Главная страница

Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
Дата12.12.2017
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
ТипУчебное пособие
#10897
страница16 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Глава 15.

ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО

1. Критерии общественного прогресса

Проблема общественного прогресса всегда вызывала горячие споры. Само понятие «общественный прогресс» ввели французские материалисты XVJ11 в. Оно было направлено против религиозной концепции о «конце света».

Под прогрессом в науке понимается движение по восходящей - от низше­го к высшему. Обратный процесс - от высшего к низшему называется регрес­сом. История человеческого общества сложна и противоречива. Социальный прогресс - это ее генеральная линия, но в рамках исторического прогресса имеют место и эпоха реакции, и застойные явления, и трагические катастро­фы, ведущие иногда к гибели целых цивилизаций, и глубочайшие заблуждения человеческой мысли. Прогресс идет многопланово и противоречиво. Напри­мер, прогресс техники всегда был связан с развитием научного знания. Чело­вечество освоило, окультурило почти всю Землю. Совершенствовались формы управления государством, смягчались человеческие нравы, стали утверждать­ся идеалы гуманизма и т.д. Но, с другой стороны, в XX в. произошли две самые кровопролитные войны. Сегодня многочисленные локальные войны, вспышки терроризма, наркомания, преступность захлестнули общество.

Как утверждает философия, общая направленность исторического про­цесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Иными словами, прогресс в сфе­ре материального производства является основой прогресса общества в целом, а также социальной, политической и духовной сторон жизни общества.

Прогресс нельзя понимать упрощенно как нечто светлое, одинаково при­влекательное для всех. Нередко прогресс одной части общества происходит за счет эксплуатации, подавления другой его части (что мы сейчас и наблюдаем в нашем обществе); продвижение в одних областях (военной) - за счет потерь в других (и, прежде всего в социальной сфере). Человечество порой весьма дорого платит за свой прогресс (войны, ядерная и экологическая угрозы, де­мографические взрывы)

Бывший Советский Союз в этом отношении не исключение. После рево­люции страна жила в капиталистическом окружении, в ней царили разруха и голод. Требовалось величайшее напряжение всех сил народа, которому при­ходилось во многом себе отказывать, для выхода из сложившейся ситуации. Дальше - сталинский произвол, геноцид, массовые репрессии, извращения и деформация социализма в период застоя Развал Союза, резкое ухудшение жизни большинства людей, обострение межнациональных конфликтов, слож­ное вхождение в рыночную экономику - все это непомерно высокая плата за будущий прогресс общества.

И все-таки прогресс, хотя и драматически, пробивает себе дорогу в СНГ Развитие производительных сил основной, но не единственный критерий общественного прогресса Критериями также выступают: соответствие про­изводственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, уровень благосостояния и духовной культуры масс трудящихся, степень развития демократизма общества и реального привлечения трудящихся к уп­равлению, возможность воспользоваться теми правами и свободами, которые отражены в Конституции. Все это, взятое в рамках единой общественной сис­темы, и определяет ее развитие.

2. Глобальные проблемы н прогресс общества

Глобальное в переводе с французского означает «всеобщее». Глобальные затрагивают интересы всего населения; создают угрозу будущему человечест­ва; требуют единения, сотрудничества людей всей Земли.

На сегодняшний день глобальные проблемы современности (ГПС) только обозначены философской наукой, а до их решения еще далеко. Это означает, что проблемы существуют, но не осознаны еще обществом в полном объеме. Сегодня говорят, прежде всего, об экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной проблемах, в то время как главной является проблема пре­дотвращения ядерной войны Среди важнейших можно назвать также демог­рафическую проблему и медицинскую с ее крупнейшими эпидемиями.

Наиболее четко ГПС стали осознаваться человечеством с 60-х годов (как по сл едет в и я НТР). Этому сп о собство вала и нтерн аци онализация общественной жизни, которая, начав с экономики, охватила постепенно науку, политическую и духовную жизнь общества. Мир становился единым целым, возникли еди­ные потребности и, в первую очередь, желание хорошо жить, т.е. знать, что ты свободный человек, что общество заботится о тебе, что оно предоставит тебе возможность развиваться как личность. Таким образом, общечеловеческие потребности выходят на первое место, и их необходимо совместно рештъ.

Говоря о путях решения ГПС, важно учитывать, что возникают проблемы стихийно, а решаться должны осознанно всеми. Для этого, прежде всего, не­обходимо:

  • разработать принципиально новые технологии (ресурсо- и энергосбе­регающие),

  • развитие экономики подчинить общечеловеческим проблемам;

  • обеспечить широчайшее международное сотрудничество (в рамках ООН);

  • отказаться от войн как средства решения проблем между государствами;

  • перестроить мышление человека и человечества в целом таким образом, чтобы оно было основано на принципах гуманизма (человеколюбия), взаимо- вьтгоды, взаимопомощи.

Что значит мыслить сегодня по-новому? Это, прежде всего, отрицание насилия. Поэтому сверхзадачей внешней политики должно быть достижение ненасильственного и безъядерного мира. Сегодня есть главная алыернашва или ненасильственный мир, или гибель человечества. Необходимо отказаться от известной формулы: война - продолжение политики иными средствами. До сих пор, желая мира, человечество, тем не менее, готовилось к войне, а безо­пасность сегодня в большей степени - задача политическая, а не военная.

Новое мышление предусматривает отказ от трактовки мира (мирного со­существования) как формы классовой борьбы, как способа решения вопроса «кто кого?». Мирное сосуществование - это, в первую очередь, способ вы­живания, а не ведение классовой борьбы Сегодня безопасность может быть только взаимной. Образно говоря, «нельзя спасти корабль, спасая лишь свою каюту»

Сегодняшний мир един, но разделен, расколот на военные блоки. Мы учимся не уподоблять всех себе. Другие народы - не такие, как мы. Осознавая реальные различия между нами, представителями различных культур, эконо­мических н политических систем, мы должны твердо усвоить: сотрудничество вместо соперничества - вот лозунг сегодняшнего дня.

