Главная страница

философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


Скачать 1.96 Mb.
Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
Анкорфилософия
Дата28.03.2023
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаучебник по философии.docx
ТипДокументы
#1020475
страница22 из 42
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42

247

как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синергетическими представлениями может отреаги­ровать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький кровопийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для челове­ка катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необходима, как отмечает академик Н.Н. Моисеев (на наш взгляд, это справедливо), обнов­ленная нравственность. Эта новая нравственность пред­ставляет собой, по мнению многих, конкретизацию этики ответственности применительно к природе. От­носясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе.

У экологической этики обширнейшее поле про­блем: от экспертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций до заботы об одиноком де­реве, которое стремится срубить владелец престижно­го коттеджа. Столь же многогранны проблемы биоэти­ки, обсуждающей отношения человека с живой природой. В токийском зоопарке поставлен памят­ник умирающим в неволе животным. Но всегда ли че­ловек сознает свою вину перед животными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия по биоэти­ке. Объем энциклопедии показывает, сколь внима­тельно относятся американские ученые к проблемам

биоэтики.

Особое внимание привлекают вопросы медицин­ской этики, среди них отношение врача к пациентам,

248

умирающим, дефективным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия).

Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется очень детальный, кропотливый анализ, рав­но как и в случаях с клонированием — размножени­ем животных и людей бесполым образом (особь выра­щивается из биоклеточного материала донора, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентичной своему донору). Если одни высказываются за клонирование, то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

Отметим, в качестве вывода главную мысль: эти­ка ответственности предполагает тщательный фи­лософский анализ, сопоставление различных точек зре­ния, учет необходимых и случайных связей. Интересы человека должны быть защищены всесторонне. Чело­век существует не сам по себе, а посредством приро­ды. Экогуманизм — это ответственность.

Основные выводы

• Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.

• Природные системы существуют в соответствии с за­конами синергетики, описывающими соотношение ха­оса и порядка.

Выиграть время и пространство, значит добиться совершенства в жизни.

• Экогуманизм — это ответственность.

249
Приложение 1. Курс Философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

п/п

Историческая эпоха философии

Основной философский интерес

1

Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.

Космос

2

Средние века IV— XIV вв.

Бог

3

Новое время XV— XIX вв.

Человек и общество

4

Новейшее время XX в.

Язык

Таблица 2. Античная философия

Этап

Основной философский интерес

Натурфилософия

Материальная субстанция (Фалес, Герак­лит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

Интеллекту­ализм


Идеи (Сократ, особенно Платон и др.)

Форма (Аристотель и др.)

Эллинисти­ческая фило­софия

Самодостаточность человека (киники)

Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Неоплатонизм

Иерархия: Единое — Благо — Мировой

Ум — Мировая

Душа — Материя

Таблица 3. Средневековая философия

Этап

Основные идеи

Основной интерес

Философствование в вере

Люби Бога, и тогда делай, что хочешь

Монотеизм

Теоцентризм

Воля как сущность личности

Креационум

(Августин)

Вера в Бога




Свобода как черта воли (а не разума)

Любовь к Богу

Надежда на спасение

Добрая воля

Гармонизация веры и разума

Вера ведет разум, разум подкрепляет веру

Совесть

Духовность человека

Символизм

(Фома Аквинский)

Философия — это введение к религии







Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога




Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап

Авторы философских концепций

Основной интерес

XV-XVI вв.




Гуманизм Эстетическое отношение к действительности

XVII в.

Декарт

Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории

Локк

Теория познания: сенсуализм

XVIII в.

Кант

Априорные принципы и их во­площение в науке и морали

XIX в.

Гегель

Универсальная системная фило­софия идей

Маркс

Концепция общественного руда, критика капитализма

Ницше

Критика «разумных» ценностей

Таблица 5. Философия XX века

Главное философское направ­ление

Главный философский интерес

Феноменология

«Работа» сознания с феноменами

Герменевтика

Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия

Логический анализ языка, употребле­ние языка

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

Таблица 6. Философия о человеке

Истори­ческая эпо­ха филосо­фии

Что такое человек?

Античность

Микрокосм (Душа + тело )

Душа есть проявление идеи (Платон)

Душа — это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.

Новое вре­мя

Существо разумное и действующее по зако­нам разума (Локк, Кант).

Проявление общественных отношений (Маркс).

Существо волевое и страстное (Ницше).

XX век

Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).

Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).

Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики).

Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты).

Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справед­ливости.

Средние века

«Град земной», стремящийся к «граду небесному».

Новое время


Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным до­говором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой дея­тельности (Маркс).

XX век


Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработ­кой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро­кин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сферы жизнедеятельности человека

Главные ценности

Практическая жизнь

Добро

Чувственно-эстетическая жизнь

Красота

Научная деятельность

Истина

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Историческая эпоха филосо­фии

Что такое красота?

Античность

Космически гармоничное и соразмерное

Средние века

Символ божественного

Новое время

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготею­щего к принципам симметрии, пропор­ции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способно­сти личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).

XX в.

Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искус­ства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика).
Эмоция (аналитическая философия).
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   42


написать администратору сайта