Главная страница
Навигация по странице:

  • В.В. ГРАНЕВСКИЙ, В.Г. ТАЩУК ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие

  • И) О/8

  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

  • позитивизма.

  • Мировоззрение

  • 3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные течения в философии

  • дуализм и плюрализм.

  • Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
    АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    ТипУчебное пособие
    #10897
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    НЮ/8

    В.В. ГРАНЕВСКИЙ, В.Г. ТАЩУК

    ФИЛОСОФИЯ

    Учебное пособие

    ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им . Т. Г Шевченко

    В.В. ГРАНЕВСКИЙ, В.Г. ТАЩУК

    ФИЛОСОФИЯ

    Учебное пособие

    I Приднестровский государственен'. I Университет им. Т.Г. Шевчен« Научная библиотеки Учебный фонд

    Тирасполь, 2007
    Граневский В.В., Тащук В.Г. Философия: Учебное пособие. —

    Тирасполь, 2007. -200 с.

    Пособие охватывает основные /хиделы прог/нгимы по философии. В работе изложены основные исторические этапы в развитии (рп.чософии, теория познания, учение о диалектике и проблемы социально!/ философии.


    И) О/8

    гп
    Пособие предназначено для студентов всех <[х<р\1 общения

    Главы 1-6 написаны к.ф.н., доцентом Граневским В В. Главы 7-15 написаны к.фн, доцентом Тащу ком В. Г.

    Ответственный редактор и рецензент:

    И.Н. Галинский - директор ИИГП, к.ф.н., профессор.

    Утверждено Советом ИИГП и Научно-методическим Советом ПТУ им. Т.Г.Шевченко

    О Граневский В.В., Тащук В.Г., 2007 г.

    Философия дает замечательное лекарство и прот.:.юж)ие против невежества и заблуждения.

    Ф. Бэкон

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    • т

    I

    В данном учебном пособия рассматриваются основные проблемы фило­софии.

    В пособии изложены предмет философии и основные исторические этапы в развитии философской мысли а также наиболее важные проблемы социаль­ной философии.

    Рассматривая историю философии как важное условие понимания основ­ных философских проблем и разных подходов к их решению, „ ггоры пособия стремились изложить и сопоставить эти подходы, обозначить . вою позицию, разумеется, эта позиция не должна рассматриваться как единственно правиль­ная, она не исключает иных точек зрения.

    Авторы учитывали специфику программ вузов России и., прежде всего, пытались избежать ненужных повторений проблем изучаемы;: в специаль­ных дисциплинах.

    Авторы раскрывают основные философские проблемы, та ие как онтоло­гию, диалектику, гносеологию, социальную философию и г..миологию, что способствует формированию научного мировоззрения студ. 'тов, Пособие предназначено как для студентов высших учебных заведен и' и интересую­щихся ее проблематикой.

    Авторы выражают искрению благодарность профессору Т улинскому И.Н. за оказанную помощь в апробацию данного учебного пособия.

    tr

    Глава 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    1. Предмет философии, ее функции и место в системе научного познания

    Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любомуд­рие, любовь к мудрости («филосо»-любовь, «софия» - мудрость). В таком зна­чении, если верить легенде, его впервые употреблял Пифагор ( 2-я половина 6в. - начало 5в, д.н.э.). Философское мировоззрение формировалась на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Если мифология и религия есть эмоционально- фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере в сверхъестественное, то философия - это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на знание и разуме.

    По мере развития общества происходило размежевание знаний на отде­льные отрасли. Зарождались математика, география, астрономия и другие на­уки, имеющие, как правило, непосредственное практическое применение. В дальнейшем произошла дифференциация и в самой философии, ее предмет все более уточнялся. Сегодня философия представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, и особую форму общественного сознания, способствующая формированию духовного мира человека.

    Следует отметить , что предмет философии менялся в истории филосо­фии. Философские школы и направления по-своему отвечали и отвечают и ныне на вопрос, что такое философия, чем она занимается, в чем заключается ее предмет?