Говоря о ГПС, необходимо помнить, что будущая ситуация в той или иной степени всегда неопределенна. С другой стороны, всякая человеческая деятель­ность невозможна без предвидения. Задача философской науки и заключается в том, чтобы уменьшить степень неопределенности в развитии общества.

Анализируя перспективы развития человечества, необходимо учитывать, что путь движения к истине через заблуждения, к созиданию через разруше­ние человечество может себе позволить до известного предела, те пока это не угрожает уничтожением человечеству в целом. Можно допускать те ошибки, которые поддаются исправлению (падать не страшно, если можно подняться вновь). А когда такой возможности нет, единственное спасение сост оит в том, чтобы быть осмотрительнее, т.е. не допускать серьезных ошибок

От стихийного типа развития необходимо перейти к сознательному. Чело­вечество должно выработать такое мышление, когда разум будет преобладать над хитростью, ясная мысль - над слепыми страстями. Психология же сов­ременного человека в этом отношении ничуть не изменилась. Миром правят интересы. А они у разных людей, наций, государств неодинаковы. Однако в современную эпоху у всех людей появляется общий интерес: сохранение жиз­ни, самой возможности существования человеческого рода. Новое мышление утверждает приоритет разума над интересом, приоритет общечеловеческого над групповым, классовым, национальным.

Как ни парадоксально, но в мире ценностей ум сам по себе, оторванный от других мотивов поведения, может стать плохим путеводителем. Неограни­ченный в своих возможностях, ум может легко опуститься до изворотливости, цинизма, перейти черту, за которой начинается «мертвая зона». Новое мышле­ние как раз и предполагает соединение человеческого ума с совестью. Только в этом случае приходит осознание той истины, которая гласит: среди ценностей человека самая важная - право на жизнь.

Интересной является историческая параллель. Приговоренному к смерти Сократу друзья предлагали побег, что сохранило бы ему жизнь, хотя и лишило бы возможности заниматься любимым делом. Отвергая предоставленную воз­можность, Сокрагг сказал: «Всего более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую». И сегодня, отстаивая право на жизнь, предполагается сде­лать эту жизнь достойной человека

Но, к сожалению, одним из главных противоречий, с которым столкнулось человечество, является противоречие между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуально-технологическими возможностями. Ведь сегодня сила компьютерного века угрожающе соедини­лась с моралью века каменного. Подтверждением тому служит перенесение земного противоборства в космическое пространство (разработка концепции «звездных войн»): современная технология сочетается с технологией и мора­лью прошлых эпох. Но одно дело дикарь, который поджидает свою жертву, спрятавшись в кустах и вооружившись стрелами, и другое дело - современ­ный дикарь, закладывающий взрывное устройство в гигантский авиалайнер, или группа людей, завладевшая ядерным оружием, терроризирующая целые народы и страны. Чтобы избежать осуществления подобных ситуаций, необхо­димы помимо политических, экономических решений, переоценка ценностей, переход от национально-классового мышления к общечеловеческому, от этики вражды и насилия к этике доверия и терпимости.

Современную цивилизацию называют цивилизацией раздробленного че­ловечества и раздробленного человека. Человечество, как уже отмечалось, раз­дроблено на недружественные нации, классы, группы, человек - на сознание и подсознание, на мозаику враждующих желаний, запросов, склонностей Ци­вилизация раздробленного человечества, видимо, идет сейчас к своему концу. Новая цивилизация станет, вероятнее всего, цивилизацией единого человечес­тва и цельного человека, и ее главным законом будет, очевидно, не соперни­чество, а содружество людей. Люди, наконец, осознают, что то общее в жизни, что их объединяет, намного важнее того, что их разъединяет. И величайшим строителем такой цивилизации станет человеческая любовь как принцип от­ношения человека к миру и к другим людям.

Это и дает основания надеяться, что совместными усилиями народов ГПС будут решены, и человечество продолжит свое прогрессивное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мир философии. В 2-х ч М., 1991.

  2. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М„ 1992.

  3. История философии; Запад - Россия - Восток. Под ред. Ю А. Шича- лина. М.,1998

  4. Парникель Ю.Л. Прикладная социология. Пособие для студентов Псков, 1997

  5. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах Ростов-Дон, 1496.

  6. Философский словарь. М., 2004.

  7. Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной фи­лософии биологии. М„ 2001.

8 Карпинская PC. Философия природы: коэволюционная стратегия. М , 1995.

    1. Савенков В.Я. Новые представления о возникновении жизни на Земле Киев, 1991.

    2. Брызгалина Е.В Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

.5. Проблема единства мира

Рассматривая развитие и изменение картины мира и опираясь на опре­деление материи , можно сформулировать важный мировоззренческий и ме­тодологический вывод: миру присуще единство Что это означает9 Прежде

всего, что на основании современных естественнонаучных представлений о свойствах предметов, окружающих нас на Земле и за ее пределами, в космосе, можно утверждать, что все они имеют единое физико-химическое строение. Иными словами, любые материальные явления и процессы состоят из моле­кул. атомов, элементарных частиц и других видов вещества, а также самых различных физических полей Из этого следует, что все материальные явления могут быть изучены человеком, опираясь на науку, без привлечения каких- либо религиозно- идеалистических воззрений.

Христианское мировоззрение также утверждает, что мир един, однако ви­дит единство мира в том, что он создан богом,

Субъективные идеалисты основу мира усматривают в своем собственном сознании, так что весь мир для последовательного субъективного идеалиста
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта