Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
Скачать 2.26 Mb.
|
ния, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы» : об управлении магнитными сипами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами. главный элемент его мыслей. Считая, что ход истории зависит от бога, он все же учитывает и объективные причины исторических событий. Так .например,- исход войны зависит от храбрости и тактики войнов.В физическом мире ,( мире механического перемещения тел), как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком. Все характеристики времени - пространства и жизни в ее биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают. После Уреке описание истории продолжил Мирон Костин ( 1633- 1691) Он родился в боярской семье и образование получил в Польше "Уреке написал Ряд работ по истории и философскую поэму «Жизнь мира». Изучению истории он придавал большую роль, но он был далек от понимания исторической закономерности, для него история предопределяется божественной волей. В своей философской поэме он утверждает, что в мире все Переходящее, временно. Отсюда он делает вывод, что остается только одно : « Тв0и хорошие поступки возвеличат тебя» Конец 17-начало 18в.-новый этапвистории общественной мысли Молдавии. Этот этап связан с деятельностью таких политических деятелей и мыслителей как Н.ГМилеску — Спафарий, Д.Кантемир. Николай Мнлеску (Спафарий) (1636-1708) получил образование в Ясской ^авяно-греко-латинекой академии, потом в Константинополе. Он занимал должность спатаря — хранителя оружия господаря и начальник арсенала - от. куда и произошла вторая фамилия - Спафарий Он был сторонником сближения Молдовы с Россией. Из-за разногласий с противниками сближения е Россией, ему пришлось на долго покинуть страну. Спафарий скитался по странам Западной Европы , и в 1671 г. прибыл в Россию, гае был принят царем Алексеем Михайловичем и определен переводчиком польского приказа, и переводчиком книг с греческого и латинского. В России он был до конца своих дней. Он написал много трудов по истории. Особое внимание заслуживает его книга «Книга глаголемая естествословная», в которой он сделал попытку систематизировать современные ему знания о растительном и животном мире, и ископаемых богатствах. Познавая бога творцом мира, он считал, что в основе всех вещей лежат четыре стихии: Земля, вода, воздух и огонь Многообразие мира есть результат различной комбинации этих четырех элементов. В сохранении единства этих элементов, в устранении противоречий и борьбы между ними проявляется действие верховной силы. Элементы стихии, сочетаясь в своем непрерывном движении, создают новые формы, благодаря чему происходит изменении мира в целом Он признавал определенную связь между предметами и причинную обусловленность. Он считал, что человеку под силу познание явлений мира. Окружающий мир человек познает при помощи чувств, среди которых он выделяет зрение. Однако в процессе познания он отводит большое место разу му, ибо при помощи разума человек способен познать не только прошлое, но и предвидеть будущее. Он считал, что врожденных идей нет, все приобретается в процессе познания. По его мнению «умы юных» подобно «скрижали написанной», однако они не каменные, а телесные, поэтому к написанию на них следует подходить осторожно, ибо написанное не легко будет стереть. Он ратовал за трудолюбие и выступал против лени, пьянства, высокомерия. Развитие общества он рассматривал как непрерывный процесс, в котором есть разные периоды, причем между ними существует связь и преемственность. На новую ступень поднял философскую мысль Дмитрий Кантемир ( 1673- 1723). Кантемир родился в семье господаря Константина Кантемир. Образование он получил в Константинополе в греко-латинской академии. В 1710 году он стал господарем и заключил договор в с Петром 1 о совместной борьбе против Турции. После неудачного прутского похода Петра 1, он переехал е Россию ( был сенатором и советником Петра). Белинский высоко ценил философское наследие Кантемира. Свои философские взгляды Кантемир изложил в сочинениях «Метафизика» (1700г). «Исследование природы монархий»! 1714), «Спор мудреца с миром, или души степом» (1697) и др. р В философии он стоял, в основном, на позициях идеализма ( но есть и элементы материализма). Он утверждал, что все многообразие мира есть результат различного сочетания атомов. Однако атомизм у него сочетается с кре цйоиизмом Материя сначала создана oosom, потом она развивается, живет и певрэшается по собственным внутренним причинам. Бога он понимает как универсальную жизнь», а не так как религия. Таким образом, признавая бога „щць как безликую первопричину, он выступает как деист. Он считал, что тело и душа человека органически неразделимы. Он кри- тцКОВап учение Платона, но не выступал против догм о бессмертии души, существование другого мира Большое внимание он уделял проблемам познания. По его мнению, в основе научного познания должны быть факты, действительность.«От естественного факта - можем перейти к нау чному познанию». Он подчеркивает значение в познании опыта ( практики). Он высмеивал эмпириков, шгорые не шли дальше единичных фактов, не обобщали их, не проникали в их причины и не делали научных выводов. Он назвал эмпиризм познанием безучастия разума. Он верил в прогресс науки и возможность познания мира. Особенностью познания является то. что оно не просто исследует бытие вещей, а проникает а их природу, выявляет породившие их причины и тенденции их дальнейшего развития. Кантемир написал краткий трактат по логике, в котором рассматривает ряд основных философских категорий: сущность, количество, отношение и др. Он доказывает, что наши понятия возникают в результате воздействия на человека объективных предметов и явлений Большой вклад в развитии философской мысли внесли и такие молдавские мыслители как Александр Хаждеу (1811-1872), Тоадер Стамати (1812- 1852), Лукич Дашков (1861-1932), Константин Стамагги - Чуря (1828-1898) и др. 7. Современные философские учения Наиболее распространенными философскими течениями 20 в являются : марксизм, неопозитивизм, экзистенционализм, неотомизм, рационализм, структурализм и др. Остановимся вкратце на изложение некоторых из них. А). Марксистская философия. Возникновение диалектико-материалнстической философии связано с «менами К.Маркса и Ф. Энгельса. Оно не было одномоментным акгом, его "^обходимо рассматривать как сложный и противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. Чтобы понять, как шел процесс формирования этой философии, следует обратиться к историческим событиям 30-х -40 -х годов !9в. в Европе. Социально- экономические предпосылки формирования диалектико- материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических общественных отношений, когда все в большей степени стали Сжаться противоречия между трудом и капиталом, один за дру гим следо- Ьали кризисы перепроизводства (1825, 1842, 1847 гг.) Они сопровождались с°кращением производства, безработицей, резким ухудшением социального г положения наемных рабочих В рамках существовавшей в то время филос.^ ско- социологической теории дать правильное объяснение всему этому бы.,, невозможно. Требовалось новый методологический подход к анализу пронс\(| дящих процессов. Сложностью и противоречивостью отличалось политическое положени, в таких странах, как Англия, Франция, Германия. Если в 18 в. рабочий клц^ выступал вместе с буржуазией против феодальных порядков, не выдвигая своц экономические и политические требования, то в 30 - 40-ые годы 19 века oj, открыто заявил о своих экономических, социальных и политических права* Классовая борьба буржуазии с пролетариатом приняла острый характер. Эволюция капиталистического способа производства требовала новых орий общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Обращаясь к аналщу социальных противоречий и стихийных восстаний рабочих во Франции, Ан- глин, Германии. Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости социа. диетической революции. Только она, по их мнению, может покончить с миром эксплуатации и насилия, построить общество социальной справедливости, равенства и свободы. Пролетариат рассматривался как главная сила революцн- онного преобразования общества Любое философское учение, рождаясь в конкретных исторических уело, виях, опирается на непосредственную и опосредованную теоретическую балу, продолжая традиции и сохраняя преемственность. Это присуще и марксистской философии. К опосредованным теоретическим источникам относятся учения древнегреческих мыслителей, эпохи Возрождения и Нового Времени, а к непосредственным - философские н социологические взгляды немецких мыслителей периода Просвещения Г.Лессинга, И Гердера и др. Особую роль при этом сыграла классическая немецкая философия, и в частности диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Творчески анализируя диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, они органически их соединили и создали новое учение - диалектический материализм. Дналектико-материалнстическая позиция позволила им осуществить критический анализ односторонних положений философии Фейербаха (созерцательный, метафизический характер материализма, антропологический подход к решению проблемы человека, идеалистическое в целом понимание истории). Они признавали, что познание является активной предметно- практической деятельностью, в результате которой происходит очеловечивание природы, объективирование знаний о ней в ходе создания «второй природы». Качественно иным, чем у Фейербаха, было понимание человека как биосоциального существа. Маркс и Энгельс осуществили системный подход к проблеме человека, что позволяет говорить о самостоятельности их философ' ских взглядов. Маркс показывает, что сущность человека представляет собой ансамбль всех общественных отношений ( см. К Маркс, Ф Энгельс. Соч. Т42 С.265 ). Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического под*»1' да к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость реальных побудительных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, которые, так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества. В этой связи они ввели в научный оборот понятие « материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Их отношение к философии Гегеля не было однозначным. Оно отличалось творческим подходом. Основой для формирования теории диалектики (отличной от гегелевской), Марксом была признана объективная действительность, которую Гегель изначально недооценивал. Несмотря на это, Маркс на протяжении всей теоретической деятельности обращался к философии этого выдающегося мыслителя с целью творческого приобщения к богатству ее содержания Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамическую систему, было принципиальным шагом вперед по сравнению с традиционной социологией Системный подход в познании природной и социальной сфер в их взаимосвязи явился важнейшим результатом творческого развития философии Итак, материализм и диалектика в марксистской философии приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи. В России одним из первых философов марксистов высту пил Плеханов. Своими сочинениями «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в историю» и др. он оставил заметный след в пропаганде и дальнейшем развитии диалектико-материалистического учения. Особое место в развитии марксизма в России принадлежит В.И.Ленину. Крит ика, которая в последние годы появилась в средствах массовой информации по поводу деятельности Ленина, не может поставить под сомнение глубину многих его суждений. Ленин решительным образом выступает против догматизации марксизма, обожествления имени Маркса и Энгельса Большое внимание Ленин уделяет проблемам социальной философии Широта спектра проблем социальной философии в ленинских трудах свидетельствовала о том, что данный исторический период требовал новых подходов к анализу социальной действительности, новых идей и решений. В своих работах он ввел такие, понятия как «диктатура пролетариата», «разрушение старого общества», «уничтожение частной собственности», «машина классового подавления», «революционное насилие» и др Социальная философия приобрела откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие. Такую логику борьбы во многом диктовала острота классовых противоречий в России. Свои мысли В.И.Ленин изложил в работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» и др После смерти Ленина, которая негативным образом повлияла на всю обстановку в России, диалектико-материалистическая философия все больше стала утрачивать свою цельность и методологическую значимость. Ее многочисленные представители были втянуты в дискуссию, которая способствовала их делению на противостоящие друг другу группы «механистов» и «диалектиков». «Механисты» утверждали, что не может существовать абсолютной сферы философствования «Диалектики», напротив, склонялись к тому, что философия обладает самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание. «Механисты», растворяя философские принципы в общих выводах естественных наук по существу отказывались от методологической основы анализа достижений естествознания. «Диалектики», обращаясь к идеалистическому, по своей сути диалектическому методу Гегеля, также не могли дать правильного осмысления развитию естественных наук на рубеже 19-20 вв. Если Ленин, обобщив достижения физики своего времени пришел к важным методологическим выводам, то «механисты» демонстрировали негативное отношение к теоретической физике 20в., особенно к теории относительности А.Эйнштейна. Один из лидеров этой школы К А.Тимирязев обвинил физику и ее представителей в идеализме, поскольку они заменили наглядные модели абстрактно - математическими построениями. Математизация физики рассматривалась как чуждый ее природе процесс. К идеалистам, а следовательно, врагам марксизма, он перечислял таких выдающихся ученых, как П.П.Лазарев, В.М.Вернадский, Л.С Берг и др. Сталин и его окружение считали эти дискуссии непозволительными в условиях господства марксизма-ленинизма, установив, политический и идеологический диктат. Происходила канонизация марксизма, догматизация ее принципов. Сталин после узурпации власти присвоил себе право единственного и непогрешимого толкователя марксизма - ленинизма. Все богатство содержания им по существу сведено к классовости и партийности, а диалектико-материалисти- ческая философия приобрела уродливый вид. Сталин писал, что марксизм как наука может сохраниться, развиваться и обогащаться лишь на основе нового опыта классовой борьбы пролетариата Отсюда делался вывод об обострении этой борьбы в процессе строительства социализма. Уже в 1922г. стали применяться репрессивные меры по отношению к инакомыслящим ученым. Из России была выслана большая группа творческой и научной интеллигенции (161 человек), среди которых были такие известные философы, как Н.А.Бердяев, Н.О.Люсский, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, П.А.Сорокин и др. Появились официальные философы, которые выполняли социально-политический заказ власти. Они стали главными интерпретаторами марксистской философии и идеологии. С их помощью работы Стали на были возведены в ранг высшего образца «творческого марксизма» Следует отметить, что никакой тоталитаризм не может полностью парализовать творческую мысль человека, нации, народа ; он может только препятствовать ей проявиться во всем многообразии и полноте. Сегодня философия нуждается в существенном обновлении, особенно в этом нуждается социальная философия. Б) Философия неотомтма. В современной западной философии существует несколько направлений религиозного типа. К ним прежде всего относится неотомизм, неопротестан- тизм, неоавгустинианство, персонализм. Важнейшее место среди них принадлежит неотомизму как наиболее разработанному и распространенному Разработка неотомизма ведется в таких идеологических центрах католической церкви, как Академия святого Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, университет Нотр Дам (США) и др. Главное назначение неотомизма - подвести философский фундамент под догматы католицизма. Неотомизм представляет собой обновленную философию средневекового схоласта Фомы Аквинского ( Томаса Аквината), которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети 19в. Используя категориальный аппарат аристотелевской философии, Фома обосновал принцип гармонии веры и разума, который явился краеугольным камнем всей его концепции. Он разработал также « космологическое доказательство» бытия бога. Этот приспособленный к запросам церкви вариант аристотелизма и получил наименование «томизм» Но почему томизм получил свое второе дыхание ? Это было обусловлено рядом причин, одна из которых заключалась в стремлении церкви приспособиться к научной революции в естествознании конца 19 в. Центральный в томизме принцип гармонии веры и разума послужил ликвидации назревавшего конфликта между наукой и религией, который грозил вызвать коррозию религиозного мировоззрения. Данный же принцип позволяет относительно спокойно существовать в сознании одного и того же человека религиозному мировоззрению и конкретно - научному знанию. Этим и объясняется значительное влияние, которым неотомизм пользуется и поныне. Неотомисты называют свою философию «реализмом», или «католическим рационализмом» Они заявляют, что она поднимается над полярностью материализма и идеализма. Однако по своему существу она представляет собой разновидность объективного идеализма, ибо основной вопрос философии решается в пользу первичности бога. Материя это пассивное начало, возможность. Она требует активной формы, которая присутствует в акте творения. В мире сотворенного бытия сущность, таким образом, предшествует су шествованию. В соответствии с христианской верой главная цель познавательной деятельности человека состоит в постижении бога. Богопознание призвано возродить человека духовного, укрепить в нем веру в божественное милосердие. Принцип гармонии веры и разума вытекает из принципа единства мира. Единство мира состоит в его бытии, а источником всякого бытия является бог. дознавая божественное творение, человек тем самым приближается к позна- нию бога. Хотя познание бога через его творения неполно, тем не менее, оно Представляет собой сферу, где вера и разум вступает во взаимодействие, веду- 11466 к их гармонии Религиозная вера и рациональное познание - не антиподы, а Два пути, ведущие к одной и той же цел иВ) Позитивизм. Позитивизм представляет собой одно из распространенных философских направлений. Его проблематика концентрируется вокруг философского анализа научного знания, и поэтому позитивизм приобрел влияние главным образом среди представителей естественных наук Позитивизм прошел длительную эволюцию. Он означает философскую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Положительные знания при этом отождествляются со знанием частных наук : для позитивизма характерно резко отрицательное отношение к традиционной философии. Позитивизм выражал те умонастроения естествоиспытателей, которые были связаны с отрицательным отношением к философии периода господства натурфилософских воззрений. Первая историческая форма позитивизма сложилась, в 30-40 годы 19в Основателем его был французский философ О. Конт( 1798-1857). Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей Наука, в принципе, не способна ответить на вопрос «почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос «как?». Лишь в таком случае нау ка может стать позитивной. И это должно касаться не только частных наук, но и философии. Философия не может быть наукой о самом бытие, как это было типично для ее метафизической стадии. Задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. Попытка Конта построить философию на принципах позитивного знания получила признание в кругах естественников. Одна из основных его работ «Курс позитивной философии» заслужила высокую оценку некоторых русских ученых - Д.И.Менделеева, Д.И.Писарева и др. Вторая истерическая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже 19-20вв. Его ведущими представителями были австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). Они сводят философию к теории познания. Эмпириокритицизм означает «критику опыта» и предполагает «очищение» опыта от всех положений, которые имеют «метафизическую» природу. Опыт, по Маху» состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира». Кризис эмпириокритицизма начался уже в первом десятилетие 20в Он был неизбежным следствием революции в естествознании, связанной с открытием элементарных частиц, которые не могли быть истолкованы как ощущения Если создатели «второго позитивизма» стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытался обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследований. Неопозитивизм появился в Австрии, Англии, Польше в 20>е годы 20в. ( Р.Карнап, Г Рейхенбах. Л. Витгенштейн). Неопозитивизм часто называют на западе аналитической философией. Она представлена логическим позитивизмом и лингвистической философией. Представители неопозитивизма считают, что философия не является наукой о какой-то реальности Она не изучает мир ( этим занимаются специальные науки) Философия не является и теорией познания Она - особый вид деятельности, связанной с логическим анализом естественных и искусственных языков. Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем Чтобы изменить этого, необходимо сформулировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей Таким языком являет ся язык магемашческой логики Логический позитивизм считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. И философия путем анализа языка должна очищагь научные знания от предложений, которые не имеют смысла Процедура проверки предположений на предмет их осмысленности получила название «верификация». Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают ( хотя бы косвенным образом) опытную проверку. Неопозитивизм, как философское направление в исследовании науки с конца 50 - начата 60 годов теряет свое влияние Многие его приверженцы отказываются от основных положений логического позитивизма Ими выдвигаются новые идеи. Па арене появился «четвертый позитивизм», или постпозитивизм. который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун и др. Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на исследование структуры наличного научного знания, то главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Для логического позитивизма было характерно резкое противопоставление эмпирического знания как надежного и устойчивого теоретическому как надежному и изменчивому. Постпозитивизм, наоборот, говорит о взаимопроникновении этих двух уровней знания. В их работах показана, что влияние теории на эмпирию весьма значительно: для установления фактов нужна теория, поэтому факты в определенной мере зависят от теории или даже определяются ею. Другая особенность постпозитивизма является его отказ от кумулятивиз- ма в понимании развития научного знания. Кумулягивистская позиция, которой придерживался ранний позитивизм, предполагает, что можно говорить и линейном развитие науке. Им обоснованы выводы о том, что в истории науки неизбежны революционные преобразования В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания, причем не только теорий, но и методов и факгов. |