Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Античная философия ........................... 16

  • 2. Средневековая философия ........................ 48

  • Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 5. Основания философствования .................... 122

  • 6. Учение о бытии ............................... 125

  • 7. Философия человека, общества и истории ........... 134

  • 8. Философия как аксиология ...................... 152

  • 9. Философия познания и науки .................... 183

  • 10. Философия языка ............................ 218

  • 11. Философия техники ........................... 230

  • 12. Философия природы .......................... 238

  • Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250 Приложение 2. Годы жизни выдающихся

  • Канке Виктор Андреевич Философия Учебное пособие

  • По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу

  • Библиотека

  • ББК 87

  • Философия как теоретическое ядро мировоззрения

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница24 из 42
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   42

    Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ

    1. Античная философия ........................... 16

    1.1. Античная натурфилософия ....................... 16

    Где возникла философия и почему? 16. Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? 17. Первая головоломка античной философии: многое и единое 18. Единое — это материальная субстанция 19. Единое — это числа. Пифагор 20. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 21. Единое — это атомы и пу­стота 23. Подведение итогов. Натурфилософия 24.

    1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля ................................ 25

    Философия Сократа 25. Философия Платона 27. Философия Ари­стотеля 33.

    1.3. Эллинистическая философия ...................... 39

    Александр Македонский открывает новую эпоху 39. Кинизм (цинизм) 39. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 41. Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим за­коном 42. Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмя­тежными 42. Неоплатонизм 43. Судьба античной философии 45. . Основные черты античной философии 45. Основные выводы 46.

    2. Средневековая философия ........................ 48

    Философия и религия 48. Основные библейские идеи философ­ского значения 48. Сущность Бога 52. Можно ли доказать суще-

    267

    ствование Бога? 53. Да или нет? Верующий или атеист? 54. Ос­новные выводы 55.

    3. Философия Нового времени ........................ 55.

    3.1. Философия эпохи Возрождения ........................ 55

    Два центра: Бог и человек 55. Основные идеи возрожденческой философии 56.

    3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.) .............................. 58

    Рене Декарт — основатель философия Нового времени 58. Спор об идеях. Джон Локк 60. Галилей и Ньютон — гении механики 61. Как получают идеализации? 63. Выработка нового юридическо­го мировоззрения 63. Новации И. Канта 65.

    3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............. 68

    Гегель против Канта 68. Карл Маркс: новые проблемы 70. Ниц­ше: последний всплеск философии Нового времени 74. Основные выводы 75.

    4. Философия наших дней .......................... 77

    4.1. О состоянии современной философии ................ 77

    4.2. Феноменология ........................ 78

    Какую проблему стремится решить феноменология? 78. Феноме­нологический метод 79. Основные положения феноменологии 81.

    4.3. Герменевтика ................................ 82

    Происхождение термина «герменевтика» 82. Как мы понимаем? 83. Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 85. Основные по­ложения герменевтики 86.

    4.4. Аналитическая философия ....................... 86

    Почему возникла аналитическая философия? 86. Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 88. Ранний Витгенштейн: «Логи­ко-философский трактат» 89. Логический позитивизм 91. Пост­позитивизм 95. Философия естественного языка: поздний Витген­штейн 99. Основные положения аналитической философия 102.

    4.5. Постмодернизм .............................. 103

    268

    Программа постмодернистов 103. Деррида: метод деконструк­ции 104. Лиотар: этика и эстетика возвышенного 105. Основные положения постмодернизма 106.

    4.6. Философия в России ........................... 107

    Основные положения диалектического и исторического матери­ализма 107. Основные черты русской философии 109. B.C. Соло­вьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красо­те» 112. Философия Н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 114. А.Ф. Лосев: «Мне надо с греческого перево­дить...» 115.

    4.7. Восточная философия .......................... 116

    О философии Запада и Востока 116. Индийская философия 117. Китайская философия 119. Основные выводы 121.

    Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ

    5. Основания философствования .................... 122

    Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 122. Что изучает философия? Мир философии 123. Выбор начала система­тического философствования 124.

    6. Учение о бытии ............................... 125

    6.1. Проблема существования и виды бытия ............ 125

    6.2. Изменение и развитие. Закономерности ............ 127

    6.3. Три закона диалектики ........................ 130

    7. Философия человека, общества и истории ........... 134

    7.1. Философия человека ........................... 134

    Обзор: философия о человеке 134. Человек — существо бессозна­тельное 137. В поисках целостного учения о человеке 138. Основные выводы 139.

    7.2. Философия общества .......................... 140

    Что такое общество? Индивид и общество 140. Социальные дей-

    269

    ствия и их смысл 142. Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 143.

    7.3. Философия истории ........................... 147

    Что было, что будет? 147. Критика концепции линейного разви­тия общества 148. Единство и многообразие истории 149. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 149. Основные выводы 151.

    8. Философия как аксиология ...................... 152

    8.1. Учение о ценности ............................ 152

    Что такое ценность? Почему только в XX веке появилось учение о ценностях? 152. Как измеряют ценности? 154. Чувства. Эмо­ции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 156. Будьте терпимы­ми друг к другу! 159.

    8.2. Философия искусства .......................... 160

    Цивилизация и культура 160. Что такое красота? 161. Обзор: как искали красоту 163.

    8.3. Философия практики .......................... 166

    Что такое практика? 166. Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 168. В чем состоит ценность практики? Наши дни 172. Что такое добро? Как его измерить? 174. Справедливость или сво­бода? Лучше ответственность! 176. Обзор: этика ответственности 179. Основные выводы 181.

    9. Философия познания и науки .................... 183

    9.1: Философия познания ........................... 183

    Два термина 183. Чувственное познание «на входе», «в середи­не» и «на выходе» психики 183. Чувственное познание и различ­ные философии 187. Рациональное познание 188. Обзор: как ис­кали понятие 190. Единство чувственного и рационального познания 193. Память и воображение 194. Интуиция 195. Твор­чество. Таланты и гении 196. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 196. Три концепции истины 198. Шкала истинности 199. Обзор: как искали истину 200. Вчувствование. Объяснение. Понимание 201.

    9.2. Философия науки ............................. 202

    Что такое наука? 202. Эмпирический уровень научного познания 203.

    270

    Теоретический уровень научного исследования 206. Методы на­учного познания 208. Идеалы науки. Этика ученого 210. Обзор: философия и наука 211. Религия и наука 213. Основные выво­ды 216.

    10. Философия языка ............................ 218

    Язык — символ вашей жизни 218. Философия имени 219. Фи­лософия предложения 220. Философия ценностных установок 224. Обзор: современное философское понимание языка 226. Практи­ческое и коммуникативное назначение языка 227. Основные вы­воды 228.

    11. Философия техники ........................... 230

    О становлении философии техники 230. Обзор: интерпретация при­роды техники 231. Техника и этика 234. О пользе моральных ко­дексов 236. Основные выводы 237.

    12. Философия природы .......................... 238

    Что такое природа? 238. Обзор: исторические формы отношения человека к природе 238. Синергетика — наука о сложном 240. Как все было? Выл Большой взрыв 242. Уровни организации при­роды 243. Пространство и время 244. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 247. Основные выводы 249.

    Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250

    Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) ................ 266
    Учебное издание

    Канке Виктор Андреевич Философия

    Учебное пособие

    Редактор Е.В.Комарова

    Обложка Е.Молчанова, С.Носова

    Компьютерная верстка П.Ю.Аборина

    Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32

    Печать офсетная. Гарнитура Школьная

    Печ. л. 8,5. Тираж 5000

    Заказ № 658

    Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000

    Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4

    Отпечатано с готовых диапозитивов

    во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

    432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

    Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000

    По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:

    105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727

    Электронная почта: universitas@mail.ru

    Интернет-магазин «Университетская книга»

    http://www.chat.ru/

    universitas/

    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
    || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

    update 28.03.23

    Русский Гуманитарный Интернет Университет

    Библиотека
    Учебной и научной литературы


    WWW.I-U.RU

    А.Г. Спиркин

    Философия


    Рекомендовано Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших

    технических учебных заведений



    Гардарики

    Москва, 2000

    УДК 1(075.8)

    ББК 87

    С72


    Рецензенты:

    доктор философских наук, профессор А.Л. Ивин;

    доктор философских наук, профессор М.М. Скибицкий

    Спиркин А.Г.

    С72 Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
    ISBN 5-8297-0060-3 (в пер.)
    Учебник представляет собой вариант классического учебника, значитель­но сокращенный и переработанный применительно к новым мировым и рос­сийским реалиям. Сохранив структуру учебника — разделы об онтологии, со­циальной философии, философской антропологии, гносеологии, духовной жизни — автор, член-корреспондент РАН, переосмыслил их содержание, ак­центировав внимание на современной проблематике. В приложении систе­матизированы основные философские школы и направления, а также дан развернутый словарь персоналий, что позволит студентам воспринять исто­рию философии от античности до наших дней.

    Предназначен для студентов технических вузов, может быть полезен сту­дентам специальных учебных заведений.

    УДК 1(075.8)

    ББК 87

    В оформлении переплета использован фрагмент картины Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» (1940)

    ISBN 5-8297-0060-3

    © «Гардарики», 2000

    © Спиркин А.Г., 2000
    Философия: место и роль

    в жизни общества и чeлoвeка
    Тема 1
    О предмете философии и ее месте

    в системе научного знания
    Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разуме­ется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной лю­бознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утон­ченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

    Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен­ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че­ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само же­лание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на жи­тейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по­философствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

    Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые вы­ходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже осо­знаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти во­просы, сделать вид, что они не существуют, практически их игно­рировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопро­сов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Сло­вом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

    Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков1. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сло­жением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравствен­ности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существую­щего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержа­ния и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство»2.

    Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис­торию, т.е. историю философии, которая являет собой существен­ную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы обра­зуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точ­ные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен­нюю связь и единство.

    Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти выс­шее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фун­даментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
    Философия и мировоззрение

    Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тон­чайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная сис­тема взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетичес­ких ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

    Материализм есть философское воззрение, признающее субстан­цией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — ра­зуму, воле.

    Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесооб­разность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесооб­разности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактери­зовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духов­ности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человече­ства, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде систе­мы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества.

    Итоговое определение соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия это система основопола­гающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   42


    написать администратору сайта