    Лидеры философской школы, называемой неопозитивизмом (австрийский философ Мориц Шлик (1882-1936), американский философ Рудольф Карнагг ( 1891-1970) и др.) утверждали, что традиционная философия лишена всякого смысла, ибо ничего не говорит об окружающем мире. Смысл имеет лишь на­ука, утверждения которой можно верифицировать, т.е. подтвердить с помощью опыта. Философия до сих пор мешала науке, однако она может оказаться по­лезной, если престанет интересоваться окружающим миром и сущностью че­ловека, ограничившись логическим анализом самой науки.

    Схожим взглядом, немного ранее, придерживался известный французс­кий философ Огюст Конт ( 1798-1857). Он утверждал, что эпоха философии навсегда миновала Положительные, или по его терминологии, «позитивные» науки- физика, математика, химия и т.д - не нуждаются в философии. Они в состоянии решить сами все задачи, они - «сами себе» философия Этот взгляд получил название позитивизма.

    С точки зрения экзистенциализма (от латинского - существование), цель философии - познание сущности и существования человека. Философия начи­нается там, где кончается нау ка Вот как излагает эту точку зрения немецкий философ Карл Ясперс ( 1883-1969). Единственный предмет философии - че­ловек, а философствование есть размышление человека о самом себе; при этом он не узнает ничего, чего бы прежде не знал, но в его сознании происходят из­менения: он осознает свои стремления, трудности и возможности. Этим путем достигается « экзистенциальное прояснение» Забота, беспокойство, страх, решимость, нерешимость, страдание, отчаяние и размышления над пережива­ниями с этой точки зрения имеют первостепенное значение. Они формируют отношение человека к себе и внешнему миру

    Если экзистенциализм сводит философию к изучению внутреннего мира, переживаний человека, го феноменологическая школа, созданная немецким философом Эдмундом Гуссерлем ( 1859-1938), выдвигаег на передний план изучение рациональных механизмов познания, прежде всего научного. По Гус­серлю, положения специальных наук не обладают абсолютной истинностью, так как опыт и рассуждение всегда можно усовершенствовать Исходное поло­жение философии, как и положения паук, покоятся на разуме, но ему открыва­ются не посредством рассуждений, осмысления опыта, а непосредственно.

    «Самым современным признаком истинности, - считает он, - служит оче­видность... »1. Философия исходит только из очевидных, «абсолютно истин­ных» положений

    В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношении ко всем отраслям знания две основные функции - мировоззренческую и ме­тодологическую.

    Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она обра­зует основу нау чной картины мира, придает «всем другим наукам системати­ческое единство» I Кант). При этом каждая наука вносит свой вклад в создании такой картины Мировоззренческая функция заключается, конечно, и в том, что философия способствует формированию необходимых ценностных ори­ентации. Это означает, что философия представляет собой такое сложное ду­ховное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы, веру в Истину, Добро и Справедливость, формировать в обществе здоровый нравственный климат, имеющие приоритетное значение, общечеловеческие императивы, ценностные ориентации, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем

    Методологическая функция философии заключается в направляющем воздействии на науки, что обуславливает их развитие, помогает им преодоле­вать трудности своего развития.

    Кроме двух основных функций философия имеет и другие функции тео­ретико-познавательную. логическую, онтологическую, праксологическую.

    Перечисленные функции показывают, что философия тесно связанна с частными науками. Союз философии с частными науками предполагает их взаимодействие: не только философия оказывает благотворное влияние на час­тные науки стимулируя их развитие, помогая преодолению методологических трудностей, но и достижения специальных наук способствуют дальнейшему развитию философии.

    1 Гуссерль Э. Логические исследования. Спб.,1909,4.1 .С'.9-10.

    На необходимость повышения философской культуры каждым исследова­телем указывали многие мыслители. Английский философ Ф. Бэкон, например, сравнивал философский метод с фонарем, без которого нельзя найти выход из лабиринта. А .И.Герцен представлял философию стволом дерева научною зна­ния, а специальные науки - его ветвями. Создатель теории относительности А. Эйнштейн писал, что « философия является матерью всех научных исканий», а физик М.Борн заявил, что « без серьезного знания философской литературы работа физика будет впустую».

    Развивая традицию укрепления союза философии с естествознанием, сле­дует обратить особое внимание на усилении интеграции всех гуманитарных, естественных и технических наук, поскольку наука, как и окружающая нас объективная действительность, представляет собой системное образование. Ведущую роль в их интеграции играет,конечно же, философия

    2. Понятие мировоззрения. Философское мировоззрение

    Главная особенность философии в том, что с самого своего зарождения она представляла собой попытку дагть более или менее целостное мировоззре­ние.

    Мировоззрение можно определить как систему взглядов на окружающий мир в целом и на самого себя и основанную на этих взглядах позицию по от­ношению к миру. Знание о мире в целом лежит в основе жизненной позиции, только если оно превращается в убеждение человека в его истинности. Таким образом, мировоззрение не является продуктом деятельности одного лишь мышления, каким бы логичным оно не было, оно - результат жизненного опы­та, занятой в жизни позиции.

    У человека складывается тот или иной взгляд на окружающий мир. но он может быть теоретически неосмысленным, нередко состоит из обрывков раз­личных противоречивых представлений. Философия же представляет собой не просто сумму, а систему идей, взглядов и представлений о природе, обществе, человеке и его месте в мире. Философское мировоззрение, следовательно, но- сит теоретический характер Это значит, что оно не просто провозглашает свои принципы, а пытается внушить их людям, доказывает, обосновывает, логичес­ки выводит их. Этим оно отличается от ненаучного, религиозного мировоз­зрения, которое основывается на вере в сверхъестественное и отражает дейс­твительность преимущественно в эмоционально - фантастической образной форме, Конечно, не всякое теоретическое обоснованное мировоззрение носит научных характер. По своему содержанию философское мировоззрение может быть и научным и ненаучным и даже антинаучным. Научным можно считать­ся только то мировоззрение, которое основывает свои выводы на данных сов­ременной ему науки, пользуется научным методом мышления и не оставляет места различного рода антинаучным, мистическим взглядам и предрассудкам. Очевидно, что научность должна рассматриваться исторически.

    3. Основной вопрос философии.

    Материализм и идеализм как основные течения в философии

    Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, име­ют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному. « Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мыш­ления к бытию»1.!.

    В мире нет ничего, кроме идеального и материального, и решение вопроса о первичности одного из них необходимо для последующего правильного ос­вещения других проблем философии и отнесения всех философов к какому-то течению.

    Многие философы отрицают основной вопрос философии, считают его необдуманным. Однако этот вопрос имеет большое методологическое

    1.К. Маркс и Ф,Энгельс. Сочинения., Т.21.С.282.

    значение К тому же невозможно игнорировать противоположность иде­ального материальному F.ine Кант писал, что одно дело - предмет мысли и совсем другое - мысль об этом предмете

    Из домарксистских мыслителей ближе всех к материалистическому реше­нию основного вопроса философии подошел немецкий философ - материа­лист JT Фейербах. Подвергая критике, религиозное учение о сотворение мира богом, Фейербах противопоставил ему противоположное воззрение: духовное возникает из материального Однако последовательная научно- материалис­тическая формулировка основного вопроса философии впервые была дана Ф Энгельсом. « Философиы. - писал он, - разделилась на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежое природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира .. составили идеалистичес­кий лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». 1

    Все философские течения и направления, в конечном счете примыкают "ибо к материализму, либо к идеализму. Основной вопрос философии опре­деляет позицию философа, а от занимаемой позиции зависит решение всех остальных вопросов

    Основной вопрос философии имеет две стороны Первая сторона — это вопрос о сущности мира (или вопрос об отношении материи и сознания), вто­рая сторона - вопрос о познаваемость мира.

    Рассмотрим вначале первую сторону основного вопроса философии Ма­териалисты исходят из положения духовное есть продукт материального Они Утверждают, что природа. Вселенная первичны, а мышление есть свойство че-

    'К Маркс и Ф.Энгельс. Соч .т 21 с 283 ловека, его способность познавать мир и разумно действовать и в этом смысле вторично, зависит от внешнего мира.

    Вторичность сознания по отношении к материи заключается не только в том, что оно суть идеальное отображения внешнего мира. Сознание вторично и в том смысле, что оно возникло на определенной ступени развития мате­риальной действительности, Однако следует отметить, что сознание обладает относительной самостоятельностью и в свою очередь способно оказывать ак­тивное воздействие на материальное.

    Идеалисты исходят из положения: материальное есть продут- идеально­го. В зависимости от того, что иОеалисты считают основой окружающего мира, от являются либо субмктивньши, либо объективными. Основателем объективного идеализма считается древнегреческий философ Платон ( 427- 347 д.н.э.). Он утверждал, что первичным является мир идей, а материальный мир - вторичным. Мир идей является вечным, неизменным, а материальный мир - временным, преходящим. Платон рассуждал примерно так. Допустим, мы начертили на песке треугольник и с помощью полученного рисунка дока­зали теорему о свойствах треугольника. О чем говорит эта теорема'1 О рисунке на песке - предмете вещественном, осязаемом, т.е. предмете материальном? Разумеется нет, отвечает Платон. Теорема трактует о любом треугольнике, даже если он нигде и никем не нарисован. Рисунок можно стереть, он может быть больше или меньше, хуже или лучше. Теорема же относится к чему-то существенному независимо от рисунка, постоянному и неизменному. Именно поэтому она имеет научное значение. Но что же это такое - существующее веч­но и неизменно? Это, говорит Плагон, сущность треугольника, или его идея Треугольник нельзя нарисовать, не обладая заранее его идеей. Таким образом, идеи всех вещей, предметов существуют заранее до самих вещей, предметов, а последние — люди, постройки, геометрические фигуры - суть лишь воплоще­ния, реализация идей.

    В отличии от объективного идеализма субъективный идеализм считает, что предметы, которые мы видим, осязаем, не существует независимо от на­ших чувственных восприятий и представляют собой комбинации наших ощу­щений, представлений. Основателем субъективного идеализма считается анг­лийский философ, епископ Джордж Беркли (1685-1753).

    Если субъективный идеалист последователен, то он должен прийти к со­липсизму. Солипсизм (от латинского-единственный и сам)-это философская точка зрения, согласно которой не только окружающие предметы, но и другие люди не существуют вне меня, объективно, а представляют собой более или менее устойчивые комбинации или комплексы моих ощущений.. Беркли, что­бы избежать упреков в солипсизме, говорил, что другие люди на самом деле существуют, ибо так создал мир оог, допущение других людей основано не на ощущениях, а на вере в бога.

    Кроме идеализма и материализма ( монистические течения) существуют и такие течения как дуализм и плюрализм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат две независимые начала - душа и тело, материальное и идеальное, сознание и материя. Плюралисты считают, что в основе действительности лежат множество начал ( так в Древней Индии нача­лом всего считали четыре стихии - огонь, воду, воздух, землю).

    Что же касается второй стороны основного вопроса философии, то в его решении также прослеживаются две противоборствующие тенденции Сто­ронники одной из них считают, что человеческий разум в состоянии правильно познать окружающий мир, что процесс познания чрезвычайно сложный. Про­тивоположная точка зрения отрицает либо возможность правильного познания мира, или возможность познания вообще. Конечно, любой здравомыслящий человек может сказать, что такое отрицание бессмысленно. Тем не менее оно все же имеет свои корни, которые можно увидеть даже в науке, если та ис­толкована неверно. Философы, которые отрицают возможность познания человеком объективной реальности называются агностиками ( от греческого а-отрицание, гносис - знать). Лишь некоторая часть материалистов - естество­испытателей склоняется к отрицанию возможности достижения достоверного объективного знания. Что касается идеализма, го одни его предст авители стоя­ли на позиции познаваемости мира ( например, объективный идеалист Гегель, рассматривавший познание не как отражение объективной реальности, а как постижение мировым духом самого себя). Другие идеалисты утверждали, что в процессе познания мы имеем дело лишь с нашими ощущениями и не можем выйти за пределы познающего субъекта ( субъективные идеалисты Беркли, Мах и др.).

    Необходимо отметь, что идеализм, прежде всего объективный , родстве­нен религии Тем не менее идеализм и религия не одно и то же Философский идеализм лишь прокладывает доро1у религии, он не есть бессмыслица, он суть искаженное отражение действительности Философский идеализм - это мож­но сказать рационализированная религия

    4. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

    Если вопрос об отношении мышления к бытию - первый и основной воп­рос философии, то другим важнейшим ее вопросом, определяющим подход к совершающимся в мире процессам, является вопрос о правильном методе. История философии показывает, что все многообразие философских подхо­дов к анализу этих процессов в конечном итоге сводится к двум методам, спо­собам мышления - диалектическому и метафизическому (Слово диалектика - древнегреческого происхождения, что означает вести беседу, полемику.) В Древности под диалектикой понимали способ достижения истины в споре, в противопоставлении мнений путем обнаруживания противоречий в мыслях собеседника Слово метафизика-также древнегреческого происхождения, ко­торое означает «то, что идет после физики ( наука о природе)».

    Диалектический метод познания требует рассматривать всс явления в ок­ружающем нас мире во взаимной связи, взаимодействии и постоянном разви- тии "^тот метод исходит из того, что познать окружающий мир и самого себя человек может лишь при условии, что он будет рассматривать и изучать все явления в движении, в постоянных изменениях, обращая внимание, прежде всего на взаимные переходы явлений При этом диалектический метод стре­миться везде, найти внутренний источник развития. Сознательное применение диалектики дает возможность правильно пользоваться понятиями,учитывать взаимосвязь явлений,их противоречивость.изменчивость,возможность пере­хода противоположностей друг в друга.

    Метод противоположный диалектическому, является метафизический метод. Метафизический метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом Если даже приходится учитывать такие связи и взаимодействия, то это делается поверхностно, од­носторонне (т.е. они могут признать только прямые, очевидные связи отрицая всеобщую связь) С метафизической точки зрения все в мире рано или поздно повторяется, все движется как бы по кругу, а источники движения находятся вне предметов и явлений. Метафизический метод не признает коренных ка­чественных преобразований и революционных изменений в окружающем нас мире, а пытается представить все б виде плавной эволюции и малосуществен­ных количественных изменений.

    В истории развития диалектикн выделяются следующие этапы1, сгихийная диалектика древних мыслителей; диалектика эпохи Возрождения; идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии; диалектика русских революционеров демократов; материалистическая диалектика. Все эти этапы будут рассмотрены при изложении курса истории философии

    5.Философская картина мира и ее соотношение с научными картинами миря

    Философское мировоззрение только тогда становится действующим фак­тором философского знания и тем самым существенно влияет на все формы познавательной деятельности, когда оно способно дать определенный ответ на вопрос, как организован окружающий нас мир, что определяет его законы и динамику развития. Но это можно осуществить лишь постольку, поскольку философия на основании своих собственных фундаментальных принципов способна построить такую картину мира, которая даст ответ на все эти воп­росы

    Существуют два существенно различных подхода к решению этой пробле­мы. Первый состоит в том, что философия способна построить такую картину мира которая не только объясняет с единой точки зрения как организацию самого мира, так и его эволюцию. Очевидно, что при этом философия долж­на опираться на всю совокупность уже имеющегося знания и в то же время обобщать не только научные знания, но и всю совокупность тех представлений о мире, которые, безусловно, признаются большинством людей при данных исторических условиях. Таким образом, философская картина мира не явля­ется простым обобщением тех научных представлений, которые могут быть обобщено,представлены при данном уровне научного знания. Следовательно, представление о том, что философская картина мира может всецело базиро­ваться на обобщение научного знания, не соответствует действительности. Между тем неоднократно делались попытки рассматривать философскую кар­тину мира как простое обобщение данных науки своего времени. Первый, кто полностью отрицал саму возможность для философии внести какой-то вклад в описании мира, был О. Кон г - родоначальник позитивизма. Хотя вскоре выяс­нилось, что ни сам он. ни его последователи не смогли практически реализо­вать такой подход при описании мира.

    Аналогичную попытка предприняли уже в советское время некоторые сторонники диалектического материализма, которые полагали, что наука дает достаточно материала для построения философской картины мира без исполь­зования идей самой философии. Именно гак пытались решить эту задачу сто­ронники направления в марксистской философии, получившего название «ме­ханицизм» И хотя само это направление в тридцатые годы было разгромлено не столько идейно, сколько административно, но эта тенденция в большей или меньшей степени сохранялась и в последующем развитии марксизма.

    Но вопрос о философской картине мира можно решать и иначе, а именно путем отрицания самой возможности создать такую адекватную картину мира В истории философии на этот путь не раз становились создатели различных философских систем.

    Между тем история науки свидетельствуют о том, что в истории челове­ческой мысли одна картина мира сменялась другой. Эта эволюция картин мира всегда была связана с прогрессом познания. Поскольку исторически на первых шагах своего развития философия включала в себя и зародыши научных пред­ставлений о мире, то и первые естественнонау чные картины мира возникли именно в философии и развивались вместе с се прогрессом Очевидно, что научные и философские представления о мире были настолько взаимосвяза­ны в этот период развития философского мировоззрения, что практически их трудно разделить. Так, представления о гом. что в основе мира лежит некото­рая простая физическая субстанция, как например, вода, воздух, огонь были со временем заменены представлением о дискретной структуре мира, об атомах как основе такой дискретности. Хотя в начале атомизм был разработан в рам­ках философского знания, но со временем он стал основой развития естествоз­нания и поэтому стал необходимым компонентом структуры мира

    Начиная с 18 века, наука играет решающую роль при построении карти­ны мира, и хотя философия в это время продолжает разрабатывать свои пред­ставления о мире, но она не может уже игнорировать и естественнонаучные представления о том же самом мире. Так, на базе механики Ньютон построил первую космологическую модель как картину бесконечной Вселенной Влия­ние механической картины мира оставалось настолько существенным, что она Разрабатывалась не только на протяжении всего 19 века, но в какой-то мере продолжала разрабатываться и в 20 веке, существуя как бы параллельно с дру­гими естественнонаучными картинами мира.

    Открытие электромагнитных процессов привело к попытке построения электромагнитной картины мира, в которой механические процессы рассмат­ривались как следствие электромагнитных процессов. Обнаружение квантово- механического уровня привело к попытке дать квактово- механическую кар­тину мира. К тому же оказалось, что каждая наука вносит свой существенный вклад в понимании картины мира и сама становиться основанием для специ­фической точки зрения на мир в целом.

    Таким образом, возникает множество естественнонаучных картин мира. Каждая из этих картин мира не только использует имеющиеся знания, но и пытается перейти к более широким обобщениям.

    Философская картина мира обобщает все частнонаучные картины мира Однако это обобщение не может быть простым, ведь философская картина мира должна обладать внутренним единством, чего нет в простой совокупнос­ти частнонаучных картин мира.

    Глава 2

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта