игр. Подготовка места, инвентаря, разметка площадки
    Дата14.06.2021
    Размер389 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла34-66 билеты.docx
    ТипДокументы
    #217361
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    50. Место игры на уроке. Варьирование игрового материала в процессе одного или ряда уроков.

    Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

    При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические.

    Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

    Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут быть проявлены во время проведения игр.

    Из понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:

    1) каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;

    2) в игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;

    3) игра должна включать в себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

    Следует учитывать также и то, что любая игра в учебном процессе - методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

    Основные требования к играм:

    1. игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

    2. игра должна быть принята всей группой;

    она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.

    Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.

    Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

    Учитель непременно сам верит в игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

    В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

    Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса.

    Для этого можно использовать следующие тренировочные упражнения, которые помогут детям научиться взаимодействовать друг с другом на первых порах:

    1. упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским” Да”,” Нет",” Разве?”, “Как интересно!" и т.д.;

    2. невозможно переоценить значение традиционного начала диалога. Хорошо отработанное, бегло и выразительно предъявленное начало диалога, переходящее из одного диалога в другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на беглую и эмоциональную речь. Оно способствует эффективному "подключению" очередной темы к сумме уже усвоенных школьниками знаний и навыков;

    3. упражнения на тренировку школьников в составлении микродиалогов в парах, в рамках предложенной ситуации.

    Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

    Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

    Также не стоит забывать и о том, что, обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

    51. Игры: Третий лишний, Бег сороконожек.

    Бег «сороконожек» - спортивная игра для детей

    Количество игроков: как можно больше

    Дополнительно: 2 веревки

    Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.

    Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

    «Третий-лишний» — игра в догонялки с изменёнными правилами, которая развивает не только быстроту, но и скорость реакции участников.

    Названия: «Третий — лишний», «Много троих, хватит двоих»

    Для игры обязательно необходимо чётное количество участников. Если в процессе кто-то захочет покинуть или присоединиться, то сделать это можно только вдвоём, или заменив кого-то. Лучше, если игроков будет от 8 и больше.

    Правила игры «Третий — лишний»

    Вначале выбирают водящего («догонялу»), который будет догонять, и игрока, который будет убегать («третий лишний»). Все играющие разбиваются по двое и становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Таким образом получается как бы двойной круг игроков. (В другом варианте игры пары берутся за руки и начинают медленно ходить по кругу). Перед началом игры Догоняла становится в центр круга, третий-лишний — за кругом. По сигналу водящий начинает погоню. Убегающий должен бегать только за кругом, нельзя пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него. Оба бегущих игрока не должны дотрагиваться до стоящих пар.

    В любой момент убегающий игрок может пристроится к любой паре спереди. Об этом он может предупредить криком «беги!» или «лишний!». Есть вариант игры, когда кричат целую фразу: «Много троих, хватит двоих!». В этом случае третий-лишний игрок сзади продолжает убегать вместо него. Таким образом, все игроки должны быть в готовности убегать, потому что ситуация на игровой площадке может поменяться в любой момент. Одновременно могут бежать только два игрока (водящий и убегающий). Когда все участники достаточно натренируются, смена убегающего игрока происходит очень быстро и игра приобретает настоящее напряжение и интерес. Если третий-лишний забегает в круг, то он обязан быстро пристроиться к какой-нибудь паре. А догоняла не может даже забегать между парами. Зато он может салить нового третьего лишнего даже если тот ещё не сдвинулся с места, как только старый убегающий пристроился к паре и крикнул «беги!»

    Погоня заканчивается, когда водящий настигает убегающего. Тогда они меняются местами и игра начинается сначала. Игра идёт до полной усталости всех игроков.

    52. Особенности проведения подвижных игр с учащимися 5-8 классов.

    Дети в возрасте 10-12 лет (4-6 классы) характеризуются устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий (например, игры «Круговая лапта», «Прыжок за прыжком»).

    В этом возрасте костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики. Однако деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается, поэтому игры становятся по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников. У детей развивается способность к абстрактному мышлению и это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.

    Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков (или от мяча); обогащается выбор приёмов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива.

    Детям 10-12 лет интересны игры, в которых совместные усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой.

    Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам («Перестрелка»).

    В этом возрасте подвижные игры включаются почти во все уроки, кроме контрольных. Они проводятся главным образом в основной и заключительной частях урока. Подвижные игры включают в себя те же игры, что и в младших классах, но в них включаются более разнообразные движения, усложнённые препятствия, и по времени игры становятся более продолжительными.

    Подростковый возраст условно называют так потому, что у детей 13-15 лет (7-9 классы) наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма. Усиленно растёт костная система (особенно длинные трубчатые кости рук и ног), мышечная система (увеличивается масса мышц и их сила), всё это приводит к некоторому нарушению координации движений подростка. Значительно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Сердце подростков отличается повышенной возбудимостью, поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое учащение сокращений сердечной мышцы и повышение кровяного давления. Поэтому необходимо избегать слишком высоких нагрузок, острых перенапряжений и перетренировки.

    Благодаря увеличению объёма мышц и возрастанию их силы появляется разница между мальчиками и девочками в проявлении скоростных и силовых качеств. Учитывая различия в физических возможностях мальчиков и девочек, руководитель должен следить, чтобы в командных играх с бегом было равное количество детей обоего пола. В парных играх с сопротивлением пары должны состоять из игроков одного пола «Выталкивание из круга», «Перетягивание каната».

    Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Правила в играх более сложные, разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых качеств, тактического мышления «В четыре стойки», лапта с препятствиями, игры подготовительные к баскетболу, волейболу.

    Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм. Их можно проводить в виде эстафет и преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазаньем и перелезанием.

    У подростков 15-16 лет (10-11 классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастание мышечной силы и развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость. Поэтому в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений, также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы.

    За счёт мышечной массы увеличивается вес юношей. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем у юношей (слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увеличивается за счёт длины туловища, развитие тазового пояса и жировых отложений. В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясанием тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла.

    У школьников этого возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

    Подвижные игры с элементами поединков, единоборств лучше проводить с участниками одного пола. Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным.

    Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

    53. Требования к подбору игр на уроке физической культуры.

    Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремление к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни.

    Выбор подвижной игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности, интересы детей и их физические возможности, особенности психического развития.

    Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изучению. Для этого чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав. Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими.

    Младший школьный возраст (1-3 классы) характеризуются достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек, которые широко представлены в программе (салки, «День и ночь», «Вызов номеров» и другие).

    Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а ещё слаба мышечная система (особенно брюшного пресса и спины), поэтому не допустимы игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжёлых предметов.

    Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увёртыванием, метаниями в цель и на дальность. Преодолением не больших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты.

    Средний школьный возраст (5-8 классы) характеризуется в первую очередь ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Примером могут служить игры «Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Охотники и утки». Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Мальчики любят игры, где преимущественно развивается сила, девочек привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно.

    В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляется такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником («Борьба за мяч», «Сильные и ловкие», «Перетягивание через черту»).

    Старший школьный возраст (9-11 классы). Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

    Следует помнить, что в этом возрасте продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутренних органов еще не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость.

    Вполне доступными и интересными для них становятся усложненные по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приемов и действий, значительных по трудности. Применение находят также эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные, баскетбольные передачи, переноска товарища и другие).

    При подборе игры необходимо учитывать и форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.

    Подбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр.

    Желательно при подборе игр большое внимание уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе. При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.

    Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит руководителю.

    Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

    - наблюдение за действиями учеников;

    - устранение ошибок;

    - коллективных приемов;

    - пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

    - регулировка нагрузок;

    - стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.

    Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

    Ответственный момент в руководстве подвижными играми - дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

    Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье.

    Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

    Игра может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть - игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.

    Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.

    Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

    Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.

    Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.

    Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), и двигательная деятельность, ограниченная правилами.

    Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

    Выбор подвижной игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности, интересы детей и их физические возможности, особенности психического развития.

    При подборе игры необходимо учитывать и форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит руководителю. Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье.

    54. Игры: Следопыты, Ногой по мячу.

    Подвижная игра на местности «Следопыты».

    Подготовка.

    Играющие делятся на две равные команды и соби­раются на заранее установленном месте — старте (например, на опушке леса). Каждая команда выделяет по одному разведчику, которые получают по 10—20 флажков (одни — красные, другие — синие) и по большому флагу со знаком своей команды.

    Содержание игры.

    Получив большие флаги, разведчики отправ­ляются их прятать, захватив с собой маленькие флажки. Флаги прячутся в 1000-1500 шагах от места старта и в 100-150 шагах один от другого. Прячут флаги оба разведчика так, чтобы каждый из них знал, где спрятаны флаги свой и противника. Как только большие флаги спрятаны, разведчики возвращаются к своим ко­мандам и по пути расставляют маленькие флажки в определен­ном порядке, заранее условленном со своими командами. Они делают это так, чтобы навести на след свою команду и сбить со следа команду противника. Например, команда может договориться с разведчиком о том, что флажок, воткнутый в землю, означает «прямо», повешенный на дерево — «поворот направо», два флаж­ка рядом — «смотри вверх», лежащий флажок — «флаг противни­ка близко» и т. п. Конечно, этих условностей команда противни­ков знать не должна. Расставив флажки на обратном пути (каждый по-своему), разведчики подходят к старту и говорят: «Готово!» По сигналу руководителя команды отправляются на поиски фла­гов, а разведчики остаются на старте. Играющие ищут оба флага, одни ищут свой флаг, другие чужой, а также следят за противни­ком. Игра кончается, когда оба флага найдены. Подсчитываются очки за нахождение флажков и быстроту сбора команды у старта.

    Побеждает команда, получившая больше очков.

    Правила игры:

    1. Игра начинается по сигналу руководителя.

    2. Команда, доставившая свой флаг на старт, получает очко.

    3. Команда, собравшаяся на старт первой с одним флагом, получает очко.

    4. Команда, принесшая на старт чужой флаг, получает два очка.

    5. Команда, принесшая на старт оба флага (свой и чужой), получает четыре очка.

    6. Разведчики, пришедшие на старт, кроме слова «Готово!», не имеют права ничего говорить. Они сразу отхо­дят в сторону к руководителю — судье.

    7. Каждая команда может пользоваться табличкой условных знаков размещения флажков, составленной заранее капитаном совместно с разведчиком.

    55. Особенности проведения подвижных игр с учащимися 9-10 классов.

    «Ногой по мячу.»

    Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч. Ударяя ногой по мячу, он стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из него. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему.

    Если же ему удается выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя.

    Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

    Повторяя эту игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток влево от себя. У этой игры также есть варианты. Один из них предусматривает более тесный контакт между играющими, то есть стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

    Игра: некомандная

    Развивает качества: ловкость

    Совершенствует навыки: ведение мяча

    Вид спорта: футбол

    Нагрузка: средняя

    Возрастная группа: младшая/ средняя

    Инвентарь: футбольный мяч

    Место проведения: спортивный зал/ улица

    Характер игры: не соревновательный

    56. Подвижные игры в школьных секциях.

    В спортивных секциях применяются подвижные игры, которые рекомендуются школьной программой при изучении видов спорта. Здесь также выбор игры зависит от тех задач, которые стоят в учебно-тренировочном занятии.

    В целях развития физических качеств, двигательных навыков и для создания эмоциональной атмосферы на занятиях используются разнообразные подвижные игры и игровые эстафеты.

    В группах ОФП игровым методом проводятся упражнения общеразвивающего характера (подтягивания, отжимания, эстафеты с бегом).

    Чем меньше возраст участников секции и чем они менее подготовлены, тем больше игр включают в занятия с ними.

    57. Игры: Охота на лисиц, Невод, Снайперы.

    «Охотники и лисицы»

    Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего — «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — «лисицы».

    «Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» 2 раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

    Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

    Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

    Игра повторяется.

    В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не за- 6стали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, грудь и т. п.

    Подвижная игра «Невод». Подготовительная группа

    Программное содержание:

    1. Упражнять в быстроте и ловкости;

    2. Учить бегать в одном направлении, держась за руки;

    3. Приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение.

    Классификация игры.

    1. Сложная.

    2. Сюжетная.

    3. Без предметов.

    4. Игра с бегом.

    5. Средней подвижности.

    6. Народная игра.

    Предварительная работа.

    Заучивание слов.

    Рыбки плавают в водице

    Рыбкам весело играть

    Мы хотим вас озорницы

    Своим неводом поймать.

    Рыбки плавают, ныряют,

    Корм подводный собирают,

    Рыбки плавают по дну,

    Не догонишь ни одну.

    Приём педагогического модуля.

    1. Сбор детей на игру.

    Закличка: «Тай-тай налетай, кто в «невод» играй…»

    2.Создание интереса : иллюстрация «Морские обитатели». Дети рассматривают красивых морских рыб.

    3.Объяснение игры:

    Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «Невод», проговаривают слова.

    Рыбки плавают в водице

    Рыбкам весело играть

    Мы хотим вас озорницы

    Своим неводом поймать.

    Их задача - поймать как можно больше плавающих «рыб», т. е. остальных игроков.

    «Рыбки» стоят вокруг «невода»и произносят слова:

    Рыбки плавают, ныряют,

    Корм подводный собирают,

    Рыбки плавают по дну

    Не догонишь ни одну.

    «Рыбки» начинают «плавать».

    Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим, и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т. е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной «рыбкой».

    Распределение ролей. Выбор водящего считалкой:

    Завтра с неба прилетит

    Синий-синий-синий кит,

    Если веришь, стой и жди,

    А не веришь - выходи!

    Усложнение:

    1. В игре участвуют два «невода». Какой «невод» поймал больше «рыбы» тот и победил.

    2. Пойманная в «невод» «рыбка» произносит название морских обитателей. Повторяться игрокам нельзя.

    В конце игры перейти на игру малой подвижности «Море волнуется…»

    «Снайперы»

    Игра: командная

    Развивает качества: ловкость, сила

    Совершенствует навыки: метание, меткость

    Вид спорта: легкая атлетика

    Нагрузка: средняя

    Возрастная группа: младшая/ средняя

    Инвентарь: волейбольный мяч

    Место проведения: спортивный зал

    Характер игры: соревновательный

    Проводится в спортивном зале. Играющие делятся на две команды и располагаются за лицевыми линиями волейбольной площадки. Игроки одной команды имеют мячи. На средней линии устанавливаются кегли (3-5). По сигналу игроки с мячами выполняют бросок, стараясь попасть в кегли. Если им это удается, то сбитую кеглю передвигают на 1,5 м в их сторону. По следующему сигналу бросают игроки противоположной команды. Если команда сбивает кеглю, установленную на 3-метровой линии, то забирает ее себе. Побеждает команда, которая заберет себе все кегли или у которой будет больше кеглей по окончании времени игры.

    58. Игры, преимущественно для мальчиков, игры, преимущественно для девочек.

    Игры преимущественно для мальчиков

    Сильная хватка

    Играющие в парах становятся спинами друг к другу по кругу диаметром 1,5 метра и сцепляются согнутыми в локтях руками. Подавая туловище вперед, каждый старается заставить противника оторвать ноги от пола. Побеждает тот, кто большее число раз выиграет поединок.

    Вариант 1. Игроки, стоя спиной друг к другу, поднимают вверх палку, взявшись за нее руками (рис. 2, а). Задача - наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.

    Вариант 2. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями в ступни партнера) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу оба начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто сумеет приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.

    Игры преимущественно для девочек

    Чешская прыгалка

    Для игры нужна сантиметровая (или чуть пошире) резинка длиной 2-2,5 метра. Ее концы связывают - получается кольцо.

    Желающие играть делятся на группы по три человека в каждой. Двое становятся в кольцо друг против друга и, растягивая ногами резинку, образуют прямоугольник, т. е. параллельную прыгалку высотой выше ступни (8-10 см). Третья участница занимает место сбоку и начинает прыгать, выполняя заранее обусловленные задания. Можно начинать прыжки из центра. Важно прыгнуть через одну, через другую резинку, через две сразу. Впрыгивать и выпрыгивать из прямоугольника двумя ногами, на одной ноге, прямо, боком, расставив ноги, скрестив их, с поворотом на 180º, на 360º и т. д. Когда комбинация прыжков закончена, резинку поднимают до уровня коленей, затем - пояса.

    Если прыгающая совершит ошибку, то меняется местом с игроком, который поддерживает резинку, а когда снова дойдет очередь, то прыгает с той позиции, на какой закончила прыжки. Победителем считается тот, кто сумеет выполнить комбинации с меньшим числом ошибок, т. е. быстрее остальных.

    59. Место подвижных игр в детских спортивных школах.

    В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. При планировании следует руководствоваться требованиями программы по годам обучения. Игры могут изменяться и дополняться в зависимости от условий работы в школе. Необходимо учитывать национальный состав занимающихся и использовать национальные игры в зависимости от географических условий, подготовленности занимающихся, мест занятий и оборудования.

    Наметив перечень игр на год, надо распределить их по четвертям с учётом планирования всего учебного материала. В 1-й и 4-й четвертях уроки физкультуры, а также перемены дети проводят на пришкольной площадке, поэтому в план включаются игры с метанием на дальность, с бегом на различные дистанции, с бегом в рассыпную: «Свечи», «Все в поле», «Русская лапта».

    Во 2-й и 3-й четвертях, а также частично 1-й и 4-й, когда занятия проводятся в помещениях, намечаются игры, не требующие много места. В основу учебного материала включаются игры с основами гимнастики: равновесия, чувства ритма, ориентировки в пространстве, воспитывается координация движений.

    Игровой материал по объёму занимает значительное место в комплексной программе по физическому воспитанию школьников. Подвижные игры представлены во всех четырёх частях программы.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта